08.10.2022

Либерман, Евгений Яковлевич


Евгений Яковлевич Либерман (22 ноября 1925, Москва — 5 августа 2003, там же) — советский и российский пианист, музыкальный педагог, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных, представитель Нейгаузовской школы фортепианного искусства. Автор книг и научных работ по фортепианному мастерству.

Биография

Родился в Москве 22 ноября 1925 года в еврейской семье. Отец Яков Абрамович Либерман (1889—1965) был экономистом, работником Наркомата (Министерства) коммунального хозяйства; мать Анна (Сарра) Михайловна Либерман (1895—1987) — домохозяйка.

Вся жизнь Евгения Либермана связана с комплексом музыкальных учебных заведений имени Гнесиных. Учился в Московской средней специальной школе имени Гнесиных в классе Евгении Борисовны Геккер. В начале Великой Отечественной войны Евгений Либерман, которому ещё не исполнилось 16 лет, оказался вместе с Гнесинской школой в эвакуации в Ташкенте, где на короткое время стал учеником крупного ленинградского педагога Леонида Владимировича Николаева.

По достижении 18-летнего возраста Евгений Либерман был призван в Советскую Армию и служил на Балтийском флоте в 1944-46 годах. В боевых действиях участия не принимал. После демобилизации в 1946 году Евгений Либерман поступил в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (название Российской академии музыки имени Гнесиных с 1944 по 1992 год) в класс профессора Генриха Густавовича Нейгауза. Окончив ГМПИ им. Гнесиных в 1950-м году, Евгений Либерман сразу начал свою преподавательскую деятельность на кафедре специального фортепиано — сначала в Училище, а затем, с 1959 года— в Институте им. Гнесиных. В 1977 году стал доцентом, а в 1986 — профессором кафедры специального фортепиано. Преподавательской работой в Академии имени Гнесиных Евгений Яковлевич занимался до конца жизни, хотя в последние годы был тяжело болен.

В 1991—1992 годах Е. Я. Либерман работал в Израиле в музыкальной Академии Тель-Авивского университета (теперь Buchmann-Mehta School of Music).

Умер 5 августа 2003 года, похоронен на Донском кладбище в Москве.

Педагогика и концертная деятельность

Ученик Генриха Нейгауза, Евгений Либерман — один из ярких продолжателей нейгаузовской школы фортепианного исполнительства.

Из очерка С. Грохотова о Евгении Либермане «За роялем с Евгением Либерманом» (цитируется по изданию «Генрих Нейгауз и его ученики» Издательство Классика — XXI, Москва 2007)

«… достаточно бывает одной подсказанной учителем детали — поворота кисти, опоры на тот или иной палец или мысленной группировки звуков — и неловкости как не бывало.

Либерман был истинным чародеем в механике фортепианной игры. Казалось, он знал решения всех самых заковыристых двигательных вопросов и проблем. … Известно, сколь важную роль в музыкальных занятиях играет непосредственный показ педагога за инструментом … от игры его шел удивительный эмоциональный посыл. Довольно было нескольких тактов, сыгранных восторженно, с накалом и увлеченностью, чтобы не на шутку „разжечь“ ученика… В этих показах прежде всего поражало качество звучания, удивительный колорит (причем на самых дурных и разбитых инструментах) — это казалось непостижимым.

… Вспоминается: профессор с учеником в классе. Поздний вечер. Учитель в страшном увлечении — неистовый, „распаленный“ Бетховеном или Шопеном…»

Евгений Либерман выступал с мастер-классами во многих городах Советского Союза (среди них, Магнитогорск, Челябинск, Новомосковск, Воронеж, Кострома и другие), а также записал ряд озвученных пособий с исполнением и методическими комментариями.

Евгений Либерман — автор более пятидесяти научных работ на разные темы фортепианного исполнительства, а также рецензий на выступления знаменитых музыкантов (среди прочих, Эмиля Гилельса ,Екатерины Новицкой и Евгения Кисина)

Статьи Евгения Яковлевича регулярно публиковали журналы «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь»

Концертную деятельность Евгений Либерман начал рано, выступая ежегодно с сольными концертами в Москве и других городах бывшего СССР.

Критики отмечали широту и разнообразие концертного репертуара Евгения Либермана, изысканный вкус в составлении программ сольных концертов.

Евгений Либерман стал первым в СССР исполнителем всех фортепианных сонат и фантазий Моцарта в одном сезоне (1964-65).

Из сборника «Современные пианисты»:

"Педагогика оставляет Либерману сравнительно немного времени для активной концертной работы, хотя выступления пианиста, как в Москве, так и в других городах, обыкновенно привлекают внимание слушателей и содержательностью программ, и самостоятельностью подхода к решению интерпретаторских проблем. Естественность, красота звучания, зрелое понимание стиля — все эти черты, на которые указывают рецензенты, вполне рельефно проявляются в его подходе к традиционным репертуарным пластам. Он часто играет Моцарта и Бетховена, Шуберта и Дебюсси, Прокофьева и Шостаковича. «Либерман — музыкант мягкий, тонкий, пишущий свои звуковые образы скорее акварелью, чем маслом,- читаем в журнале „Советская музыка“.- Предельная точность его музыкального мышления, неслучайность исполнительских интонаций при всей законченности технического оформления граничат иногда с некоторой дидактичностыо… Резюмируя, следует отметить качества, присущие пианисту,- ясность исполнительских намерений, прекрасное звучание рояля в piano, тонкую педализацию». При всем том стоит обратить внимание и на репертуарную пытливость музыканта. Можно вспомнить, к примеру, что в одну из своих концертных программ он включил целый ряд интересных образцов фортепианной литературы XX века — сочинения Э. Вила Лобоса, А. Онеггера, Ф. Пуленка, Д. Мийо.

(Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. «Современные пианисты». Москва, «Советский композитор», 1990 г.)

Ученики

Среди учеников Е.Я.Либермана — музыканты-педагоги: Мусорин Олег Чарович (Профессор Кафедры камерного ансамбля и квартета Российской академии музыки имени Гнесиных), Тихомиров Иван Анатольевич (Старший преподаватель Кафедры фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных), Грохотов Сергей Владимирович (Профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории), Джангваладзе Андрей Юрьевич (Доцент кафедры компьютерной музыки Российской академии музыки имени Гнесиных) и другие, а также — концертирующие пианисты-исполнители, среди них джазовый пианист Даниил Крамер.

Семья

  • Первая жена — Берта Львовна Кременштейн (1923—2008), пианистка и музыкальный педагог.
    • Сын — Павел Любимцев (род. 1957), актёр и писатель.
  • Вторая жена — Марина Абеловна Арзуманова (род. 1946), музыкальный педагог.
    • Дочери — Карина Евгеньевна Арзуманова (род. 1971), филолог и радиоведущая, жена пианиста Евгения Кисина; Марианна Евгеньевна Арзуманова (род. 1977).

Записи

  • Евгений Либерман комментирует исполнение сонат Моцарта (Озвученное пособие: исполнение и методический комментарий. Моцарт. Фортепианные сонаты си бемоль мажор К.281 и си бемоль мажор К.570. Фирма «Мелодия» Пластинки.)
  • 24 прелюдии Д. Шостаковича op. 34 — 1961 (Шостакович. Прелюдии соч. 34 Фирма «Мелодия», пластинки. Озвученное пособие: исполнение и методический комментарий)

Книги

  • Работа над фортепианной техникой” 1971 г. Издательство “Музыка” (неоднократно переиздавалась) Переведена и издана на японском, чешском и сербском языках.
  • Творческая работа пианиста с авторским текстом” 1988 г. Издательство “Музыка” (многократно переиздавалась)
  • "Фортепианные сонаты Бетховена. Выпуски 1, 2, 3, 4. Анализ особенностей музыкального содержания и формы всех фортепианных сонат Бетховена". Издательство “Музыка” Москва 2003 г. и 2005 г.

Статьи

  • Шопеновская программа С. Нейгауза”. Журнал “Советская музыка” N 12, 1965 г.
  • Самобытность, новизна взгляда” (концерт Е. Новицкой). Журнал “Советская музыка“ N 10 1976 г.
  • Художник - мыслитель” (на концертах Эмиля Гилельса). Журнал “Советская музыка” N 6 1978 г.
  • О Жене Кисине” 1984 г. Аннотация к пластинке фирмы “Мелодия” (первый сольный диск пианиста Евгения Кисина)
  • Женя Кисин” в журнале “Мелодия” N 1, 1985 г.





Яндекс.Метрика