17.07.2023

Саратовский троллейбус


Саратовский троллейбус — троллейбусная система города Саратова. Открытие троллейбусного движения состоялось 6 ноября 1952 года. Перевозку пассажиров осуществляет МУПП «Саратовгорэлектротранс».

С энгельсской системой связана посредством линии на Саратовском мосту, при этом с 2004 по 2021 год обе троллейбусные системы были независимыми.

Хроника

1950-е

1952 год.

6 ноября открыта первая линия в центре города, проложенная на месте снятых трамвайных путей по ул. Ленина от пл. Дзержинского до ул. Радищева.

Кольцо на ул. Радищева располагалось вокруг исторического факультета СГУ (до революции — Биржа, после истфака — корпус Поволжского института управления имени П. А. Столыпина, а ныне Радищевского музея). Движение по новому маршруту «Железнодорожный вокзал — площадь Революции» открыли 5 троллейбусов МТБ-82Д, базировавшиеся в ремонтных мастерских трамвайно-троллейбусного управления.

1953 год.

4 февраля открыта вторая очередь линии, построено 10 км контактной сети по ул. Ленина от ул. Радищева до Музейной площади, троллейбусный парк вырос до 10 машин.

C открытием второй очереди продлён ранее открытый маршрут «Железнодорожный вокзал — Музейная площадь». Разворот троллейбусов на Музейной площади осуществлялся вокруг Троицкого собора.

В течение года троллейбусный парк вырос до 15 машин.

1954 год.

1 мая открыто движение по линии в центре города, также проложенной на месте снятых трамвайных путей:

  • ул. Аткарская, ул. 20 лет ВЛКСМ (Большая казачья), ул. Университетская, ул. Вавилова, пл. и проспект Кирова, ул. Волжская, кольцо: ул. Комсомольская — ул. Революционная (Григорьева) — ул. Некрасова; от Железнодорожного вокзала до ул. Комсомольской.

С открытием новой линии утверждена схема маршрутов:

  • № 1 «Железнодорожный вокзал — Музейная площадь» (присвоен номер).
  • № 2 «Железнодорожный вокзал — ул. Комсомольская» (организован на новой линии).

1955 год.

18 апреля продлена открытая ранее линия

  • ул. Октябрьская, кольцо: ул. Чернышевского — Князевский взвоз — ул. Покровская; от ул. Комсомольской до ул. Покровской (Лермонтова).

С открытием линии продлен ранее открытый маршрут

  • № 2 «Железнодорожный вокзал — Волга».

Старое оборотное кольцо маршрута оставили для служебного использования, оно существовало и в 1968 году.

6 ноября введена в эксплуатацию новая линия, также проложенная на месте снятых трамвайных путей, по улицам Горького, ул. Мичурина, ул. Рахова, от проспект Ленина до 1-й Совбольницы. Кольцо на ул. Горького расположено вокруг к/т «Ударник», ныне здания Областной научной библиотеки. С открытием новой линии организован маршрут № 3 «Кинотеатр „Ударник“ (ул. Московская) — 1-я Советская больница».

Построено троллейбусное депо № 1 вместимостью 45 машин.

1956 год.

В Энгельсе открыта обкаточная троллейбусная линия «завод им. Урицкого—пл. Ф. Энгельса».

21 декабря введено в эксплуатацию троллейбусное депо № 1 (Кировское) на 100 машин и служебная линия к нему по ул. Аткарской от ул. Ленина (Московской).

Троллейбусный парк составляет 56 единиц. На 1957 год запланировано строительство линии от Музейной площади до стадиона «Буревестник».

1957 год.

30 апреля введён в эксплуатацию оборот:

  • ул. Шелковичная, ул. Пугачевская, ул. Новоузенская, к западу от ул. Хользунова.

С открытием нового участка продлен маршрут

  • № 3 «Кинотеатр „Ударник“ — 1-я Советская больница».

1958 год.

30 апреля введена в строй новая троллейбусная линия длиной более 5 километров по ул. Чернышевского, от проспекта Ленина до ул. Дегтярной (оборот: Чернышевского — Музейная площадь — ул. Челюскинцев). С открытием новой линии 1 мая открыто движение по маршруту № 4 «Музейная площадь — Дегтярная площадь».

7 ноября открыто движение по новой линии по улицам Шелковичной (обратно по Новоузенской), Астраханской, 2-му Станционному проезду, Дегтярной до стадиона «Труд». С открытием новой линии продлён маршрут № 3 «кинотеатр „Ударник“ — стадион „Труд“»

1959 год.

13 сентября открыто движение по новой линии по улицам Чернышевского, Орджоникидзе от Дегтярной до площади Орджоникидзе. С открытием новой линии продлен маршрут № 4 «Музейная площадь — площадь Орджоникидзе», время оборота 58 минут.

В Энгельсе начала эксплуатироваться пассажирская линия «пл. Ленина—з/д им. Урицкого».

1960-е

1960 год.

На улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы новой модели — ЗиУ-5.

30 апреля введена в строй новая троллейбусная линия в Ленинский район

  • ул. Астраханская, ул. Большая Горная, Красноармейский тракт (пр. 50-летия Октября), от проспекта Ленина до Трофимовского моста.

С открытием новой линии организован маршрут

  • № 5 «Музейная площадь — Трофимовский мост».

6 ноября открыт сквозной участок линии в центре города

  • ул. Дегтярная от ул. Грибова до ул. Чернышевского.

С открытием нового участка организован маршрут

  • № 6 «Кинотеатр „Ударник“ — Площадь Орджоникидзе».

1962 год.

30 апреля открыто движение на новой линии к заводу Техстекло

  • ул. 2-я Прокатная, ул. Зеркальная от Трофимовского моста до ул. Загороднева.

С открытием новой линии продлен маршрут

  • № 5 «Музейная площадь — завод Техстекло».

К 7 ноября построено новое оборотное кольцо:

  • Набережная Космонавтов, проспект Ленина, ул. Лермонтова от ул. Октябрьской.

На новой линии организовано движение маршрута

  • № 2 «Железнодорожный вокзал — Волга (Набережная Космонавтов)»

На действующих линиях открыт новый маршрут

  • № 7 «Центральный колхозный рынок — завод Техстекло»

К концу года из 126 троллейбусов 50 стоят на Привокзальной площади разукомплектованные. Выпуск троллейбуса 30—35 единиц, из-за неисправностей они сходят с линии, к вечеру остаётся 10 машин.

1964 год.

29 апреля открыта первая пасcажирская линия в городе Энгельсе. Маршрут № 8 «Пл. Ленина — 1-й Микрорайон» (сквозная нумерация с Саратовом) прошёл по улицам Горького, Тельмана, Пушкина, Степной, проспекту Энгельса, подъезду к заводу им. Урицкого. Движение в Энгельсе открыли троллейбусы ЗиУ-5.

12 июля введены в эксплуатацию новое троллейбусное депо № 2 (Ленинское) на 100 машин и служебная линия к нему по улице Панфилова от Трофимовского моста до Буровой. Линия 4 месяца была обесточена из-за недостатка мощностей электропитания, для буксировки троллейбусов в депо использовались грузовики. 27 ноября до депо № 2 все-таки пустили ток, что позволило организовать новый маршрут № 7 «Трофимовский мост — ул. Буровая».

Открыта 1-я очередь троллейбусного маршрута № 11 «ул. Буровая—пл. Ленина»

1965 год

К 10 июля 1965 построен автодорожный мост через Волгу, соединяющий Саратов и Энгельс. По нему построена троллейбусная линия и открыт маршрут № 9 «Саратов—Энгельс» до Предмостовой площади в Саратове.

1969—1972 год

В этот период закрыто движение на линии

  • Набережная Космонавтов, проспект Ленина, ул. Лермонтова от ул. Октябрьской

Восстановлено в прежних границах трасса маршрута

  • № 2 «Железнодорожный вокзал — Волга».

Открыт маршрут

  • № 10 «вокзал — Сокурский тракт».

1970-е

1970 год.

18 января открыто движение по новым линиям

  • ул. Университетская от проспекта Ленина до ул. Большой Горной.
  • ул. Шехурдина, просп. Строителей от площади Ленина до ул. Тархова.

29 января продлён маршрут

  • № 7 «Площадь Ленина — ул. Буровая».

26 марта введена в строй новая троллейбусная линия

  • ул. Буровая от подъезда к депо № 2 до Московского шоссе.

С открытием новой линии изменены маршруты

  • № 11 «Пл. Ленина — поселок Елшанка» (открыт на продленной линии)
  • № 7 — отменен.

28 апреля открыта новая троллейбусная линия в Энгельсе

  • проспект Строителей, проспект Химиков от проспекта Энгельса до Химкомбината.

С открытием новой линии организован маршрут

  • № 12 «Площадь Ленина — проспект Химиков».

1971 год.

18 марта в Энгельсе открыта односторонняя троллейбусная линия на участке

  • ул. Космонавтов, ул. Ломоносова от проспекта Химиков до проспекта Строителей.

Троллейбусная линия, по которой отсутствовало постоянное движение, стала использоваться как служебная. Маршрут № 12 при движении в сторону центра города проходит по новопостроенной линии.

1972 год.

1 марта на улицах Саратова стали эксплуатироваться троллейбусы трёхдверной модели ЗиУ-9. Первоначально эта модель стала использоваться на самом напряженном маршруте — № 2

31 декабря открыты новые троллейбусные линии через Глебучев овраг по вновь построенному путепроводу

  • ул. Соколовая, ул. Чернышевского, от Предмостовой площади до ул. Челюскинцев.
  • ул. Чернышевская, ул. Большая Горная от Челюскинцев до Предмостовой площади.

Продлён маршрут

  • № 9 «Энгельс (площадь Ленина) — Саратов (Железнодорожный вокзал)».

1973 год.

Построена 1-я очередь троллейбусного маршрута

  • № 7 «пл. Ленина—ВСО»

1974 год.

9 января открыта новая линия в Ленинском районе

  • Петровский тракт (Московское шоссе) от Трофимовского моста до железнодорожного пересечения.

С открытием новой линии организован маршрут

  • № 7 «Пл. Ленина — ВСО» через Трофимовский мост.

1975 год. Списан последний троллейбус модели МТБ-82.

1976 год.

23 февраля открыто движение по новой линии в Заводской район

  • проспект Энтузиастов, кольцо ул. Васильковская — ул. Вологодская — ул. Азина от площади Орджоникидзе (кон. остановка «Стадион Волга») до ул. Азина.

С открытием новой линии организован маршрут

  • № 13 «Стадион „Волга“ — ул. Азина».

8 апреля с введением одностороннего движения в районе стадиона «Спартак» введена в строй новая односторонняя троллейбусная линия

  • 2-й Станционный проезд, ул. Грибова до ул. Беляева (Дегтярная).

После чего демонтированы участки

  • ул. Беляева от ул. Чернышевского до ул. Грибова (северное направление)
  • ул. Беляева от 2-го Станционного пр-да до ул. Чернышевского (южное направление)

Маршрут № 3 проходит по новому оборотному кольцу. Маршрут № 6, который работал нестабильно — отменён.

1977 год

Открыт маршрут

  • № 6 «Сокурский тракт—з/д „Техстекло“»

1978 год.

18 ноября открыто движение по новой линии в Энгельсе

  • проспект Строителей от проспекта Химиков до ЗМК (южный край города).

С открытием новой линии организован маршрут

  • № 14 «Пл. Ленина — Завод Металлоконструкций» .

1979 год.

3 марта на действующих линиях открыт новый гибридный троллейбусный маршрут

  • № 6 «Сокурский тракт — завод Техстекло».

1 июля закрыто движение на линии

  • Проспект Энтузиастов к северу от площади орджоникидзе

С закрытием линий изменены маршруты:

  • № 4 «Музейная площадь — ул. Азина» (продлён, поглотил 13-й).
  • № 13 — отменен.

1980-е

1980 год

31 мая введена в строй новая линия по ул. Шехурдина от проспекта Строителей до Трофимовского моста. Трасса маршрута № 7 с тех пор проходит по ул. Шехурдина.

1981 год.

6 октября открыто движение по новым линиям

  • ул. Университетская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая от ул. Вавилова до ул. Беговой (южная сторона).
  • ул. Большая Садовая, ул. 2-я Садовая, ул. Аткарская, ул. Степана Разина, ул. Рабочая, ул. Университетская от ул. беговой до ул. Вавилова (северная сторона).

С открытием новой линии организован маршрут

  • № 13 «вокзал — Политехнический институт».

1983 год

4 июня с переводом проспект Кирова в пешеходную зону введена в строй новая линия в центре города (построена к 20 августа 1982 года)

  • ул. Рахова, ул. Советская, ул. Чапаева, ул. Сакко и Ванцетти, ул. Радищева от ул. Вавилова до ул. Волжской.

После чего демонтирована старая линия в центе города

  • ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова, от ул. Рахова до ул. Радищева.

С открытием нового участка изменен маршрут:

  • № 2 — движение в обоих направлениях перенесено на ул. Рахова, ул. Советская, ул. Чапаева, ул. Сакко и Ванцетти, ул. Радищева

1984 год

Списан последний троллейбус модели ЗиУ-5.

Внесены изменения в схему маршрутов:

  • № 6 — стал полукольцевым, с проспекта Строителей поворачивает на ул. Зеркальная, далее по 2-й Прокатной на пл. Ленина и по проспекту Строителей до Сокурского тракта.

1985 год.

2 августа в связи с реконструкцией парка «Липки» и постоянными заторами движения в центре города введены в строй новые временные участки

  • ул. Горького, Рабочий переулок от ул. Мичурина до ул. Чернышевского
  • односторонняя линия — Нескучный переулок, ул. Лермонтова от ул. Чернышевского до Музейной площади (служебная линия)
  • оборотное полукольцо; ул. Лермонтова, Князев переулок

Маршрут № 2 временами следует до ул. Лермонтова через ул. Горького, Рабочий пер с заворотом вокруг музея им. Федина.

1986 год.

30 апреля в центре города построены новые линии

  • ул. Коммунарная (Соборная), ул. Котовского, ул. Некрасова, ул. Революционная (Григорьева), кольцо: ул. Лермонтова, Обуховский пер., ул. Чернышевского.

После чего демонтированы старые линии

  • ул. Радищева, ул. Волжская, ул. Октябрьская от ул. Сакко и Ванцетти до Набережной Космонавтов
  • оборотное полукольцо; ул. Лермонтова, Князев переулок

Временный участок в центре города — ул. Горького, Рабочий пер. от Мичурина до ул. Чернышевского стал постоянным. Внесены изменения в схему маршрутов:

  • № 2 «Железнодорожный вокзал — ул. Лермонтова». (перенаправлен по новопостроенным линиям)
  • № 2А «Железнодорожный вокзал — ул. Лермонтова (Музейная площадь)». (организован по измененной трассе маршрута № 2 по ул. Горького, ул. Чернышевского).

20 октября на действующих линиях открыт новый маршрут

  • № 15 «Площадь Ленина — Музейная площадь». (укороченная 5-ка)

1987 год.

26 декабря введена в строй новая троллейбусная линия в Елшанке

  • Московское шоссе от 1-го Московского проезда до ул. Буровой.

С открытием новой линии продлён маршрут

  • № 7 «Площадь Ленина — Елшанка».

1988 год.

26 сентября введена в строй новый короткий участок в центре города

  • ул. Рахова, от ул. Советской до ул. Мичурина.

С открытием нового участка организован маршрут

  • № 16 «Железнодорожный вокзал — Стадион „Спартак“ (ул. Грибова)».

1990-е

1990 год

5 апреля в связи с ремонтом дороги на ул. Шелковичной надолго прекращено движение троллейбусов и введен в строй новый участок

  • ул. Рахова, от ул. Шелковичная до ул. Новоузенская(временный);
  • ул. Мичурина, ул. Хользунова от ул. Рахова до ул. Шелковичной.

Одновременно временно закрыт участок

  • ул. Рахова, ул. Шелковичная от ул. Мичурина до ул. Хользунова.

Маршруты № 3 и 16 в сторону стадиона «Спартак» следуют по ул. Хользунова.

В Энгельсе открыто троллейбусное депо на 100 машин и образовано самостоятельное Энгельсское троллейбусное управление.

1991 год

В феврале этого года отменены троллейбусные маршруты № 6 и 15

5 мая закрыта односторонняя служебная линия по Нескучному переулку и ул. Лермонтова.

  • Нескучный переулок, ул. Лермонтова от ул. Чернышевского до Музейной площади

Маршруты № 2А перестали заезжать на Музейную площадь и оборачиваются вместе с 2-кой.

1992 год

В Саратове появился первый сочленённый троллейбус ЗиУ-10 «Гармошка»

1 марта восстановлен по последней трассе троллейбусный маршрут

  • № 6 «ул. Загороднева — ул. Тархова» (полукольцо).

21 мая построен короткий односторонний участок:

  • ул. Хвесина от ул. большой Горной до ул. Соколовой.

До этого участка продлён маршрут

  • № 1 «Железнодорожный вокзал — ул. Хвесина» (Саратовский вариант маршрута № 9).

1993 год.

В Энгельсе появился первый сочленённый троллейбус ЗиУ-10 «Гармошка»

29 июня восстановлена после ремонта троллейбусная линия

  • ул. Рахова, ул. Шелковичная от ул. Мичурина до ул. Хользунова.

Одновременно снята объездная линия

  • ул. Хользунова, от ул. Мичурина до Шелковичной.

Маршруты № 3 и 16 возвращены на исходные трассы.

1 сентября с введением одностороннего движения в районе ул. Университетская — ул. Рабочая введен новый односторонний короткий участок

  • ул. Белоглинская, ул. Университетская от ул. Степана Разина до ул. Рабочая.

Одновременно закрыт старый односторонний участок

  • ул. Степана Разина, ул. Рабочая от ул. Белоглинской до ул. Университетской.

Маршрут № 13 в сторону железнодорожного вокзала проходит по новой линии.

1996 год

В течение года в связи с нерентабельностью вновь отменен маршрут № 6.

1997 год.

1 сентября открыта новая линия в центре города, проложенная на месте снятых трамвайных путей

  • ул. Чапаева от ул. Московской до ул. Сакко и Ванцетти;
  • ул. Чапаева от ул. Советской до ул. Чернышевского.

С открытием новой линии организован маршрут

  • № 15 «Железнодорожный вокзал — площадь Орджоникидзе».

1999 год.

1 сентября для удобства движения на перекрестке улиц Чапаева и Советской, введена новая линия

  • ул. Советская, ул. Радищева от ул. Чапаева до Соборной площади.

После чего демонтирована старая линия в центре города

  • ул. Сакко и Ванцетти от ул. Чапаева до Соборной площади.

Трасса маршрута № 2 проходит по ул. Советской вместо ул. Сакко и Ванцетти.

2000-е

2000—2001 год

В этот период закрывается движение по одностороннему участку

  • кольцо: ул. Васильковская — ул. Вологодская — ул. Азина,

с закрытием оборотного кольца сокращен маршрут

  • № 4 «Музейная площадь — ул. Васильковская».

2004 год.

23 марта из-за падения опоры, держащей контактную сеть на мосту Саратов-Энгельс временно, а потом вплоть до середины 2021 года прекратилось движение маршрута № 9, после чего демонтирована линия

  • мост Саратов — Энгельс, ул. Лесозаводская.

В течение года в связи с нерентабельностью отменены маршруты № 2А и 13.

2006 год.

Восстановлено троллейбусное движение по прежней трассе маршрута

  • № 2А «Железнодорожный вокзал — ул. Лермонтова».

25 августа временно возобновлено движение маршрута № 13 (на время закрытия трамвайных маршрутов № 9, 10 в связи с ремонтом теплотрассы) по сокращённой схеме: троллейбус не доезжает до ул. Беговой, поворачивая на 2-ю Садовую сразу с Большой Садовой, для чего был открыт короткий участок на пересечении улиц 2-й Садовой и Большой Садовой.

  • № 13 «Железнодорожный вокзал — ул. 2-я Садовая».

Осенью маршрут был окончательно закрыт. Контактная сеть по состоянию на апрель 2015 года частично демонтирована.

19 августа в Энгельсе введена в строй новая односторонняя троллейбусная линия из-за отвода земли под конечной станцией всех городских троллейбусов под строительство торгового центра «Лазурный». Как позднее выяснилось, мэр города Лысенко предоставил эту землю под строительство ТЦ незаконно. Перенос конечной с привычной пл. Ленина на «малообитаемую» ул. Петровскую понизил пассажиропоток всех троллейбусных маршрутов. Позже, с восстановлением сети, возможность уезжать из центра на троллейбусе возобновится, с переносом конечной с ул. Петровской на «Ленту» (кольцо на ул. Лесозаводская/Трудовая).

  • ул. Петровская от ул. Калинина до ул. Максима Горького.

После этого демонтированы старые линии в центре города:

  • ул. Калинина от ул. Петровской до пл. Ленина;
  • ул. Максима Горького от пл. Ленина до ул. Петровской.

Маршруты № 8, 12, 14 от пл. Ленина проходят по ул. Калинина и Петровского и далее по своим трассам. Обратно к пл. Ленина проходят по ул. Горького.

2008 год.

  • На улицах Саратова стали эксплуатироваться новые троллейбусы модели ЗиУ-682Г-016.02, ЗиУ-682Г-016.04, Тролза-5275.05, Тролза-5275.06 «Оптима» и Тролза-5265.00 «Мегаполис». Также в Саратове и Энгельсе списаны все сочленённые троллейбусы ЗиУ-10 «Гармошка»

2009 год.

14 декабря восстановлен по последней трассе маршрут

  • № 6 «ул. Загороднева — ул. Тархова» (полукольцо).

2010-е

2010 год.

  • 1 декабря в связи с нерентабельностью вновь отменен маршрут № 6.

2012 год.

  • В августе в связи с капитальным ремонтом ул. Московской временно закрыт маршрут № 1 «Ж/д вокзал — ул. Хвесина». Временно сокращен маршрут № 5 «пл. Музейная — ул. Загороднева». Он осуществляет разворот не на Музейной площади, а у ЦКР, по трассе маршрута № 10.

2013 год.

  • В июле-августе в связи с продолжением капитального ремонта ул. Московской вновь закрывается маршрут № 1, также закрыт № 15 и сокращены сначала № 5 до ЦКР, потом № 5 восстановлен и до ЦКР сокращён № 10. В конце года по городу проходит паника в связи с возможным отключением электроэнергии в связи с задолженность МУПП СГЭТ. Тролли из социальных сетей публикуют схему, по которой якобы будет поэтапно прекращена работа маршрутов электротранспорта.

2015 год.

  • Происходит сокращение штата работников в «Саратовгорэлектротранс».
  • 8 апреля из-за долгов перед энергетиками (около 19 млн рублей) была обесточена подстанция которая питает линию на московском шоссе, в связи с этим временно прекратил работу маршрут № 7. Из за напряжённой финансовой обстановки предприятия предполагалось дальнейшее отключение подстанций.

2016 год

  • В Саратов начали прибывать троллейбусы б/у из Москвы модели АКСМ-20101 белорусского производства. Всего их прибыло 20 машин.
  • 14 октября запущен в тестовом режиме новый троллейбусный маршрут № 5Д «Музейная площадь — ул. Тархова». Маршрут следует до пл Ленина как маршрут № 5, а после — как маршрут № 10. Выпуск на маршрут составил всего лишь 2 машины. В ноябре № 5Д «Музейная площадь — ул. Тархова» отменён, так как не востребован по мнению чиновников.

2017 год

  • 22 марта стало известно, что из 20 АКСМ-20101, подаренных Москвой, на линии в течение года выйдут только 11, остальные разберут на запчасти.
  • в Энгельсе закрыт троллейбусный маршрут № 12. Трасса маршрута № 14 частично проходит через бывшее кольцо маршрута № 12. Одновременно с этим конечную маршрутов № 8 и 14 с площади Ленина переносят на кольцо на пересечении улиц Лесозаводской и Трудовой

2018—2019 годы

  • Списаны все московские б/у троллейбусы АКСМ-20101. С пассажирами ни один из них не работал.
  • 30 июля — 12 сентября 2019 — в связи с ремонтом теплотрассы под ул. Чернышевского остановлено движение маршрута № 4, маршрут № 15 продлён от пл. Орджоникидзе до ул. Азина.
  • 12 ноября 2019 — из-за ремонта Трофимовского моста маршрут троллейбуса № 5 изменён и следует от Музейной площади до посёлка Елшанка.
  • декабрь 2019 — в Кировское депо поступают новые троллейбусы модели Тролза-5275.03 «Оптима» из заказа в 7 машин, ранее предназначен для Красноярска.
  • 21 декабря 2019 — в связи с разборкой Трофимовского моста остановлено движение по маршруту № 7.

2020-е

  • весна и осень 2020 — прибывают 90 троллейбусов «Тролза», БКМ и СВАРЗ-МАЗ, списанные в Москве в связи с закрытием троллейбусной системы.
  • весна—лето 2020 — итальянская забастовка водителей Кировского троллейбусного депо, протестующих против низких зарплат, необходимости работать на неисправных троллейбусах и против перевода директора депо на другую должность. Создан независимый профсоюз работников электротранспорта.
  • август 2020 — анонсируется существенно повышение зарплат по предприятию. Вследствие этого произошёл отток сотрудников из «Энгельсэлектротранса», после чего в декабре сотрудники ЭЭТ обратились с просьбой объединить предприятия и восстановить междугородний маршрут № 9.
  • 7 декабря 2020 — возобновлено движение троллейбусного маршрута № 5 до конечной станции «Улица Загороднева» после реконструкции Трофимовского путепровода. Вводившаяся на время ремонта моста трасса стала новым маршрутом № 5а.
  • 11 декабря 2020 — губернатор Саратовской области Валерий Радаев поручил разработать график работ по восстановлению движения троллейбусного маршрута № 9 «Саратов—Энгельс».
  • 23 декабря 2020 — после реконструкции Трофимовского путепровода восстановлено движение троллейбусного маршрута № 7.
  • январь 2021 — опубликован проект приказа об установлении межмуниципального троллейбусного маршрута № 109 «Саратов (Ж/д вокзал) — Энгельс (ЗАО „Тролза“)». 17 марта приказ был подписан, установлена трасса будущего маршрута и определён максимальный выпуск в 20 единиц. Проведён конкурс на обустройство контактной сети на мосту сметной стоимостью 50 млн руб. Закончить монтаж контактной сети планируется к 1 июля 2021 года.
  • 2 июля 2021 года после 17 лет перерыва восстановлено движение по междугородному троллейбусному маршруту «Саратов (ж/д вокзал) —Энгельс (Тролза)» под № 109 (бывший 9). Стоимость проезда за наличный расчёт по городу 23 рубля, как и в обычных маршрутах, межгород — 26 рублей. Маршрут обслуживается «Саратовгорэлектротрансом» и «Энгельсэлектротрансом» совместно (по 10 троллейбусов). На линию выходят 20 машин 2 типов: низкопольные троллейбусы «Мегаполис» и полунизкопольные «Оптима» производства энгельсского троллейбусного завода. Помимо работающих на маршруте машин, один троллейбус находится в запасе. Через две недели восстановленная линия впервые была использована для перегонки с Энгельсского завода ПК «Транспортные системы» своим ходом новых троллейбусов «Адмирал», поставляемых в Саратов (партия в 10 машин из общего заказа в 70 единиц). Это первый крупный заказ подвижного состава саратовского электрического транспорта с 2008 года.
  • 2 сентября 2021 года без строительства контактной сети, посредством троллейбусов с увеличенным автономным ходом, продлён маршрут № 10 по улице Тархова, Кузнецова, с возвращением по проспекту Героев Отечества, Топольчанской, Тархова.
  • 1 мая 2022 года стоимость проезда повышена с 23/21 рубля до 29/25 рублей наличными и безналичными соответственно.

Маршруты

Действующие

Схема троллейбусных маршрутов в Энгельсе с 2021 года

По состоянию на апрель 2023 года в Саратове и Энгельсе действуют 14 троллейбусных маршрутов. Некоторые пропуски в нумерации маршрутов обусловлены тем, что до 2004 года троллейбусные системы Саратова и Энгельса были объединены.

Закрытые

Схема троллейбусных маршрутов Саратова, 2010 год.

Подвижной состав

Троллейбус с бортовым номером 1252 на маршруте № 2а (вид сзади справа)Троллейбус с бортовым номером 1192 м заходит на остановочный пункт
«ул. М. Горького» (маршрут № 2)

В городе действуют два депо: № 1 Кировского района и № 2 Ленинского района. Также, до отделения Энгельсского троллейбусного управления, в ведении Саратовского ТТУ находилось троллейбусное депо № 3 в Энгельсе. В 1990-х было начато строительство троллейбусного депо № 4 в Заводском районе, но с распадом СССР и отсутствием финансирования строительство было заморожено. На 25.04.2010 на территории находились списанные троллейбусы. По состоянию на 11.05.2011 территория использовалась как склад хранения списанного оборудования.

Количество троллейбусов по состоянию на 2 июля 2020 года составляет 201 единицу. Большинство троллейбусов, эксплуатируемых в Саратове — это троллейбусы типа ПКТС-6281.00, 6281.01 «Адмирал» (70 единиц), Тролза-5265.00 «Мегаполис» (48 единиц), Тролза-5275.05, 5275.06, 5275.03 «Оптима» (41 единица), ЗиУ-682 (14 единиц), произведённые в Энгельсе.

В 2016 году поступили партии троллейбусов БКМ-20101, в 2020-м БКМ-321, списанных в Москве при ликвидации московского троллейбуса. Первая партия (БКМ-20101) в эксплуатацию не пошла из-за плохого технического состояния, троллейбусы разрезаны в лом, вторая после оформления документов вышла на линию. По состоянию на 14 октября 2020 года из Москвы прибыла партия из 80 троллейбусов в Ленинское депо: Тролза-5265.00 «Мегаполис» — 36 шт., БКМ 321 — 25 шт., СВАРЗ-МАЗ-6275 — 19 шт.

13 июля 2021 года с завода в Энгельсе поставлена первая партия из 10 новых троллейбусов 6281.00 «Адмирал» (общий заказ 70 единиц).

В начале декабря закончилась поставка новых троллейбусов 6281.00 и 6281.01 «Адмирал» в количестве 70 единиц в оба депо города.

Нумерация подвижного состава

  • 1ххх — Троллейбусное депо № 1 (Кировское)
  • 2ххх — Троллейбусное депо № 2 (Ленинское)
  • 3ххх — Энгельсское троллейбусное депо

Перспективы

  • Продление троллейбусного маршрута № 3 до поселка Юбилейный, в перспективе до «Леруа Мерлен» с возможным присвоением № 3А.
  • Продление троллейбусного маршрута № 7 по Московскому шоссе в поселки Дачный, Жасминный и Соколовый.
  • Продление троллейбусного маршрута № 15 до улицы Левина в микрорайон «Авиатор», в перспективе продление маршрута в поселки Красный Текстильщик, Александровку, Багаевку.
  • Объединение МУПП «СГЭТ» с «Энгельсэлектротрансом» и создание нового государственного предприятия областного уровня. 2022 год станет переходным периодом, а полностью объединиться планируется в 2023 году.

Стоимость проезда

  • С сентября 2000 — 2,5 рубля.
  • С апреля 2002 — 3 рубля (+20%).
  • С 1 февраля 2006 — 5 рублей (+66%).
  • С марта 2007 — 7 рублей (+40%).
  • C 1 ноября 2010 — 10 рублей (+43%).
  • С 1 августа 2012 — 12 рублей (+20%).
  • С 1 октября 2014 — 15 рублей (+25%).
  • С 1 декабря 2015 — 17 рублей (+13%).
  • С 1 августа 2018 — по банковской карте 21 рубль, наличным расчётом 23 рубля (+30%).
  • С 1 мая 2022 — 29 рублей (наличными), 25 рублей (банковскими картами) (+21%).
  • С 1 января 2023 — 30 рублей (наличными), 27 рублей (банковскими картами) (+3,5%).





Яндекс.Метрика