Праут, Эбенезер


Эбенезер Праут (англ. Ebenezer Prout; 1 марта 1835, Аундл, графство Нортгемптоншир, Великобритания — 5 декабря 1909, Кентербери, Великобритания) — английский музыкальный теоретик, педагог, издатель и композитор.

Биография

В 1854 году окончил философский факультет Лондонского университета. Учился у Чарлза Саламана (фортепиано). В 1859—1873 годах служил церковным органистом и одновременно в 1861—1885 годах преподавал в лондонской Школе искусств при Хрустальном дворце (фортепиано). Первые же его произведения были отмечены первой премией Общества британских музыкантов в 1862 году (струнный квартет № 1 ми-бемоль мажор, op. 1) и 1865 году (фортепианный квартет, op. 2). В 1871—1874 годах —редактор журнала «Monthly musical record», в 1874—1879 годах — «The Academy» и в 1879—1889 годах — «Ateneum». Выступал как музыкальный критик. В 1876—1890 годах — дирижёр Хорового общества Хакни. В 1876—1882 годах преподавал гармонию и композицию в Национальной специальной музыкальной школе, с 1879 года — в Королевской академии музыки, а с 1884 года — в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне (фортепиано); с 1894 года — профессор Дублинского университета. Среди его учеников Артур Горинг Томас, Эжен д´Альбер, Джон Уотерхаус, Генри Вуд, Эдвард Герман и другие. Автор работ по контрапункту, музыкальному анализу, форме, инструментовке. Редактор ряда ораторий и опер Г. Ф. Генделя, в частности, «Самсон» (1880) и «Мессия» (1902), арий и кантат И. С. Баха. На русский язык его труды переводили Фёдор Кёнеман, Сергей Толстой и другие.

Сочинения

  • кантата «Хирворд» / Hereward (на стихи Уильяма Гриста)
  • кантата «Красный крестоносец» / The red croos Knigths (на стихи Уильяма Гриста)
  • кантата «Альфред» / Alfred (на стихи Уильяма Гриста)
  • кантата «Дамон и Пифий» для мужского хора / Damon and Phitias (на стихи Р. У. Блура)
  • кантата «Королева Эме» для женского хора / Queen Aimée (на стихи Йетти Фогель)
  • кантата «Псалом 126» для соло, хора и оркестра / Psalm 126
  • кантата «Песнь Юдифи» для контральто-соло с оркестром / The song of Judith
  • кантата «Свобода» для баритон-соло с оркестром / Freedom (на стихи Питера Тейлора Форсайта)
  • 4 симфонии
  • 2 увертюры
  • сюиты
  • 2 концерта для органа с оркестром
  • камерные ансамбли
  • пьесы для органа
  • 2 струнных квартета
  • 2 фортепианных квартета
  • соната для кларнета
  • органная соната
  • «Magnificat»
  • «Nunc dimittis»
  • реквием
  • месса

Литературные сочинения

  • Instrumentation. — L., 1876.
  • Harmony, its theory and practice. — L., 1889, 1903; N. Y., 1971.
  • Counterpoint. — 1890.
  • The orchestra, v. 1-2, L., 1888-89, Counterpoint: strict and free. — L., 1890, I910.
  • Double counterpoint and canon. — L., 1891.
  • Fuguai analysis. — L., 1892.
  • Musical form. — L., 1893, 1903.
  • Fugue. — L., 1894, 1900.
  • Applied forms. — L., 1895; L., 1970.
  • Analytical key to the exercises in the 16th and subsequent editions of «Harmony». — L., 1903.
  • A course of lectures on orchestration. — L., 1905.
  • Mozart. — L., 1907.

В русском переводе

  • Анализ фуг. — М., 1892.
  • Прикладные формы. — М.
  • Элементарное руководство к изучению инструментовки. — М.-Лейпциг, 1900.
  • Музыкальная форма. — М., 1891, 1900.
  • Фуга. — М., 1900, 1922.
  • Моцарт. — М.-П., 1923.





Яндекс.Метрика