Автомотриса
Автомотриса (фр. аutomotrice от др.-греч. αὐτός «сам» и лат. mōtrīx «двигательница»), а также мотриса, автовагон, рельсовый автобус — моторный самоходный железнодорожный вагон, используемый для перевозки пассажиров и персонала обслуживания железнодорожных путей и прочих нужд.
Автовагон оборудован двигателем внутреннего сгорания (в настоящее время практически всегда дизельным, ранее также встречались автомотрисы с бензиновыми (бензиновоз), керосиновыми, нефтяными или газогенераторными двигателями). Дизельная автомотриса с прицепными вагонами и (или) вагоном с кабиной дистанционного управления или две дизельные автомотрисы с прицепными вагонами между ними составляют дизель-поезд. Наряду с автомотрисами, использующими как источник энергии двигатель внутреннего сгорания, существуют также электромотрисы, получающие электрическую энергию от контактной сети или аккумуляторов». Автомотрисы, электромотрисы используются в качестве подвижного состава для пассажирских перевозок на регулярных пригородных, внутригородских, межобластных, местных и нерегулярных второстепенных железнодорожных линиях, а также в качестве служебного (ремонтного, путеизмерительного и другого) транспорта. Иногда автомотрисами и электромотрисами называют не только одиночные самоходные электровагоны, но и короткие двух- или трёхвагонные дизель-поезда либо электропоезда с одним моторным вагоном.
Общие сведения
Предшественниками автомотрис были паровозо-вагоны, то есть автономные вагоны с паровой машиной. Появились они во второй половине XIX века и использовались на второстепенных линиях с небольшим пассажиропотоком.
Первые бензомоторные автомотрисы появились на рубеже XIX—XX веков.
В начале XX века предпринимался ряд экспериментальных разработок моторных самоходных железнодорожных вагонов на различных принципах движения. Так, в 1910−1930-х гг. в некоторых странах, в том числе, в Германии и Советской России создавались, так называемые, «аэровагоны» — скоростные железнодорожные вагоны, приводимые в движение воздушным винтом авиационного типа. В последующем к аэровагонам стали также относить скоростные вагоны-прототипы реактивных поездов, приводимые в движение турбореактивными авиационными двигателями.
Довольно широко автомотрисы с двигателями внутреннего сгорания стали применяться с 1930-х годов.
Некоторые автомотрисы переделываются из отдельных вагонов дизель-поездов и электропоездов, снятых с эксплуатации. Например, на территории стран бывшего СССР электромотрисы практически не производились в изначальном виде, а переделывались из вагонов серийных электропоездов. В ходе переделки у одновагонных электромотрис за основу брался моторный вагон, у которого срезались торцевые части с тамбурами и вместо них устанавливались кабины машиниста (как правило, использовались от списанных головных вагонов). У двухвагонных электромотрис использовались моторный и прицепной промежуточный (реже прицепной головной) вагоны, у каждого из которых с одной стороны устанавливалось по одной кабине машиниста. Также на крышах моторных вагонов устанавливался второй токоприёмник в целях резервирования на случай повреждения.
В зависимости от предназначения автомотрисы можно разделить на два основных типа:
- автомотрисы для пассажирских перевозок;
- автомотрисы специального назначения.
Пассажирские автомотрисы
Рельсовый автобус PESA 620М, Польша, с 2004В начале XXI века во многих странах автомотрисы используют для пассажирских перевозок на железнодорожных линиях с низким пассажиропотоком. Современные автомотрисы данного типа часто имеют пониженный уровень пола для облегчения входа в поезд с низких платформ. По внутренней компоновке некоторые из них близки к вагонам метро, например в них нет тамбуров.
В 1999 году «Метровагонмаш» начал выпускать пассажирские автомотрисы, конструкция которых базируется на электропоезде метро «Яуза». Вагон получил обозначение РА-1 (от «рельсовый автобус»). В российской железнодорожной терминологии (в книгах, железнодорожных учебниках и справочниках) термин «рельсовый автобус» как тип подвижного состава не используется.
Термин «рельсовый автобус» по отношению к современным пассажирским автомотрисам также часто употребляют на Украине.
Пассажирские автомотрисы также могут использоваться для служебных поездок работников железных дорог.
Технические автомотрисы
Автомотрисы могут предназначаться для выполнения различных технических функций: для доставки обслуживающего персонала и грузов к месту проведения технического обслуживания и ремонта дорожного полотна, дефектоскопные и путеизмерительные автомотрисы, рельсосмазыватели.
Автомотрисы монтажно-восстановительные
Относится к категории автономных путевых машин, эксплуатируемых службами пути, электрификации и электроснабжения. Предназначены для доставки ремонтного персонала к месту производства работ и выполнения монтажных, эксплуатационных, ремонтных и иных работ по техническому обслуживанию контактной сети. Также возможно применение данного класса автомотрис для выполнения маневровых работ и буксировки ограниченной нагрузки. Могут оборудоваться подъёмной рабочей площадкой и грузоподъёмным краном. Разными производителями на машинах дополнительно размещаются пантограф, буровая установка для разработки котлованов под железнодорожные опоры контактной сети и кран-манипулятор для их установки. В качестве примеров данного вида путевых машин можно назвать автомотрисы производства Тихорецкого машиностроительного завода им. В. В. Воровского 1АДМ-1,3, АДМ-1С с буровой установкой и АДМ-1,3см. К разряду автомотрис часто относят тяжёлые автодрезины.
В массовой культуре
- Автомотриса фигурирует в качестве орудия убийства в видеоигре Vanishing of Ethan Carter («Исчезновение Итана Картера»)
Галерея
-
Дизельная пассажирская автомотриса АР2, Рижский вагоностроительный завод, Латвия, 2009
-
Двусторонний рельсобус (автомотриса), Финляндия, 1950-е гг.
-
Автомотриса служебно-грузовая АСГ-30П, Россия, с 2004
-
Автомотриса дефектоскопная электрическая АДЭ-1, Россия, c 2001
