01.08.2022

Орлова, Любовь Петровна


Любовь Петровна Орлова (29 января [11 февраля] 1902, Звенигород, Российская империя — 26 января 1975, Москва, СССР) — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица; народная артистка СССР (1950). Кавалер ордена Ленина (1939), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Одна из звёзд советского экрана конца 1930-х — начала 1940-х годов. Актриса получила огромную популярность, снимаясь главным образом в фильмах своего супруга Г. В. Александрова. Среди них «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947) и т. д. Её творческая деятельность способствовала развитию жанра музыкальной кинокомедии.

Биография

Происхождение. Родители

Любовь Орлова родилась 29 января [11 февраля] 1902 года (по некоторым данным 16 [29] января 1902 года) в Звенигороде в Московской губернии (ныне Московская область).

Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938) принадлежал к дворянству Полтавской губернии и служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) происходила из старинного дворянского рода. По материнской линии актриса состояла в дальнем родстве со Львом Толстым. У Любови дома хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник», которое было подписано и подарено маленькой Орловой самим писателем.

Заслуженная артистка РСФСР, актриса Е. А. Тяпкина, побывавшая в гостях у Орловой на улице Немировича-Данченко, вспоминала, что «лучшая комната была отдана матери. Любовь Петровна очень любила свою мать. Она была замечательной дочерью. А вся комната матери была завешана портретами и фотографиями Любови Петровны».

Образование

Артист Фёдор Шаляпин, часто бывавший гостем в доме Орловых, напророчил Любови настоящую актёрскую славу, увидев домашний спектакль с её участием. Однако родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.

В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 1919−22 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена.

С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра.

Начало трудовой деятельности

В 1920−26 годах работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр Повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».

В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя А. Г. Берзин содержал её и всех родственников.

После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне — Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).

В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан.

Как артистка хора и кордебалета, была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим[кому?] бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой.

После встречи с Александровым

В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал режиссёру Г. В. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссёра после этого не осталось.

Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.

Театровед и критик В. Вульф писал:

… Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.

Игра Орловой отличается реалистической простотой, жизнерадостностью, лирической непосредственностью, умелым использованием таких средств выразительности, как сатирический гротеск, музыкальная буффонада и пр.. Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки.

Новая сторона дарования Орловой раскрылась в фильме «Цирк» (1936), где она создала драматический образ американской цирковой актрисы Марион Диксон, тонко передав психологию героини. В одном из номеров журнала «Советский экран» за 1960 год читаем: «В роли Марион Любовь Орлова поднимается до подлинной трагедийности, необычайно тонко раскрывая душу женщины, наполненную вначале страхом и страданием, а затем надеждой и радостью».

После «Цирка» следующей значимой работой Г. Александрова стала музыкальная кинокомедия «Волга-Волга», где Орлова сыграла письмоносицу (почтальона) по прозвищу «Стрелка». Чтобы вжиться в образ своей героини, она прочитала множество статей, посвящённых сельским почтальонам, со многими из них вела переписку и сама несколько раз ходила с почтовой сумкой по квартирам. В апрельском номере газеты «Правда» за 1938 год, автор статьи «Хороший смех» Д. Заславский пишет, что Орловой «удаётся создать полный обаяния образ простой и милой девушки».

8 октября 1940 года на экран вышла комедия «Светлый путь», рассказывающая о жизненном пути рядовой советской девушки Тани Морозовой, которая проходит путь от домработницы до передовой ткачихи. Героини Орловой, ткачиха Таня Морозова и письмоносица Дуня — Стрелка из кинофильма «Волга-Волга» были как бы родными сёстрами домработницы Анюты из «Весёлых ребят», «но лишь сёстрами, а не двойниками. В каждой из этих ролей артистка нашла и донесла до зрителя характерные, индивидуальные черты своих героинь».

В кино в основном Любовь Петровна предпочитала сниматься у своего мужа. Однако несколько раз актриса снялась у других режиссёров. Так, например, Орлова снялась в трёх кинокартинах Григория Рошаля («Петербургская ночь», «Дело Артамоновых» и «Мусоргский»), снятых в 1934, 1941 и 1950 годах соответственно, а также в кинокомедии Бориса Юрцева «Любовь Алёны» (1934, фильм не сохранился) и в детективе Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина» (1939).

В 1934−45 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1945−49 — Театр-студия киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро».

  • Любовь Орлова в фильме «Весёлые ребята», 1934 год

  • Любовь Орлова в роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936)

  • Любовь Орлова в роли Стрелки кричит «За мной!» в фильме «Волга-Волга». Несмотря на слухи, любимый фильм Сталина не повлиял на памятник «Родина-мать».

Во время Великой Отечественной войны

Когда началась Великая Отечественная война, Орлова с Александровым находились в Риге. По воспоминаниям находившейся там же Заслуженной артистки РСФСР, актрисы Е. А. Тяпкиной, те приехали в латвийскую столицу туристами. Тяпкина вспоминала: «я уговорила их возвратиться в Москву. Когда мы приехали на вокзал, нас окружили москвичи, ленинградцы, которые тоже хотели уехать, но не могли достать билетов… Помню, среди них были артисты Ленинградской филармонии. Любовь Петровна ходила к начальнику вокзала, и ей он не мог отказать… И снова понадобился билет, и снова… Любовь Петровна захватила с собой большую корзину с продовольствием и всё раздала по дороге…».

Любовь Орлова в фильме «Одна семья».

В первые месяцы войны киноэкраны были отданы пропаганде, целью которой было «пробуждение патриотизма, воспитание ненависти к врагу, внушение уверенности в победе». Стали выпускаться агитационные киноальманахи, так называемые «Боевые киносборники». 9 сентября 1941 года на экраны вышел Четвёртый Боевой киносборник, состоящий из киноновелл, объединённых конферансом Любови Орловой в роли письмоносицы Стрелки из кинокартины «Волга-Волга».

На Восток страны, в Среднюю Азию и Казахскую ССР, были эвакуированы ряд киностудий. На базе алма-атинской студии была организована Центральная объединенная киностудия художественных фильмов (ЦОКС). По воспоминаниям директора ЦОКС М. В. Тихонова, Орлова и Александров приехали из Москвы в Алма-Ату примерно в октябре, но Александров «в пути сильно заболел радикулитом. В условиях алма-атинского высокогорного климата ему становилось всё хуже и хуже. С большим трудом мне удалось его госпитализировать — в совнаркомовскую больницу. Там врачам никак не удавалось побороть болезнь, и они посоветовали отправить Александрова в местность с нормальным атмосферным давлением. Большаков дал распоряжение откомандировать его на Бакинскую киностудию. Пришлось мне через начальника железной дороги Турксиб — генерала путей сообщения М. И. Брехунца, с которым я подружился, достать отдельный вагон, чтобы в нём отправить Александрова и Орлову в сопровождении опытного директора картины А. М. Эйдуса без пересадки из Алма-Аты в Красноводск, там дождаться представителя Бакинской киностудии для сопровождения их на пароходе до Баку».

В Баку, в 1943 году, Григорием Александровым был снят фильм «Одна семья», где Орлова сыграла Катю Андриевскую, члена русской семьи, приветливо встретившей фронтовика-азербайджанца. Сюжет самой картины составляют рассказы, которыми обмениваются герои. Фильм, лишь однажды показанный публично (16 октября 1943 года, Дом кино), в прокат выпущен не был: по мнению цензуры, фильм слабо освещал борьбу советского народа с фашистскими оккупантами.

Во время войны актриса выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском.

  • Григорий Александров, Любовь Орлова и Виктор Талалихин на съёмках «Боевого киносборника № 4», август 1941 года.

  • Любовь Орлова провожает советских солдат на фронт со станции Баладжары Азербайджанской ССР. 1 апреля 1943 года.

  • Любовь Орлова на импровизационный сцене — крыле сбитого фашистского самолета.

  • Любовь Орлова выступает перед солдатами на фронте, 1944 год.

Последующие годы

В 1949−55 годах работала по договорам.

1 октября 1952 года на экран вышла очередная кинокартина Г. Александрова «Композитор Глинка», ставшая вторым биографическим фильмом о композиторе (перед этим был фильм «Глинка» Л. О. Арнштама). В этом кинофильме Орлова сыграла сестру композитора Людмилу Ивановну. Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Ю. Завадский на странице газеты «Вечерняя Москва» отзывался так: «Сдержанно, просто, искренне играет роль Людмилы Ивановны, сестры Глинки, Любовь Орлова. В её исполнении — это верный друг великого композитора, её самоотверженная забота о брате трогательна и заслуживает глубокого уважения». Кинокритик и киновед, доктор искусствоведения Р. Н. Юренев писал следующее:

Л. Орлова ещё раз доказала широту своего артистического диапазона, создав образ сестры Глинки Людмилы Ивановны, доброго ангела-хранителя, верного друга композитора. Роль её бедна, невыигрышна из-за отсутствия действенных сцен (Людмила Ивановна только слушает, сочувствует, соучаствует), а также из-за однообразия чувств (беспокойство, усталость, грусть). Однако Орлова играет искренне, тонко. Сообщая Глинке, что его жена занемогла, актриса выражает сложное чувство: здесь и осуждение пустой и глупой женщины, и боязнь огорчить брата, и жалость к нему. Сильно, твёрдо звучат её слова: «Уехал царь, уехали и придворные», несмотря на мягкость интонации, на желание утешить. И восторг перед гением брата и боязнь за его будущее звучат в её восклицании после репетиции хора «Славься». Хорошо почувствовав и передав облик передовой русской женщины середины XIX века, Орлова создала образ, с которым в фильм пришла женственная теплота, обаяние бескорыстной любви, преданности, дружбы.

Начиная с 1955 года — актриса Театра имени Моссовета. Согласно воспоминаниям Евгения Стеблова, «Любовь Петровну Орлову в Московском академическом театре имени Моссовета все ласково за глаза называли Любочкой. Потому что скромнее и добрее человека в театре не было».

В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».

Член Союза кинематографистов СССР.

Скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы.

Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

В 2014 году адвокат А. Добровинский купил дачу во Внуково, ранее принадлежавшую Орловой и Александрову, а также личный архив актрисы и режиссёра.

Личная жизнь

  • Первый муж (1926−30) — Андрей Гаспарович Берзин (1893—1951), заместитель начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году был арестован по делу Трудовой крестьянской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». В 1938 году повторно арестован и заключён в ГУЛАГ. В ссылке пробыл до окончания войны, после чего вернулся в Москву. Умер в 1951 году от рака в Латвии, где жил у родственников. О судьбе мужа после его ареста актриса ничего не знала и, уже будучи женой Г. Александрова, просила И. Сталина узнать о его судьбе и помочь ему.
  • Гражданский муж (1932−33) — Франц, австрийский импресарио.
  • Второй муж (1933−75) — Григорий Александров (1903−83), кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973), народный артист СССР (1948), лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950).

Детей не было.

Награды и звания

Государственные награды:

Почётные звания и премии:

  • Заслуженная артистка РСФСР (1935)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга-Волга» (1938)
  • Народная артистка РСФСР (5.11.1947)
  • Народная артистка СССР (6.03.1950)
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)

Ордена и медали:

  • орден Ленина (1.02.1939)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени
  • 01.04.1938 — за исполнение роли Мэри в кинокартине «Цирк»
  • 04.11.1967
    • Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
    • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
    • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
    • Медаль «За освоение целинных земель» ()

    Другие награды и общественное признание:

    • Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
    • VIII Венецианский кинофестиваль (1947, специальный приз фестиваля за лучшую женскую роль (в фильме «Весна») (разделила с И. Бергман).
    • IV Международный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за фильм «Встреча на Эльбе»)
    • Почётная грамота Советского комитета защиты мира (1960).

    Творчество

    Роли в кино

    Роли в театре

    Музыкальный театр им. Немировича-Данченко

    • «Перикола» Ж. Оффенбаха — Перикола
    • «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока — Герсилья
    • «Корневильские колокола» Р. Планкета — Серполетта
    • 1927 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля, режиссёр: Л. В. БаратовЖоржета

    Театр имени Моссовета

    • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Джесси
    • 1953 — «Сомов и другие» М. Горького — Лидия
    • 1955 — «Лиззи Мак-Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха», режиссёр: И. Анисимова-ВульфЛиззи
    • 1958 — «Нора» Г. Ибсена — Нора
    • 1963 — «Милый лжец» Дж. Килти — Патрик Кэмпбэлл
    • 1972 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, режиссёр: Л. В. ВарпаховскийЭтель Сэвидж (ввод)

    Память

    • В Звенигороде, на родине артистки, открыт Культурный центр имени Любови Орловой, около которого установлен памятник.
    • В Москве, на доме, где в 1966—1975 годы жила актриса (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
    • В 1972 году именем актрисы был назван астероид, открытый в обсерватории в Бахчисарайском районе Крыма.
    • В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
    • В её честь в 1985 году назван кратер «Орлова» на Венере.
    • В 1989 году композитор и певец И. Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти актрисы. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
    • В 1997 году в честь Любови Орловой были названы разновидности фиалки и флокса.
    • В 2001 году в честь актрисы была выпущена почтовая марка России.
    • Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год

    • Почтовая марка России, 2001 год

    • Памятник на Новодевичьем кладбище

    В кинематографе:

    • 2015 — Орлова и Александров (телесериал). В роли Любови Орловой — Олеся Судзиловская
    • 2006 — Сталин. Live (телесериал). В роли Орловой — Екатерина Галахова
    • 2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь (телесериал), Украина. В роли Любови Орловой — Людмила Смородина

    Документальные фильмы и телепередачи:

    • 1969 — Любовь Орлова. Телепередача о творчестве
    • 1983 — Любовь Орлова (документальный)
    • 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
    • 1996 — Любовь Орлова (документальный)
    • 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
    • 2003 — Больше, чем любовь. Григорий Александров и Любовь Орлова (документальный)
    • 2005 — Три любви Любови Орловой
    • 2006 — Любовь Орлова, Григорий Александров (из цикла передач телеканала «ДТВ» «Как уходили кумиры») (документальный)
    • 2007 — Сказка о Золушке или Фемина Совьетика (документальный)
    • 2007 — Три персонажа в поисках роли
    • 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
    • 2015 — «Любовь Орлова. „Шипы и розы“» (документальный)
    • 2016 — «Любовь Орлова. „Двуликая и великая“» (документальный)
    • 2017 — «Любовь Орлова. „Последний день“» (телепередача)
    • 2017 — «Загадки века. „Орлова и Александров. За кулисами семьи“» (телепередача)
    • 2018 — «Тайная жизнь Любови Орловой» (телепередача)
    • 2020 — Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров (документальный)





    Яндекс.Метрика