Пелагия и чёрный монах


Пелагия и чёрный монах — второй роман в трилогии «Приключения Пелагии» (серия «Провинціальный детективъ») российского писателя Бориса Акунина.

Сюжет

Как и в «Белом бульдоге», сюжет разворачивается на историческом фоне, в Заволжской губернии России XIX века. В пределах Нового Арарата (Ново-Араратский монастырь, расположенный на самом севере губернии, на острове Ханаан Синего озера) свирепствует некий призрачный Чёрный монах, пугая и даже убивая людей — то один, то другой монах из Ново-Араратского монастыря видит тень святого Василиска, некогда основавшего на прибрежном острове Окольнем Василисков скит. Братия обращается к владыке Митрофанию, прося предпринять какие-либо меры.

После совещания в Заволжске преосвященный отправляет на остров своего фаворита и воспитанника, безбожника и нигилиста юного Алексея Степановича Ленточкина (Алёшу), дабы проверить слухи. Остановившись в ново-араратской гостинице «Ноев ковчег» и пробыв на острове всего несколько дней, Алёша начинает слать оттуда письма одно страннее другого. «Надо Алёшу оттуда забирать, хоть бы даже и силком — это самое первое. А уж потом разбираться в ново-араратских чудесах», — говорит Митрофаний, и посылает на остров заволжского полицмейстера, полковника Феликса Станиславовича Лагранжа, дабы выручать Ленточкина. Однако, ещё до того как тот отправился в путь, приходит известие, что после встречи с Василиском Алёша попал в психиатрическую лечебницу (расположенную на том же острове) с острым расстройством психики, он невменяем.

Прибыв на остров, напористый Лагранж решает лично разобраться с мистическим Чёрным монахом и, прихватив револьвер, ночью направляется к избушке, у которой Ленточкин и встретил привидение (и где прежде жила семья бакенщика, которую несколько ранее также сгубил Чёрный монах). Наутро его находят с простреленной грудью — предполагается самоубийство.

Тогда преосвященный срочно командирует туда своего помощника, одного из своих духовных чад, товарища окружного прокурора Матвея Бенционовича Бердичевского. Однако и он, после нескольких дней пребывания, лишается рассудка и помещается в ту же лечебницу доктора Коровина. Получив такие известия, Митрофаний тяжело заболевает.

И тогда монахиня Пелагия втайне (и вопреки воле преосвященного) отправляется расследовать появления таинственного убийцы…

Содержание

Пролог. Явление Василиска

Часть первая

  • Ханаанские экспедиции
  • Экспедиция первая. Приключения насмешника
  • Первое письмо Алексея Степановича
  • Достославному архиепископу Турпену от верного паладина, посланного сражаться с чародеями и сарацинами
  • Второе письмо Алексея Степановича
  • Третье письмо Алексея Степановича
  • Экспедиция вторая. Приключения храбреца
  • Экспедиция третья. Приключения умника
  • Часть вторая

  • Богомолье г-жи Лисицыной
  • Дворянка Московской губернии
  • Дорожные зарисовки
  • Мужской рай
  • Спасение котенка
  • Сон про крокодила
  • Интересные люди
  • Тепло, теплее, горячо!
  • Бедняжка Бердичевский
  • Скандал
  • Одна из рати
  • Ночью в обители скорби
  • Новые грехи
  • Сплошные загадки
  • Кое-что проясняется
  • Страшное видение
  • Гулливер и лилипуты
  • Императрица Ханаанская
  • Бег на длинную дистанцию
  • Искушение святой Пелагии
  • Интересные люди – 2
  • Синий, зеленый, желтый, бледно-палевый
  • День последний. Утро
  • День последний. Середина
  • Еще письмо
  • День последний. Вечер
  • Пещера
  • Исповедь разбивателя сердец
  • Василиск
  • Эпилог. К радости всех скорбящих

    Неточности в романе

    Диалог Митрофания и Пелагии о грехе самоубийства абсолютно невозможен. Христианская церковь, в том числе и православная, не считает самоубийцами пожертвовавших жизнью ради других, опираясь здесь именно на пример Христа (Лук. 9:24, Мк. 8:35), и Митрофаний не мог этого не знать.

    Играющий роль Ставрогина актёр, как и прямо упоминающий об этом Алексей Ленточкин, намекает на тайное преступление своего героя — совращение несовершеннолетней Матрёши. Но глава «У Тихона», описывающая этот неприглядный поступок героя Достоевского, дореволюционным читателям романа «Бесы» не была известна, поскольку не была пропущена цензурой при жизни автора и увидела свет лишь после революции.






    Яндекс.Метрика