Неделя о Страшном суде


Неделя о Страшном суде, или Неделя мясопустная (греч. Κυριακὴ τῆς Ἀπόκρεω, церк.-слав. Мѧсопꙋстнаѧ недѣлѧ), или Мясопуст, или Великий мясопуст — третий из четырёх подготовительных воскресных дней к Великому посту в Православных церквях, который следует после Недели о блудном сыне и пред Неделей сыропустной. Греческое название «ἀπό-κρεω», образовано из двух частей: приставки «ἀπό», означающей удаления, отделения, завершения, прекращения и слова «κρέας» — мясо, то есть «отделяю мясо», «мясо прекращаю»; славянское слово является переводом по смыслу с греческого и обозначает «мясо опускаю», то есть «мясо оставляю». Это последний день перед Великим постом, когда православные христиане употребляют в пищу мясо — заговенье на мясо, последний день зимнего мясоеда.

Евангельское чтение

Название «Неделя о Страшном суде» происходит от того, что на литургии в этот день читается Евангелие о Страшном суде:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31—46).

Особенности богослужения

В церковном богослужении этого дня к обычным воскресным песнопениям Октоиха добавляются покаянные молитвословия Триоди постной, в которых православная церковь напоминает молящимся о Втором пришествии Иисуса Христа на Землю со славою судить живых и мертвых. Бог — Иисус Христос, являясь справедливым судьёй, воздаст каждому из людей по заслугам; а каждому из людей необходимо, помня и ожидая Второе пришествие, успеть принести покаяние и возлюбить ближнего: накормить голодных, напоить жаждущих, посетить больных и заключенных. Также в этот день может употребляться и Минея, если случится Сретение Господне, или его предпразднство/попразднство, или престольный праздник, или бденный/полиелейный святой. Богослужения других святых с этого дня должны переноситься на повечерие пятницы вечера.

  • Так же, как и в предыдущую Неделю о блудном сыне, на «Господи воззвах…» поются: 6 воскресных стихир, 4 стихиры из Триоди глас 6-й, «Слава…», стихира Триоди глас 8-й: «Егда поставятся престоли и отверзутся книги…», «И ныне…», догматик Октоиха.
  • В начале литии — стихира храма, «Слава…», стихира Триоди глас 7-й: «Господни разумевше заповеди, тако поживем…», «И ныне…», воскресный богородичен того же гласа: «Под кров Твой Владычице…».
  • Стиховны — 4 обычные стихиры Октоиха с воскресными запевами, «Слава…», стихира Триоди глас 8-й: «Увы мне мрачная душе…», «И ныне…», воскресный богородичен того же гласа: «Безневестная Дево…».

Далее продолжается всенощное бдение, как обычное воскресное, за исключением:

  • По «Бог Господь…» дважды поётся воскресный тропарь (нет тропаря святому), «Слава… и ныне…», богородичен воскресный.
  • При пении полиелея, к двум обычным (к 134-му псалму: «Хвалите имя Господне…» и к 135-му псалму: «Исповедайтеся Господеви яко благ…»), добавляется третий (псалом 136-й: «На реках вавилонских…»).
  • Так же, как и в Неделю о мытаре и фарисее, после чтения Евангелия — «Воскресение Христово видевше…», псалом 50: «Помилуй мя Боже…», и особые покаянные песни глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»
  • В каждой песни канона: 4 воскресных тропаря (крестовоскресных нет), 2 — богородичных, 8 — из Триоди глас 6-й с запевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и катавасия — ирмосы Великого канона Андрея Критского «Помощник и покровитель…».
  • По третьей песни седальны Триоди глас 6-й.
  • По шестой песни:
  • По девятой — ексапостиларий евангельский, и два светильна с богородичным из Триоди.
  • На хвалитех — 5 стихир Октоиха, 4 стихиры Триоди — запевы к стихирам воскресные и один дополнительный из того же 9-го псалма: «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, / пою имени Твоему, Вышний.» (Пс. 9:2), «Слава…», стихира Триоди глас 1-й: «Предочистим себе, братие, царицею добродетелей…», «И ныне…», «Преблагословенна еси…».
  • По великом славословии — тропарь воскресный (конечный).
  • По отпусте — евангельская стихира.
  • На всех часах — тропарь воскресный, а кондак Триоди.

На Литургии

  • «Блаженны»: 6 из Октоиха и 4 тропаря шестой песни канона Триоди.
  • По входе:
  • В Господском храме — тропарь воскресный, «Слава… и ныне…», кондак Триоди.
  • В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, «Слава…», кондак Триоди, «И ныне…», кондак храма.
  • В храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма, «Слава…», кондак храма, «И ныне…», кондак Триоди.
    • Прокимен и аллилуиарий — Триоди (а не Октоиха).
    • Апостольское и Евангельское зачала — Триоди.
    • Причастен — воскресный, а также «Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.»

    Славянские традиции

    Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «Мясное воскресенье», в Воронежской губернии — «Мясное заговенье». В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят».

    В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на Масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед Масленицей.

    На Украине накануне закалывали поросят или свинью и в Мясное заговенье варили холодец из свиных ножек, в связи с чем, день так и называли «Ножковое пущенье, Ножковы» (укр. Ніжкове пущання, Нижкови). Ср. «поросячий понедельник» у хорватов (хорв. Prašći pundeljak) — понедельник перед масленичной неделей (Мясопустом).

    В Харьковской губернии считали, что в последнюю ночь мясопустной недели муж не должен спать с женой, иначе волки поедят у них всех поросят.

    Хорваты, болгары и македонцы на Мясное заговенье, как и в последний день Мясопуста, кололи и ели курицу, а её кровью рисовали на лбу у детей крестики, в связи с чем Мясное заговенье называли диал. болг. Кокошчени заговезни, Кокошкини заговелки, Кокоша заговелка, диал. макед. Кокошкини поклади. Хорваты в Вароше про этот обычай говорили, что «масленица должна быть окроплена кровью» (хорв. moraje se Poklade okrvit, da živat ne gini).






    Яндекс.Метрика