24.11.2022

Софония (Сокольский)


Архиепископ Софония (в миру Стефан Васильевич Сокольский, при рождении Буланов; 1799, Тверская губерния, Российская империя — 1877, Верный, Туркестанский край, Российская империя) — епископ Русской православной церкви, первый архиепископ Туркестанский и Ташкентский.

Биография

Родился 26 ноября (7 декабря) 1799 года в селе Еськи Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Родовая фамилия его семьи была Булановы. При поступлении Василия — отца Стефана — в Тверскую семинарию ректор семинарии архимандрит Павел дал тому фамилию Сокольский, учитывая красивый внешний вид и бойкий характер мальчика. По окончании домашнего воспитания Стефан Сокольский поступил сначала в Бежецкое духовное училище, а в 1817 году в Тверскую духовную семинарию.

В 1823 году Стефан Сокольский поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1827 году со степенью магистра.

6 сентября 1827 года, после окончания академии Стефан Сокольский принял постриг в монашество с именем Софония в честь в честь одного из двенадцати малых пророков. 8 сентября был рукоположён во иеродиакона, а 11 сентября — во иеромонаха. 16 сентября иеромонах Софония был определён в Тверскую духовную семинарию.

16 февраля 1829 года получил должность инспектора и профессора философских наук Вологодской семинарии. Во время служения в Вологде отец Софония временно управлял Спасо-Каменным монастырём и Лопотовою обителью. С 7 декабря 1830 года исполнял должность ректора Вологодской духовной семинарии и цензора проповедей. В этом же году ему поручена была ревизия Вологодских училищ. 28 июня 1831 года иеромонах Софония подготавливал к постригу в монашество Димитрия Брянчанинова, впоследствии епископа Кавказского Игнатия. В дальнейшем они много лет дружили и общались.

29 ноября 1831 года отец Софония был перемещён на инспекторство и профессорство в Архангельскую семинарию.

10 мая 1835 года отец Софония был переведён в Орёл на должность ректора и профессора богословия Орловской семинарии. 28 июня «за отлично-усердную службу» Святейший синод возвёл его в сан архимандрита и назначил наместником Мценского Петропавловского монастыря. 28 августа назначен присутствующим в Орловской духовной консистории.

5 мая 1839 года переведён был в город Каменец-Подольский на должность ректора и профессора богословия Каменец-Подольской духовной семинарии с назначением настоятелем Каменецкого Свято-Троицкого монастыря.

11 декабря 1843 года отец Софония вызван на чреду в Санкт-Петербург, где находился до августа 1844 года и состоял членом консистории. Он был назначен также членом бывшего при академии Комитета для рассмотрения курса семинарских наук.

20 августа 1844 года архимандрит Софония был назначен ректором и профессором богословия Ярославской духовной семинарии и настоятелем Ростовского Авраамиева первоклассного монастыря.

21 сентября 1845 года отец Софония был назначен ректором и профессором богословия в родную Тверскую семинарию.

13 февраля 1847 года он опять перемещён на те же должности (ректором и профессором богословия) в Могилёвскую духовную семинарию и назначен настоятелем Могилёвско-Братского первоклассного монастыря.

11 февраля 1848 года архимандрит Софония был назначен в Константинополь настоятелем церкви при Русском посольстве. Здесь кончается служение отца Софонии в должностях по духовно-учебному ведомству, служение, продолжавшееся 21 год. За это время он занимал наставнические и начальнические должности в семи семинариях (из них в Тверской дважды) и управлял за этот период семью различными монастырями. В мае 1853 года архимандрит Софония отправился по служебному назначению в Россию на недолгий срок, но начавшаяся после этого Русско-турецкая война помешала ему вернуться обратно. В связи с этим вплоть до 1855 года архимандрит Софония находился в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

12 июля 1855 года архимандрит Софония был отправлен в Рим настоятелем церкви миссии Русской православной церкви. 8 мая 1860 года отец Софония отбыл из Рима в связи с увольнением его со службы на основании подданного им собственного прошения об этом.

22 сентября 1861 года Святейшим синодом по обсуждении дела о желании проживающих в Персидских провинциях несториан присоединиться к Православию было определено командировать архимандрита Софонию в Эривань, где он и пробыл около двух лет.

Епископ Новомиргородский

28 февраля 1863 года в Святейшем Синоде состоялось наречение архимандрита Софонии во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии.

3 марта архимандрит Софония был хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в сан епископа. Хиротонию совершали: митрополит Киевский и Галицкий Арсений, архиепископы Псковский Феогност (Лебедев), Тверской Филофей (Успенский), Рижский Платон (Городецкий), Могилёвский Евсевий (Орлинский) и епископ Выборгский Иоанникий (Руднев).

17 июня 1864 год]а, преосвященный Софония был вновь командирован в Грузию. В Тифлисе владыка Софония пробыл с сентября 1864 по март 1865 года.

Архиепископ Туркестанский и Ташкентский

Решением Святейшего Синода, 12 ноября 1871 года епископ Софония был назначен на новоучреждённую Туркестанскую и Ташкентскую епархию, став первым святителем обширного Туркестанского края. Генерал-губернатор Константин фон Кауфман не желал нахождения епархиального архиерея в Ташкенте, и по его просьбе местопребывание епископа было определено в областном городе Семиреченской области — городе Верном.

До приезда Архиепископа Софонии на Туркестанскую кафедру, в городе Верном было всего три священника. Всех церквей в обеих областях Туркестанского края было двадцать шесть. Из них 13 церквей в области Сыр-Дарьинской и столько же в Семиреченской. Церкви первой области составляли одно Ташкентское благочиние, на протяжении с лишком 1200 вёрст в длину и около 1000 вёрст в ширину. Церкви второй принадлежали к двум благочиниям меньшего размера, из которых одно, За-Илийское, состояло из 8 церквей, а другое, Лепсинское, из 5 церквей. Кроме того, в обеих областях было 4 строящихся храма.

16 сентября 1877 года в честь 50-летнего юбилея со дня служения Преосвященный Софония был возведён в сан архиепископа. К этому времени число церквей в Туркестане достигло уже 42-х. Вскоре, 26 ноября (8 декабря) 1877года, он скончался в городе Верном, где и был похоронен.

Награды

  • Орден Святой Анны 2-й степени (апрель 1841 года).
  • Орден Святой Анны 1-й степени (апрель 1865 года).
  • Орден Святого Владимира 2—й степени большего креста (1874 год).

Труды

Архиепископ Софония знал много языков, в частности свободно владел — итальянским и французским языком, осуществлял переводы с греческого, сирохалдейского языков.

  • «О несогласии церкви Армянской со Вселенскою Православною. Составлено одним православным христианином и напечатано с прибавлениями и примечаниями. Перевод с греческого Софонии, епископа Новомиргородского». Одесса, 1867 г.
  • «Несколько слов и речей с присовокуплением притчи о неправильном домостроителе». Херсон, 1870 г.
  • «Слова и речи». Томы I и II С.-Петербург, 1876 г. Сюда вошли изданные в 1870 г. «Слова и речи» с объяснением притчи о неправедном домоправителе.
  • «Современный быт и литургия христиан инославных, иаковитов и несториан с кратким очерком их иерархического состава, церковности, богослужения и всего, что принадлежит к отправлению их церковных служб, особенно же их литургии. С присовокуплением переводной записки о несогласии Церкви Армянской со Вселенскою Православною». С.- Петербург 1876 г.
  • «Из дневника по службе на Востоке и Западе». С.-Петербург, 1874 г.
  • «Молитва и речь 8 июля 1875 года в г. Верном». Омск, 1875 год
  • «Взгляд православного на папскую торжественную мессу в день Рождества Христова, в базилике св. Петра». С.-Петербург, 1863 г.
  • «Сведения о иаковитах». (Журнальная статья в «Страннике» за 1863 г. м. июль, отд. II, стр. 1.).
  • «О Литургии иаковитов». (Там же, за 1863 г., м. август, отд. II, стр. 39.).
  • «Несторианский праздник в честь трёх греческих учителей». (Журнальная статья в «Церковном Листке» при «Духовной беседе» за 1866 г., стр. 83.)
  • Три письма его к преосвященному Иннокентию Херсонскому. (В «Христианских чтениях» за 1887 г.).
  • Грамматика сиро-халдейского языка и обширный русско-сирийский словарь.
  • Два письма епископа Софонии к митрополиту Исидору о занятиях его в Тифлисе по поводу присоединения несториан к православию и переводы писем несторианских митрополитов.
  • «Литургия св. ап. Иакова (чин)». Перевод с греческого с предварительным суждением о Литургии ап. Иакова" и проч.
  • «О иаковитах» — записка эта составлена в 1853 году и потом в исправленном и добавленном виде напечатана в «Страннике» за 1863 г. III, отд. II стр. 39.
  • «Сирийская литургия св. Иакова, брата Божия, в том виде, как сократил её в 1503 г. католикос Мар-Григорий».
  • На сирохалдейский язык им переведены и переписаны: «Краткий катехизис» и «Священная история».
  • С сирохалдейского древнего языка на русский им переведены: «Двенадцать слов Нестория, содержащих изложение его верования о Боге и о воплощении Сына Божия, писанное им по желанию монахов» и «Диспут между Несторием и Кириллом, читаемый ежегодно в церквах несторианских в праздник Трёх вселенских учителей (Феодора, Диодора, Нестория)».
  • Память

    Православной церковью Казахстана учреждены орден и медаль святителя Софонии (Сокольского).






    Яндекс.Метрика