Натюрморт с селёдкой
Натюрморт с селёдкой — разновидность бытового натюрморта. Пик его популярности пришёлся на XVII век (в живописи «малых голландцев»).
Сельдь как блюдо — один из наиболее частых объектов изображения в живописи.
Символизм
В голландской живописи, для которой характерны символизм и аллегории, «натюрморты с селёдкой» имеют сакральный подтекст: рыба, хлеб и вино — элементы христианской символики. На ранних натюрмортах предметы степенно выстраивались в соответствии с канонами. Скромные и незамысловатые «завтраки» отражали пуританские вкусы публики, а символика картин была понятна людям той эпохи. Например, на картинах Питера Класа сельдь — это символ Христа, хлеб и вино — таинство причастия, нож — символ жертвы, лимон — краткость земных удовольствий, орехи в скорлупе — душа, скованная грехом, виноград — символ божественного покровительства.
В натюрмортах Давида Штеренберга селёдка — жадное вожделение изголодавшегося человека, олицетворение скудости жизни и нужды тех лет.
«Типично русский натюрморт»
«Типично русский натюрморт» или «пьяный натюрморт» — изображение водки в обрамлении разнообразных закусок, включая селёдку. В советскую эпоху натюрморт с водкой и селёдкой стал популярной темой. В этом жанре работали как представители официального соцреализма, так и нонконформисты.
Авторы
Среди художников, обращавшихся к этому сюжету, были:
- Виллем ван Алст
- Владимир Малагис
- Кузьма Петров-Водкин
- Зинаида Серебрякова
- Кончаловский, Пётр Петрович
- Оскар Рабин
- Мельников, Евгений Павлович
Галерея
-
Питер Клас Натюрморт (1643)
-
Питер Клас Завтрак (1646)
-
Питер Клас Натюрморт, Национальная картинная галерея Армении, Ереван
-
Питер Клас Натюрморт. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку
-
Виллем ван Алст (1679)
-
Георг Флегель
-
Винсент Ван Гог, 1887
-
Винсент Ван Гог, Натюрморт копченая селедка на куске желтой бумаги, 1889
-
Винсент Ван Гог, 1886
-
Хаим Сутин
-
Кузьма Петров-Водкин
