Ерсика


Ерсика (латыш. Jersika, латг. Gersika, нем. Gerzika, лат. Gercike, Gerceke, рус. Царьград, Герцике) — село в Ерсикской волости Ливанского края Латвии, исторический центр средневекового Герсикского княжества.

Название

Предлагались различные варианты происхождения западноевропейского названия Герцике (Gercike, Gerzike, Gerseke), в древнерусских источниках этот топоним не зафиксирован. Предлагалось возводить название к «городище», «град» и другим. И. Э. Клейненберг реконструировал древнерусское название города Ерсики в форме Ярск (Ярьскъ).

По мнению Е. Л. Назаровой, из-за того, что герсикская территория была под балто-финским влиянием, следует название Герцике выводить из финских языков. В эстонском языке «järsak» означает «обрыв, крутизна»; на финском ääri — «край, конец, предел». При этом передача jär как ger на латыни и в немецком языке имеет подтверждения в источниках XIII века. Например, эстонская область Järvimaa в хрониках и в других документах зафиксирована как Gerwen.

История

Археологические раскопки показывают, что Герцикское городище возникает уже в X веке, когда были проведены работы по изменению рельефа его горы. Видимо, это время присоединения латгалов к Древнерусскому государству. В XI веке в Герцике возводится земляное укрепление и строится деревянная крепость. На замковом городище обнаружены остатки мастерских ремесленников и другие деревянные постройки. По археологическим данным посад Герцике был заселён с XI века. С этого же времени недалеко от города появляется и могильник с латгальскими и славянскими захоронениями (он функционировал в XI—XIII веках). На городище, посаде и могильнике обнаружены православные крестики.

Ещё до 1015 года Герцике вместе с прилегающей к нему долиной Западной Двины, входил в состав Древней Руси, а после усиления феодальной раздробленности Герцике и его округа подчинялись Полоцкому княжеству. Зависимые от русских князей земли и владения, племена и общины располагались вплоть до устья Двины с выходом на Балтийское море. Так продолжалось вплоть до германского нашествия 1201 — 1226 годов.

Герсикское княжество

Карта 1902 года, где отмечен Царьгород, он же Ерсика

Уже к концу XII века подвластный Полоцку Герцике был не просто укреплённым замком, а важным торгово-ремесленным городом со многими домами и православными храмами. Его богатством впоследствии восхищались крестоносцы. По рассказу Генриха Леттского в «Хронике Ливонии», в Герцике правил и владел окружающими землями князь Всеволод (Виссевалд, rex Wissewalde de Gercike) как вассал полоцкого князя Владимира (Валдемара, около 1184 — 1216).

Документы начала XIII в. — акт о капитуляции Герцики (LGU. 1908. № 2) договор 1211 года о разделе и договор 1213 года об обмене земель с немцами — дают сведения о составе Герсикского княжества и его границах. В состав княжества входили замки Аутине, Цесвайне, Алене, Цердене, Негесте, Марциена, Лепене, Асоте и Бебернине. При этом особое значение на западе Герсикского княжества было у Аутине, где правил старейшина Варидот. Аутине упоминается в хронике и в документах под названием «замок» или «город» и имело обширную территорию. В то же время Цесвайне, Негесте, Марциена, Алене, в источниках объединялись под одним общим названием «Леттия».

Таким образом, в начале XIII века Герсикское княжество включало в свои владения бассейны Западной Двины и Гауи, включая всю Лотыгольскую землю, и контролировало важную сухопутную дорогу Рига — Псков. Однако зависимость различных замков, поселений, земель и общин от Герцике была неодинаковой. В полном подчинении находились земли к востоку от реки Айвиексте, сопредельные с самим Герцикским, Асотский, Лепенский, Бебернинский округа. В документе 1211 года только о них говорится как о владениях герсикского князя.

Также далее на запад, вниз по течению Двины, находилось небольшое Куконосское княжество, зависимое от Всеволода. Здесь правил до 1208 года князь Вячеслав. Причем до нашествия монголо-татар на Русь в Западной Европе всех русских князей-Рюриковичей из-за их могущества и богатства приравнивали по титулу к королям, а их владения называли королевствами.

В 1184 году князь Владимир дал разрешение прибывшему в нижнее Подвинье католическому монаху Мейнарду (Мейнгарду фон Зегебергу) проповедовать в подвластных Полоцку землям среди язычников-ливов. Мейнард обосновался в Икосколе (Икшкиле). Уже в 1185 году он построил здесь замок, а в 1186 году — церковь. В «Хронике» Генриха Леттского говорится: «Получив позволение, а вместе и дары от короля полоцкого, Владимира, которому ливы, ещё язычники, платили дань, названный священник смело приступил к божьему делу, начал проповедовать ливам и строить церковь в деревне Икесколе». В целом христианизация, как и немецкая торговля в нижнем Подвинье, проходили мирно. Выходцы из Западной Европы старались действовать с соблюдением договоренностей с прибалтийскими племенными общинами, признавались ими и права русских князей.

Но в 1201 году для восточной Прибалтики началась новая эпоха — немецкие рыцари-крестоносцы во главе епископом Альбертом (Альбрехтом фон Буксгевденом) силой заняли устье Западной Двины и основали здесь в 1202 году свой важнейший форпост — Ригу. В том же году на захваченных землях Прибалтики был основан немецкий Орден меченосцев. Крестоносцы сразу стали расширять подвластную им территорию, постепенно захватывая и земли данников русских князей. Ответом на это стали походы русских князей против Ордена меченосцев.

Правивший же в Герцике князь Всеволод (как и полоцкий князь Владимир) считал местных жителей на землях в низовьях Двины своими данниками. Он отстаивал свои владельческие права против немцев в том числе и военной силой. Всеволод также поддерживал и особые союзнические отношения с литовцами-язычниками. Взяв в жены дочь литовского вождя Довгерда, Всеволод не стеснялся устраивать с участием литовцев набеги на постепенно захватываемые крестоносцами поселения своих прежних подданных ливов, вендов, эстов и леттов. Так, в «Хронике Ливонии» говорится, что в 1203 году сам полоцкий князь Владимир в походе дошел до Икесколы и Гольма. Вскоре, в том же году, и «король Герцике, подойдя к Риге с литовцами, угнал скот рижан, бывший на пастбищах, захватил двух священников <…>, рубивших с крестоносцами лес у Древней Горы, а Теодориха Брудегама, погнавшегося за ним с горожанами, убил». А в 1206 году полоцкий князь Владимир вновь совершил поход на занятые немцами земли, дойдя до самой Риги.

Собравшись с силами и оправдывая свои действия защитой крещёных ливов, вендов и леттов, рижский епископ Альберт в 1209 году пошел в поход против князя Всеволода. Неожиданно крестоносцы одержали быструю победу. Герцике был захвачен, а его деревянный замок — сожжён. Деревянная крепость Герцике с земляной насыпью была хорошо укреплена, но лучше вооружённым крестоносцам удалось легко её занять, преследуя отступающих русских. Генрих Леттский писал: «Тевтоны ворвались в ворота, но из уважения христианству убивали немногих, больше брали в плен или позволяли спастись бегством; женщин и детей, взяв в город, пощадили и многих взяли в плен. Король, переправившись в лодке через Двину, бежал со многими другими, но королева была захвачена и представлена епископу с её девушками, женщинами и всем имуществом». О богатстве города говорится тут же: «Тот день все войско оставалось в городе, собрало по всем его углам большую добычу, захватило одежду, серебро и пурпур, много скота, а из церквей колокола, иконы, прочее убранство, деньги и много добра и все это увезли с собой, благословляя Бога за то, что так внезапно он дал им победу над врагами и позволил без урона проникнуть в город». Опустошив город, крестоносцы подожгли его.

Увидев пожар с другой стороны реки и узнав о пленении княгини и разорении города, князь Всеволод пал духом. Он прибыл в Ригу и предстал перед епископом Альбертом, выражая покорность его воле. Последний предложил ему договор зависимости: «Если ты согласишься, — цитирует епископа хронист, — впредь избегать общения с язычниками-литовцами, не будешь пытаться вместе с ними разрушать нашу церковь, не станешь с литовцами разорять землю твоих русских христиан, если ты согласишься принести своё королевство в вечный дар церкви пресвятой Марии, так чтобы вновь получить его уже из наших рук и вместе с нами наслаждаться постоянным миром и согласием, тогда только мы отдадим тебе королеву со всеми пленными и всегда будем верно оказывать тебе помощь».

Вынужденно приняв унизительные условия мира, Всеволод получил обратно Герцике, его княжество и прежние даннические земли. Он остался править, но уже на правах епископского вассала. Вскоре замок Герцике был восстановлен, а город отстроен. При этом немцы продолжали давление на герсикского князя. Так, они настояли на неравноправных переделах владений со Всеволодом: договор 1211 года о разделе и договор 1213 года об обмене земель.

В то же время восстания местного населения против немецкого засилья жестоко подавлялись. Таким было, например, Аутинское восстание 1212 года, связанное с введением тяжёлой церковной десятины. Но оказывал ли князь Всеволод в нем какую-либо поддержку своим данникам, неизвестно.

В 1212 году в Герцике состоялись важнейшие переговоры епископа Альберта с князем полоцким Владимиром, решившие будущую судьбу Ливонии. Генрих Леттский в своей хронике пишет, что князь на переговорах настаивал на получении принадлежавших ему ранее даней от ливов и леттов. Епископ же требовал права обращать население в христианство по латинскому обряду. Споры быль столь горячими, что стороны чуть было не взялись за оружие. С трудом это было предотвращено, и автор «Хроники Ливонии» пишет, что князь полоцкий неожиданно ради мира и торговли «предоставил епископу всю Ливонию безданно, чтобы укрепился между ними вечный мир, как против литовцев, так и против других язычников, а купцам был всегда открыт свободный путь по Двине».

Однако, несмотря на договоры, отношения князя Всеволода с агрессивными епископом, крестоносцами и их подданными не могли быть дружественными. Так, вскоре епископ Альберт вдруг «поверил» наветам рыцарей из Куконоса (Кукейноса) на Всеволода, «что он уже много лет не является к отцу своему епископу, после того как получил от него своё королевство, а в то же время постоянно помогает литовцам советом и делом». С благословения и по совету епископа отряд рыцарей в 1214 году пошёл против князя Всеволода и хитростью завладел Герцике. Город был жестко разграблен, а жители, которые не успели убежать в замок, взяты в плен. Герцике подвергся настолько сильному разорению, что с тех пор само княжество в анналах и договорах больше не упоминается. А в 1224 году князя Всеволода вынудили на очередную уступку — половина его замка отошла к Ордену меченосцев. Епископ Альберт сдал эту часть замка в аренду Икисколскому рыцарю Конраду.

В 1225 году Ливонию для объезда страны посетил папский легат. Когда он находился со свитой в Земгалии, то среди других знатных лиц продемонстрировать ему свое почтение приезжал и Всеволод, герсикский князь («король Герцике»).

В 1229 году (или в 1237) рижский епископ Николай (фон Науэн) построил неподалеку от Герцике епископский замок-крепость Крейцбург («Крестовый замок», Кружборх русских источников), располагавшийся на правом берегу Западной Двины (напротив будущего Екабпилса).

Когда точно умер князь Всеволод, неизвестно, но уже после этого, в 1242 году, после поражения от русских на Чудском озере, немцы временно отказались от претензий на Латгалию. В Новгородской первой летописи сказано: «Того же лѣта Нѣмци прислаша с поклономь: „безъ князя что есмы зашли Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечемь, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а тѣми ся розмѣнимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите; и таль пльсковьскую пустиша и умиришася».

Герцике постепенно запустел и в документах 1255 и 1256 годов называется уже не замком, а «горой».

Затем между Герцике и Полоцком немцами был построен сильно укреплённый замок Динабург (современный Даугавпилс). Впервые он упоминается в источниках в 1275 году. С его постройкой вся Латгалия окончательно стала немецкой.

С середины XIV века название Герцике в источниках больше не упоминается.






Яндекс.Метрика