Белая эскадрилья


Белая эскадрилья (рум. Escadrila Albă) — подразделение Королевских военно-воздушных сил Румынии, укомплектованное пилотами-женщинами, носившими знаки различия Красного Креста, а Румыния стала единственной страной в мире, у которой во время Второй мировой войны было такое воинское формирование.

Идея создать подразделение санитарных самолетов, управляемых женщинами, принадлежала представительнице румынского княжеского рода Штрибей Марине Штирбей. Эскадрилья, созданная в 1940 году, была оснащена в основном польскими самолетами, доставшимися Румынии после оккупации Польши. Первыми пилотами отряда были Надя Руссо, Мариана Дрэджеску и Вирджиния Томас. Позже подразделение пополнилось и другими лётчиками. Во время Второй мировой войны эскадрилья занималась эвакуацией раненых с Восточного фронта. Эскадрилья была задействована в Бессарабии, под Одессой (1941), в Сталинграде (1942) и в Крыму (1943). В 1942 году эскадрилья была переименована в 108-ю легкую транспортную эскадрилью и вошла в состав Военно-воздушной транспортной группы наряду с 105 и 107 транспортными эскадрильями.

В ходе Крымской операции 1944 года эскадрилья была перебазирована в Румынию и 25 августа 1944 года фактически прекратила своё существование. Некоторые лётчицы и после этого продолжали работать инструкторами, пилотами связи или пилотами транспортных самолетов. После установления коммунистического режима в Румынии лётчицы эскадрильи подвергались преследованию, вплоть до тюремного заключения и депортации. Сведения об эскадрилье были возвращены в публичный дискурс только после Румынской революции 1989 года.

Создание

Мысль о создании отряда санитарной авиации под эгидой Красного Креста с пилотами-женщинами по образцу финской женской организации «Лотта Свярд» возникла у Марины Штирбей в 1938 году после посещения Финляндии. Командование Королевских ВВС Румынии одобрило эту идею и пригласило Штрибей провести пробные полеты на военных маневрах. В качестве члена комитета Румынского Красного Креста Штирбей пригласила на маневры лётчиц Мариану Дрэджеску, Надежду Руссо, Вирджинию Томас, Вирджинию Дужеску и Ирину Бурную.

После успешных полетов на санитарном самолете Мариана Дрэгеску, Надя Руссо и Вирджиния Томас получили свидетельства о годности к службе в военной авиации. Предложение о создании женского санитарного авиаотряда было одобрено заместителем госсекретаря Румынии по вопросам авиации Георге Йиенеску, и 25 июня 1940 года была образована Санитарная эскадрилья, в состав которой вошли лётчики-стажеры Надя Руссо, Мариана Дрэджеску, Вирджиния Томас и Вирджиния Дужеску. Командовал эскадрильей капитан Георгий Валвари. Эскадрилья расположилась на аэродроме Бэняса в Бухаресте. Пилоты имели статус некомбатантов, однако для того, чтобы в случае захвата противником не считаться шпионами, пилоты эскадрильи имели воинское звание лейтенантов, носили военную форму и получали денежное довольствие.

Действия

Во время Второй мировой войны эскадрилья занималось эвакуацией раненых с Восточного фронта.

1941 год: Бессарабия и Одесса

Незадолго до 22 июня эскадрилья была отправлена на аэродром из Фокшани, а 22 июня перебазировалась в Текуч. В то время в состав эскадрильи входили пилоты Надя Руссо, Мариана Дрэджеску и Вирджиния Томас, а также сержант Николае Попеску, летавший на самолете Potez 650. Командовал эскадрильей лейтенант Траян Деметреску. 10 июля к эскадрилье присоединились: пилот Вирджиния Дуцеску, медсестра Иоана (Бика) Градинеску и санитар Георг Эрнест.

До 20 августа самолеты эскадрильи перевезли около 200 раненых из городов Романешты, Бессарабка, Хынчешты, Кишинёв, Бельцы и Арциз.

21 августа эскадрилья перебазировалась в Бендеры. Во время Одесской битвы пилоты эскадрильи выполняли до четырех вылетов в день. Посадки производились на неподготовленных площадках при постоянной опасности атак советской авиации. Вирджиния Дужеску не справилась со стрессом и 1 сентября покинула эскадрилью. Для остальных авиаторов кампания 1941 года завершилась 6 ноября, когда самолеты RWD-13 были отправлены на капитальный ремонт.

Во время боев за Одессу эскадрилья эвакуировала 700 раненых. Всего с 22 июня по 31 декабря 1941 года румынская авиация эвакуировала с фронта 5249 раненых и больных.

Все летчики эскадрильи были отмечены Королевским указом No. 2712 от 12.09.1941, в том числе четыре пилота, были награждены Орденом за авиационную доблесть с мечами класса «Золотой крест». Иоана Градинеску была награждена медалью за авиационную войну (Medalia Aeronautică de Război), а Георге Эрнест — крестом «Санитарные заслуги».

1942 год: Сталинград

В 1942 году эскадрилья была переименована в 108-ю легкую транспортную эскадрилью и вошла в состав Военно-воздушной транспортной группы наряду с 105 и 107 транспортными эскадрильями.

1-е звено

10 апреля 1942 года была создана Военно-воздушная транспортная группа, укомплектованной пилотами государственной авиакомпании LARES (рум. Liniile Aeriene Române Exploatate de Stat) и пилотов «Белой эскадрильи» (командир — капитан Октав Григориу (Octav Grigoriu). В состав группы входили 105-я и 107-я эскадрильи, оснащенные самолетами Junkers Ju 52 и 108-я легкая транспортная эскадрилья, оснащенная легкими одномоторными самолетами. В это время пилотами I звена были Надя Руссо, Мариана Дрэджеску, сержант Вирджиния Томас, сержанты Николае Гэвэнеску и Ион Радлеску и лётчик-санитар Константин Попеску. В состав звена входили три самолета RWD-13 и три самолета RWD-13S. Летчиками II звена были сержанты Николае Дочулеску, Александру Соло, Шербан Мэнчулеску, Штефан Петреску, Георге Кожокару, пилот-волонтер Виктория Покол, пилот-волонтер Мария Николае и пилот-волонтер Смаранда Брэеску. В состав звена входили 7 самолетов RWD-13 и один самолет Bücker Bü 131.

15 мая летчицы Надя Руссо, Мариана Дрэджеску и Вирджиния Томас были награждены Орденом Заслуг германского орла III степени; 18 мая журнал Hamburger Illustrierte публикует о них статью с фотографией на обложке.

18 августа I звено 108-й эскадрильи перебазировалось под Сталинград на аэродром Котельниково в 160 км к юго-западу от Сталинграда. Второе звено 108-й эскадрильи 30 августа перебазировалась в г. Сталино.

Эскадрилья занималась эвакуацией раненых в Тирасполь. 10 сентября эскадрилья была переведена в пос. Плодовитое в 40 км к югу от Сталинграда.

1 октября 1-е звено получило приказ о переводе из Плодовитого в Котельниково, а 24 октября самолеты звена были отправлены поездом в Бухарест. Во время ремонта летчицы эскадрильи прошли обучение в школе медсестер при военном госпитале «Регина Элизабета».

С августа по октябрь 1942 1-е звено эвакуировало более 300 раненых, при этом каждый самолет совершал, в среднем, 3 рейса в день. За героизм в Сталинградской кампании Надя Руссо, Мариана Дрэджеску и Вирджиния Томас были награждены Орденом Креста королевы Марии.

2-е звено

Второе звено 108-й эскадрильи базировалась в Сталино, ежедневно совершая по 3-4 рейса по перевозке раненных из прифронтовой зоны. 27 октября звено переместилось в Ростов, затем в Морозовскую и 2 ноября — вновь в Ростов. 8 января 1943 года звено вернулось в Румынию на аэродром Бэняса (Băneasa). В период с 1 по 15 ноября самолеты 2-го звена эвакуировали более 250 раненых.

1943 год: Крым

30 мая командиром эскадрильи был назначен капитан Константин Афендули. Все самолеты была собраны в первое звено. Пилотами в это время были Мариана Дрэджеску, Вирджиния Томас, Стела Хутан, Мария Николае, Виктория Покол и Штефан Петреску. Надя Руссо была вынуждена уйти в отставку по состоянию здоровья. Звено имело три самолета RWD-13S и три RWD-13.

8 июля первое звено эскадрильи вылетело на аэродром Симферополь в Крыму. Отсюда эвакуировались раненые с Кубанского фронта между Керчью и Симферополем. Уже после двух полетов Марии Николае пришлось вернуться в Бухарест.

Эскадрилья также выполняла разведывательные полеты: 13 июля пилоты Мариана Дрэгеску, Смаранда Брэеску и Стела Хутан провели разведку на маршруте Симферополь — Сарабуз — Симферополь; Вирджиния Томас по тому же маршруту с генералом Петреску на борту. 14 июля пилот Мариана Дрэджеску и Стела Хутан провели разведку по маршруту Симферополь — Керчь — Симферополь, а Вирджиния Томас и Мария Николае — по маршруту Симферополь — Евпатория — Симферополь. 19 июля Смаранда Брэеску и Стела Хутан провели разведку по маршруту Симферополь — Керчь — Симферополь. Эти полеты повторялись до 6 октября.

В конце августа Виктория Покол была отозвана в Бухарест за дисциплинарное нарушение. Звено потеряло первый самолет: RWD-13S No. 3, пилотируемый Штефаном Петреску, был поврежден в результате вынужденной посадки из-за отказа двигателя. Из-за наступления советских войск аэропорт Симферополя стал небезопасным, поэтому 22 сентября самолеты звена были отправлены в Румынию, а звено расформировано. За всю свою деятельность эскадрилья не имела летных происшествий.

13 апреля 1944 года эскадрилья была переведена в Бакэу, где пробыла четыре месяца. Между 22 и 25 августа эскадрилья была переведена в Пэтешти, затем в Кэлэраш и, наконец, была отправлена в Мэркулешти. Это положило конец существованию Санитарной эскадрильи, которая фактически прекратила свою деятельность 25 августа 1944 года.

Эпилог

За время войны эскадрилья эвакуировала в тыл более 9000 раненых и больных румынской и немецкой армий. Румыния была единственной страной в мире, у которой во время Второй мировой войны была такая эскадрилья.

После установления коммунистического режима в Румынии летчицы эскадрильи подвергались преследованию, вплоть до тюремного заключения и депортации. Сведения об эскадрилье были возвращены в публичный дискурс только после падения коммунизма в 1989 году.

В искусстве

В 1943 году итальянская киностудия Artisti Associati при содействии Национального бюро кинематографии Румынии сняла фильм «Squadriglia Bianca» (режиссер Ион Сава; в главных ролях Клаудио Гора, Лючия Буландра, Тино Бьянки и Мариэлла Лотти). Фильм вышел на экраны в Италии в 1944 году, но затем был запрещен оккупационными властями союзников. Негатив и копии считаются утерянными. Сами авиаторы считали фильм дешевой мелодрамой, далекой от того, чем на самом деле была «Белая эскадрилья».

В 2004 году на киностудии румынской армии был снят документальный фильм «Белая эскадрилья».

Память

  • После распада СССР улица имени Марины Расковой в Кишинёве была переименована в улицу Надежды Руссо.

Фотоархив

  • Марина Штрибей

  • Мариана Дрэджеску

  • Надя Руссо

  • Вирджиния Дутеску

  • Вирджиния Томас

  • Смаранда Браеску

  • Стелла Хутан

Сноски

Комментарии

  • ↑ Вначале официально называлась Санитарная эскадрилья. Название «Белая эскадрилья» придумал итальянский журналист Курцио Малапарте, поскольку самолеты изначально были выкрашены в белый цвет с красным крестом. На Восточном фронте самолеты были перекрашены в защитные цвета, поскольку советские истребители не обращали внимания на символику Красного креста и атаковали санитарные самолеты.
  • ↑ Женевские конвенция о помощи раненым от 1929 года предусматривает беспрепятственные полеты санитарной авиации под эгидой Красного Креста во время вооруженных конфликтов
  • ↑ В 1929 году СССР подписал Конвенцию об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях — одну из двух Женевских конвенций 1929 года, но не стал подписывать Конвенцию о военнопленных.
  • ↑ Дочь князя Джордже Штрибея и племянница бывшего премьер-министра Румынии Барбу Штрибея. Член Центрального комитета Румынского Красного Креста
  • ↑ В частности, пилот эскадрильи Надя Руссо в 1951 году была приговорена к семи годам тюремного заключения, из которых отбыла шесть и дополнительно пять лет провела в ссылке.
  • ↑ Ирина Бурная — известная к тому времени румынская летчица, после первого пробного полета с раненым, отказалась летать в санитарной эскадрилье и в течение военного времени служила в эскадрилье связи.
  • ↑ Легкий самолет RWD-13 был разработан в Польше в 1930-х годах. Имел такие достоинства как: укороченные взлет и посадка, легкость управления и хорошая стабильность в полете. Санитарный вариант RWD-13S имел боковой люк для погрузки носилок.
  • ↑ Предназначался для награждения иностранных граждан.
  • Примечания

  • 1 2 3 Col. dr. Ion Dobreanu, Aviația sanitară în război, în Aripi Românești, nr. 36/1943, pp. 8–9
  • Escadrila Sanitară, în Aripi Românești, nr. 44-45/1943, p. 17
  • ↑ Eliza Paveliu, Virginia Thomas, în Aripi Românești, nr. 8–9/1945, p. 19
  • Istoria SNCRR: 1940 – 1945 - Crucea Roșie Română pe frontul celui de-Al Doilea Război Mondial Архивная копия от 14 ноября 2017 на Wayback Machine, Portalul Societății Naționale de Cruce Roșie din România, accesat la 15 decembrie 2015
  • Istoria SNCRR: 1940 – 1945 - Crucea Roșie Română pe frontul celui de-Al Doilea Război Mondial Архивная копия от 14 ноября 2017 на Wayback Machine, Portalul Societății Naționale de Cruce Roșie din România, accesat la 15 decembrie 2015
  • 1 2 3 4 5 Dan Gîju, Amazoanele văzduhului: escadrila sanitară pe Frontul de Est Архивная копия от 7 января 2017 на Wayback Machine, historia.ro, accesat la 13 septembrie 2012
  • 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Eleonora Arbănaș, Femeile-aviatoare românce – Escadrila Albă Архивная копия от 24 мая 2016 на Wayback Machine, Sesiunea de comunicări științifice Boboc, 16-17 iunie 2011. Comunicarea Eleonorei Arbănaș se bazează pe teza de doctorat a lui Valeriu Avram, Contribuția aviației la progresul societății românești, la afirmarea sa pe plan internațional, între anii 1920-1940, teză care, la rândul ei, a fost elaborată pe baza cercetării documentelor din Fondul Subsecretariatului de Stat al Aerului.
  • ↑ Ionescu, 2003, pp. 49—55.
  • ↑ Marcu, Ilinca, 2012, pp. 281—282.
  • ↑ Turturică, 2013, p. 93.
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 56.
  • 1 2 3 4 Paula Olșanschi, Aviația română pe frontul de Est și în apărarea teritoriului național Архивная копия от 12 мая 2016 на Wayback Machine, România Eroică, nr. 1/2012, pp. 30–33, accesat la 13 decembrie 2015
  • ↑ Crăciunoiu, Roba, 2002, p. 7.
  • ↑ Sebastian Radu, A luptat în război și acum are 100 de ani. Mariana Drăgescu este ultima femeie-pilot rămasă în viață Архивная копия от 25 декабря 2015 на Wayback Machine, libertatea.ro, 8 septembrie 2012, accesat la 12 septembrie 2012
  • 1 2 Crăciunoiu, Roba, 2002, p. 19.
  • ↑ Ionescu, 2003, pp. 68—69.
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 71.
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 75.
  • 1 2 Crăciunoiu, Roba, 2002, p. 20.
  • ↑ Daniel Focșa, Nadia Russo-Bossie: Între artă și zbor (II) Архивная копия от 11 марта 2022 на Wayback Machine, zf.ro, 19 octombrie 2007, accesat la 14 septembrie 2012
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 80.
  • 1 2 Ionescu, 2003, pp. 88—90.
  • ↑ Glass, Andrzej (1977). Polskie konstrukcje lotnicze 1893–1939 (in Polish). Warsaw: WKiŁ. pp. 313–318.
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 86.
  • ↑ Ionescu, 2003, pp. 91—92.
  • ↑ Crăciunoiu, Roba, 2002, p. 22.
  • ↑ Ionescu, 2003, pp. 95—97.
  • ↑ Crăciunoiu, Roba, 2002, p. 23.
  • 1 2 Ionescu, 2003, pp. 100—101.
  • ↑ Ionescu, 2003, pp. 101—103.
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 110.
  • 1 2 Crăciunoiu, Roba, 2002, p. 28—29.
  • ↑ Ionescu, 2003, pp. 111—114.
  • ↑ Crăciunoiu, Roba, 2002, p. 96—138.
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 113.
  • 1 2 Ionescu, 2003, pp. 118—119.
  • ↑ Turturică, 2013, p. 99.
  • ↑ Biroul de Presă al MApN, Comunicat de presă nr. 183/07.09.2012 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine, mapn.ro, accesat la 13 septembrie 2012
  • ↑ Ionescu, 2003, p. 108.
  • Squadriglia bianca (1944) (недоступная ссылка), imdb.it, accesat la 12 septembrie 2012
  • ↑ Ionescu, 2003, pp. 86—87.
  • ↑ George Marcu ș.a., Dicționarul personalităților feminine din România, București: Editura Meronia, 2012, ISBN 973-7839-77-0
  • ↑ Соответствие между старыми и новыми названиями улиц Кишинева (неопр.). Дата обращения: 26 февраля 2011. Архивировано из оригинала 10 августа 2011 года.





  • Яндекс.Метрика