05.11.2022

Смятение (фильм, 1970)


«Смятение» — советский телефильм 1970 года режиссёра Андрей Булинского по повести С. М. Степняка-Кравчинского «Домик на Волге» (1889).

Сюжет

Действие фильма происходит в конце 1870-х годов. Молодой народоволец Владимир Муринов скрывается от преследования жандармов в старинном уединенном имении Прозоровых — небольшом домике на Волге, где вместе с матерью живёт Катя — молодая провинциальная девушка, добрая, чуткая, отзывчивая, скромная, но решительная. Муринов полюбил Катю. Далекая от политической борьбы провинциальная девушка, со временем решает разделить свою судьбу с нелегкой судьбой возлюбленного…

В ролях

  • Роман Громадский — Владимир Муринов, беглый народоволец
  • Нелли Пшенная — Катя Прозорова
  • Станислав Ландграф — Павел Александрович Крутиков, чиновник железнодорожного ведомства
  • Нина Алисова — мать Кати
  • Александра Зимина — няня
  • Владимир Лосев — бурлак
  • Здислав Стомма — филёр
  • Владимир Кудревич — Иван Иванович, жандарм
  • Геннадий Овсянников — Данила, кучер
  • Вацлав Дворжецкий — народоволец
  • Ирина Кузьмина — эпизод
  • Ирина Егорова-Ковриго — эпизод

Критика

Фильм — режиссёрский дебют, оставшаяся единственная режиссёрская работа известного кинооператора Андрей Булинского, и критикой отмечен его успех в этом качестве:

В фильме «Смятение» Андрей Александрович выступает в качестве режиссёра-постановщика. Достоверная актёрская работа Нелли Пшенной (Катя Прозорова) и Романа Громадского (Муринов) говорит о том, что А. Булинский сумел найти верный подход к актёрам, сумел помочь им полнее раскрыться. Почему я подчеркиваю именно эту сторону в фильме «Смятение»? Потому, что многие операторы, став режиссёрами, мало уделяют внимания актёрам, сосредоточиваясь на изобразительном решении. А. Булинский избежал этой ошибки, и в этом его победа. Здесь сказался его большой творческий опыт — более сорока лет работы в кино.

— Кино Советской Белоруссии. — М.: Искусство, 1975. — 318 с. — стр. 152

Однако, историк народнического движения Н. А. Троицкий отмечал в фильме «недостаток историзма», который, впрочем, «присущ всем вообще советским фильмам о народниках 60-х годов».

Литературная и реальная основа

Фильм снят по повести «Домик на Волге» С. М. Степняка-Кравчинского 1889 года, литературовед Е. А. Таратута в исследовании «С. М. Степняк-Кравчинский — революционер и писатель» доказала, что реальными лицами для создания образов героев героев повести, кроме самого автора, являлись Николай Морозов и его друг Андрей Франжоли, выведенный в образе одного из героев.






Яндекс.Метрика