12.11.2022

Новгородская духовная семинария


Новгородская духовная семинария — среднее духовное учебное заведение Новгородской епархии Русской православной церкви, существовавшее в 1740—1918 годах.

История

В 1706 году митрополит Новгородский Иов открыл при своём архиерейском доме Новгородское греко-славянское училище (с древними языками), вызвав для руководства им находившихся в ссылке греческих учёных братьев Иоанникия и Софрония Лихудов, с которыми познакомился ещё живя в Москве. За счёт средств Софийского собора организовал строительство двухэтажного здания для училища; ученики, которых насчитывалась до 153 человек, содержались на средства митрополита, который предоставил в их распоряжение своё книжное собрание. Новгородское училище стало попыткой создания православного учебного заведения, основанного на святоотеческой традиции, а не предназначенного для схоластических споров. Латинский язык здесь не преподавался вовсе. С назначением Феофана Прокоповича архиепископом в Новгород эти Новгородские школы были упразднены.

В 1730-е годы целый ряд архиерейских школ в результате введения латинского курса обучения был преобразован в семинарии. Основой для открытия в Великом Новгороде духовной семинарии послужил указ императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года. Семинария была открыта стараниями архиепископа Новгородского и Великолуцкого Амвросия (Юшкевича).

Документ, составленный в Св. Синоде, видимо, при участии самого Амвросия, утвержденный Указом императрицы Анны Иоанновны от 24 мая 1740 года, гласит: «определяется ныне при Новгородском архиерейском доме семинария для обучения латинского, еллиногреческого и аще возможно и еврейского языков, начав от грамматики даже до реторики, философии и теологии…».

Указом от 30 октября (10 ноября) 1740 года архиепископ Амвросий определил открыть семинарию в ближайшем к Новгороду Антониевом монастыре. Согласно штату, деятельность Новгородской ДС была с самого начала подробно регламентирована и обеспечена в материальном отношении. На ее содержание было ассигновано 7859 рублей 37 копеек в год, что намного превосходило денежное содержание других семинарий. По ассигнуемым на её содержание средствам оставляла далеко позади другие семинарии, то есть фактически являлась высшим учебным заведением, хотя и не носила названия «академия». Например, в 1765 году, когда Новгородская духовная семинария имела штатное содержание 8285 руб., Московская духовная академия получала 4847 руб., Троицкая семинария — 4901 руб., другие семинарии — гораздо меньше. Штатное жалование, кроме Новгородской, имела только Петербургская семинария.

12 апреля 1741 года архиепископ Амвросий обратился с донесением к Анне Леопольдовне, регентше при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, докладывая о своем намерении избрать для строительства «не уже семинарии, но большой Академии по примеру школ Киевских… монастырь Антония Римлянина», где «надлежит быть по штату 10-ти школам, також и библиотеке каменной для содержания книг, а для лучшего порядка и смотрения оной Академии имеет определен быть… архимандрит и ректор… по примеру Киевской и Московской Академий». Владыка также просил «по примеру Киевской, Харьковской и прочих иностранных утвердить оную академию грамотою». На донесение Анной Леопольдовной была наложена резолюция: «на употребление монастыря Антония Римлянина для жития учителей и учеников позволяется, такоже и строение каменной новой Академии опробуется».

Первыми учениками семинарии стали 100 лучших учеников школы при архиерейском доме, которая ещё некоторое время оставалась подготовительной для семинарии. В отношении организации обучения семинария была почти точным слепком Киево-Могилянской академии, выпускником которой был архиепископ Амвросий. Первоначально в семинарии было четыре класса: аналогии, инфимы, грамматики, синтаксимы. В 1741 году появляется класс пиитики (поэтический), а в 1742 году — риторики (ораторского искусства) и рисования.

В 1741 году по проекту Петербургского архитектора Ивана Филиппова в Антониевом монастыре построили два каменных корпуса. В одном из них размещались классы, в другом жили учителя. Для семинаристов построили деревянные избы, каменный амбар в южной части монастыря переделали для пекарни. Позже, в 1840 году, здание надстроили и приспособили для семинарской больницы, за монастырскими стенами построили лазарет.

Управляли делами в семинарии ректор, он же архимандрит монастыря, и префект. Ректор заведовал учебными, нравственно-воспитательными и экономическими делами. Префект был помощником ректора и непосредственным наблюдателем за точным выполнением всех установленных в семинарии порядков. Архиепископ Амвросий составил устав семинарии и штат, состоявший из 12 преподавателей. В семинарию принимали мальчиков от 12 до 15 лет, обученных читать и писать.

В 1746 году был открыт класс философии, в 1748 году — класс богословия. В 1754 году состоялся первый выпуск.

Основой семинарского воспитания являлась суровая дисциплина. За нарушение установленных правил подвергали жестоким наказаниям, вплоть до плетей и кандалов. Обычным явлением было бегство из семинарии: в 1748 году в бегах числилось 94 человека.

Архиепископ Амвросий (Юшкевич) добился разрешения императрицы Елизаветы Петровны на передачу Новгородской духовной семинарии библиотеки Феофана Прокоповича, специально для которой решил выстроить каменное здание. Однако строительство здания началось только в 1759 году и было закончено в 1780-е годы по сметным расчетам губернского архитектора Василия Поливанова. Под библиотеку был отведён верхний этаж этого двухэтажного здания, представлявший собой «как бы одну общую большую залу в два света», в которой стояли деревянные шкафы с книгами. Это одно из первых в истории русской архитектуры зданий, специально выстроенных для библиотеки. Оно представляет собой редкий для Новгорода памятник архитектуры стиля барокко. Двухэтажное здание с двумя боковыми ризалитами, с нарядными фасадами хорошо сохранилось в восточной части монастыря, сейчас в нем располагается библиотека Новгородского государственного университета.

Библиотека Новгородской духовной семинарии — одна из старейших российских библиотек. На приобретение новых книг ежегодно выделялись деньги, это позволило создать богатейший книжный фонд. Г. И. Светлов в книге «Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии», изданной в 1917 году сообщает, что библиотека Амвросия Юшкевича «легла в основу того богатого книгохранилища, которое, уделив часть своих сокровищ, и даже лучшую, Петербургской духовной академии, должно считаться и ныне лучшим и более крупным из существующих при духовных семинариях». Она также включала библиотеку школы Лихудов. Большее количество книг, по данным каталога 1779 года (наиболее ранний из известных каталогов библиотеки), в середине XVIII века было только в библиотеке Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Каталог 1779 года включает описание книг библиотеки Феофана Прокоповича, книг, поступивших из архиерейского дома, из библиотек архиепископов Амвросия Юшкевича, Стефана Калиновского, Антония Знаменского, митрополитов Дмитрия Сеченова и Гавриила Петрова. Реестр насчитывает описание около 6500 книг. Согласно реестру, библиотека включала редкие издания Писания, исключительно богатым и разнообразным было также собрание греческих и латинских классиков, чрезвычайно многочисленными в книжном собрании были произведения писателей-гуманистов.

После революции библиотеку семинарии передали в введение Губмузея. Часть книг была отправлена в Государственную публичную библиотеку (в том числе рукописные книги, библиотеку Феофана (Прокоповича), печатные издания XVII—XVIII веков), часть книг сохранилась в Отделе редкой книги научной библиотеки Новгородского музея-заповедника.

В 1788—1800 годах статус Новгородской семинарии понижается до уровня четырёхклассной.

На протяжении XIX века в жизни Новгородской семинарии происходили перемены. Строгость и суровость бурсы XVIII — начала XIX веков уступила место гуманному отношению к ученикам.

К 150-летию семинарии при ректоре протоиерее Евграфе Мегорском было построено новое большое здание с лицевым фасадом на Волхов. Празднование юбилея состоялось 30 октября 1890 года, его возглавил епископ Старорусский Владимир (Богоявленский).

Количество учеников в семинарии к началу XX века доходило до 500 человек. Ежегодные выпуски составили в среднем 50 человек.

В конце апреля 1918 года образовательная деятельность Новгородской духовной семинарии фактически прекратилась. 30 сентября 1918 года Новгородский губернский отдел народного образования принял решение о закрытии Новгородской духовной семинарии, а с 1 октября 1919 года на её базе открылся Новгородский институт народного образования, в распоряжении которого оказалась фундаментальная библиотека семинарии. В 1920 году был упразднён Антониев монастырь.

Ректоры

  • Маркелл (Радышевский) (24 января 1741—29 ноября 1742)
  • Иннокентий (Мигалевич) (1743 — апрель 1744)
  • Дамаскин (Аскаронский) (1746—1748)
  • Иоасаф (Миткевич) (1750—1756)
  • Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756—1759)
  • Симон (Лагов) (8 ноября 1759—1761)
  • Иннокентий (Нечаев) (август 1761)
  • Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761—1767)
  • Феофил (Раев) (13 июля 1774—1782)
  • Амвросий (Серебренников) (28 июля 1782—1783)
  • Вениамин (Багрянский) (1784—1788)
  • Николай (Киждобрянский) (1788—1791)
  • Варлаам (Шишацкий) (1791—1792) и. о.
  • Иакинф (Карпинский) (1792—1795) и. о.
  • Антоний (Знаменский) (26 мая 1794—1795)
  • Иоанн (Островский) (17 мая 1795—1796)
  • Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — ок. 17 сентября 1799)
  • Флавиан (Ласкин) (январь 1800 — январь 1804)
  • Афанасий (Савинский) (1804)
  • Амвросий (Орнатский) (1808—1812)
  • Владимир (Ужинский) (23 марта 1812—1819)
  • Анатолий (Ставицкий) (6 февраля 1820 — 21 августа 1822)
  • Иннокентий (Платонов) (1822—1823)
  • Игнатий (Семёнов) (июль 1823—1827)
  • Илиодор (Чистяков) (12 декабрь 1827—1832)
  • Анатолий (Мартыновский) (14 апреля 1832—1840)
  • Антоний (Павлинский) (17 сентября 1840 — 7 июля 1852)
  • Евфимий (Беликов) (7 июля 1852—1856)
  • Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856—1857)
  • Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857—1859)
  • Никандр (Покровский) (17 мая 1859—1860)
  • Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860—1866)
  • Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
  • Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870—1875)
  • Евграф Мегорский, протоиерей (1875—1890)
  • Тихон (Никаноров) (25 декабря 1890—1892)
  • Михаил (Темнорусов) (1892—1895)
  • Аркадий (Карпинский) (26 мая 1895—1896)
  • Арсений (Стадницкий) (18 сентября 1896—1897)
  • Димитрий (Сперовский) (1897—1903)
  • Сергий (Титов), архимандрит (8 января 1903 — ?) из ректоров АМДС
  • Алексий (Симанский) (22 декабрь 1911—1913)
  • Тихон (Тихомиров) (22 июня 1913 — апрель 1918)

Префекты

  • Иннокентий (Одровонж-Мигалевич)
  • Иоасаф (Миткевич) (1748—1750)
  • Парфений (Сопковский) (1750—1756)
  • Тихон (Соколов) (1754—1758)
  • Симон (Лагов) (28 апреля 1758—1759)
  • Лаврентий (Баранович) (1760—1761)
  • Феофил (Раев) (29 сентября 1770—1774)
  • Вениамин (Багрянский) (1776—1782)
  • Владимир (Ужинский) (7 февраля 1808—1809)

Инспекторы

  • Иоанникий (Микрицкий) (1750-е)
  • Амвросий (Орнатский) (1802—1804)
  • Иннокентий (Александров) (14 марта 1820—1823)
  • Иринарх (Пахаревский) (16 декабря 1827 — 1 октября 1829)
  • Елпидифор (Бенедиктов) (1 октября 1829—1832)
  • Никодим (Казанцев) (14 апреля 1832—1833)
  • Феофан (Говоров) (7 декабря 1842—1844)
  • Александр (Добрынин) (30.03.1849 — 1851)
  • Герман (Осецкий) (28.10.1853 — 1857)
  • Феогност (Лебедев) (II 29 ноября 1857—1861)
  • Тихон (Троицкий-Донебин) (16 марта 1863—1871)
  • Абрамович Павел Романович (1871—1884)
  • Тихон (Никаноров) (25 апреля 1884—1890)
  • Филипп (Бекаревич) (1890—1893)
  • Арсений (Стадницкий) (12 декабря 1895—1896)
  • Евдоким (Мещерский) (2 октября 1896 — 23 декабря 1898)
  • Григорий (Вахнин) (1903—1905)
  • Досифей (Протопопов) (март 1905—1906)
  • Петр (Зверев) (1907—1908)
  • Кедринский Михаил Антонович

Известные преподаватели

  • Парфений (Сопковский) (1744—1750)
  • Тимофей (Соколов) (1754—1758)
  • Виктор (Онисимов) (1760-е)
  • Аполлос (Терешкевич)
  • Феофан (Колоколов) (1779—1784)
  • Амвросий (Орнатский) (1800—1802)
  • Исаакий (Положенский), профессор (1857—1858)
  • Тихон (Троицкий-Донебин) (1861—1871)
  • Митрофан (Землянский) (1897—1903)
  • Дамаскин (Аскаронский) (1740 — ?)
  • Феофил (Раев) (1762—1769)
  • Епифаний (Саввич-Канивецкий) (1805—1806)
  • Григорий (Медиоланский) (5 ноября 1848—1850)
  • Тихон (Тихомиров) (1906 — ?)
  • Димитрий (Сперовский) (6 июня 1891—1894)
  • Никон (Бессонов) (1895—1897)
  • Иоанн (Киструсский) (6 октября 1912—1914)

Известные выпускники

Список
  • Тихон Задонский (1754) — архиепископ Воронежский, философ и просветитель
  • Симон (Лаговский) (1754) — архиепископ Рязанский
  • Савва Ольхин — монах Русской православной церкви; инспектор Владимирской духовной семинарии.
  • Гавриил Пакатский (1756—1840) — духовный поэт и переводчик
  • Владимир (Ужинский) (1803) — архиепископ Казанский и Свияжский
  • Фотий (Спасский) (1814) — архимандрит, «полу-фанатик, полу-плут»
  • Анастасий (Добрадин) (1849) — архиепископ Воронежский и Задонский.
  • Александр Желобовский (1855) — протопресвитер военного и морского духовенства, член Святейшего Синода, духовный писатель.
  • Ельпидифор Барсов (1857) — этнограф, историк литературы, фольклорист
  • Михаил Владиславлев (1859) — философ, ректор Санкт-Петербургского университета
  • Павел Образцов (1861) — профессор богословия Юрьевского университета
  • Николай Богословский (1863) — священник, создатель новгородского музея, собиратель и исследователь древностей
  • Феодор (Яковцевский) (1886) — архиепископ Владимирский и Суздальский
  • Александр Бриллиантов (1887) — историк церкви, богослов и философ, член-корреспондент РАН
  • Феодор Забелин (1888) — протоиерей
  • Иона (Лазарев) (1892) — епископ Невельский, викарий Витебской епархии.
  • Сергий (Тихомиров) (1892) — митрополит Японский.
  • Варсонофий (Лебедев) (1894) — епископ Кирилловский, священномученик.
  • Иосиф (Петровых) (1895) — митрополит Ленинградский, лидер «иосифлянства».
  • Геннадий (Туберозов) (1895) — епископ Псковский и Порховский.
  • Онисим (Пылаев) (1896) — епископ Тульский.
  • Кульман, Александр Карлович (1898), священник в Боровёнке с 1900 по 1937 годы
  • Пимен (Белоликов) (1900) — миссионер, епископ Семиреченский и Верненский
  • Василий Белоликов (1907) — церковный историк, специалист по истории старообрядчества, профессор Московской богословской академии
  • Николай Успенский (в 1918 окончил 4-й класс) — литургист и музыковед, специалист в области церковной истории, исторической и систематической литургики, древнерусского церковно-певческого искусства, восточно-христианской гимнографии
  • Предтеченский Андрей Иванович (1851) — богослов, профессор истории Санкт-Петербургской духовной академии.





Яндекс.Метрика