11.07.2022

Ахмадабад


Ахмадабад (гудж. અમદાવાદ — Amdāvād, англ. Ahmedabad, хинди अहमदाबाद — Ahmadābād) — город на западе Индии, самый большой город штата Гуджарат, один из пяти крупнейших в Индии с населением в 5,8 миллионов жителей, образующий седьмую по величине городскую агломерацию с населением 6,3 миллиона человек. Расположен на берегах реки Сабармати в 30 км от столицы штата — города Гандинагар. Является административным центром округа Ахмадабад.

В период с 1960 по 1970 Ахмадабад был столицей штата Гуджарат, после чего столицей стал Гандинагар. Город иногда называют Карнавати в честь его предшественника на этом месте. Город был основан в 1411 и служил столицей гуджаратских султанов и был назван в честь одного из султанов, Ахмад-шаха.

В городе процветает текстильная промышленность, в связи с чем его иногда называют «Манчестер Востока». Город был в авангарде борьбы за независимость Индии, в котором в первой половине XX века происходили акции гражданского неповиновения.

С созданием штата Гуджарат, Ахмедабад преобразился из города лачуг и палаток в научно-образовательный, коммерческий и культурный центр штата с возвышающимися небоскрёбами и торговыми центрами.

История Ахмадабада

Археологические находки свидетельствуют, что территория города была заселена с XI века, и возник город Ашавал. В это самое время, соланкийский правитель Анхилвара, Карандев I, вёл успешную войну против бхильского царя Ашавала. Вскоре после победы, Каранвед I основал на месте Ашавала город Карнавати на берегах Сабармати на месте современного Ахмадабада. В XIII веке город и весь Гуджарат перешёл под власть Делийского султаната.

В 1411 году Музаффариды основали Гуджаратский султанат. Согласно традиции, султан Ахмад-шах, введя кампанию на берегах реки Сабармати, увидел, как кролик преследует овчарку, и, вдохновлённый этим, султан решил основать свою столицу на этом месте. В 1487 году, Махмуд Бегада, внук Ахмеда Шаха, укрепил город внешней стеной в 10 км с 12 вратами, 189 бастионами и 6000 бойницами. Ахмадабад был под властью Музаффидов до 1573 года, когда последний султан Гуджарата, Музаффар II пал в борьбе с могольским султаном Акбаром Великим.

Во время Могольского правления, Ахмадабад стал одним из оживлённых торговых центров Империи, специализируясь на текстиле, экспортируя его вплоть до Европы. Султан Шах-Джахан провёл большую часть своей жизни в Ахмадабаде, поддерживая строительство Моти Шани Махал в районе Шахибауг. Армии маратхских генералов Рагхунатха Рао и Дамаджи Гаеквада захватили город, положив конец могольскому правлению. Голод 1630 года и постоянные стычки между армиями Пешвы и Гаеквада уничтожили многие городские районы, что заставило большую часть население оставить Ахмадабад.

Британская Ост-Индская компания взяла город под свой контроль в 1818 году. Военный контингент был расквартирован в 1824 г., а в 1858 было учреждено городское правление. В 1864 г. железная дорога связала Ахмадабад и Бомбей, благодаря чему город стал крупным железнодорожным узлом между северной и южной частями Индии. В XIX веке город наводнили жители сельской местности, пришедших в Ахмадабад в поисках работы на текстильных фабриках.

Движение за Независимость Индии пустило глубокие корни в городе, когда Махатма Ганди организовал две из своих резиденций Кочраб Ашрам в 1915 и Сатяграха Ашрам в 1917, которым было суждено стать центрами индийского национального движения. Во время массовых демонстраций против Закона Роулатта в 1919 г., рабочие текстильных фабрик сожгли 51 административное здание по всему городу в знак протеста против попытки колониальных властей расширить ограничения военного времени после Первой мировой войны. В 20-е годы XX века, текстильные рабочие и учителя продолжали выходить на забастовки, требуя гражданских прав, лучшей зарплаты и приемлемых условий работы. В 1930 г. Ганди организовал Соляной поход на Данди, а в 1942 г. началась Всеиндийская забастовка, требовавшая немедленной независимости. В процессе раздела Британской Индии в 1947 году в городе прокатилась волна погромов между индусами и мусульманами. Ахмадабад стал столицей только образованного штата Гуджарат путём дробления провинции Бомбей 1 мая 1960. В течение этого периода, значительное количество образовательных и научных институтов были основаны в городе, сделав его центром высшего образования, науки и технологии. В город пришли такие виды промышленности как тяжелая и химическая. В последующие два десятилетия рост был приостановлен из-за политического накала, вызванного требованиями против социальной несправедливости и коррупции. Вследствие чего, в городе и окрестностях происходили межкастовые стачки.

26 января 2001 разрушительное землетрясение стало причиной обрушения 50 многоэтажных зданий, гибели 752 человек и ущерба городской инфраструктуре. 2002 год был отмечен в городе и штате серией погромов мусульман, поводом к которому стал поджог пассажирского поезда с индуистскими паломниками возле станции Годхра (Гуджаратский погром). В результате погромов погибли 1044 человек с обеих сторон. Бегство тысяч мусульман из города привело к созданию палаточных городков в окрестностях Ахмадабада.

В последние годы эффекты от глобализации и либерализации индийской экономики продвигают развитие города к новым вершинам. Вследствие чего, неуклонно растёт население и возводятся новые жилые кварталы. В ходе этого бурного развитие начинает ощущаться нехватка в энергетических и водных ресурсах.

География и климат

Ахмадабад расположен на западе Индии на высоте 53 метров над уровнем моря. Город раскинулся на берегах реки Сабармати в центральной части штата Гуджарат. Площадь Ахмадабада составляет 205 кв.км. Река Сабармати летом часто пересыхает, оставляя узкий поток. Город расположен в песчаной и засушливой местности. Местность и дороги часто засыпаются песком, вследствие массовой вырубки лесов и т. д. Продолжающееся расширение маршевых почв Куческого Ранна угрожает усилить опустынивание как в городской черте, так и во всём штате. За исключением холмов Тхалтедж-Джодхпур Текра, город почти плоский. В черте города находятся два озера: Канкария и Вастрапур. Озеро Канкария была вырыто по приказу гуджаратского султана Кутб-д-Дин Ахмед Шаха II в 1451.

Население

Изменение численности населения

Ахмадабад 5-й по величине город Индии, образующий 7-ую по численности населения городскую агломерацию страны. Согласно данным переписи населения 2011 года население Ахмеадабад составило 6 352 254 человек. Уровень грамотности — 89,62 %; 93,96 % — среди мужчин и 84,81 % — сред женщин. Соотношение полов — 897 женщин к 1000 мужчин. Около 440 000 человек живёт в трущобах. Большинство жителей города — гуджарати. Около 7 % населения составляют мусульмане.

В 2010 году журнал Forbes признал Ахмадабад самым быстрорастущим городом Индии и третьим в мире после китайских городов Ченду и Чунцин. Согласно данным Национального бюро уголовной статистики за 2003 год, Ахмадабад являлся городом с наименьшим уровнем преступности среди 35 городов Индии с населением более 1 миллиона человек. В декабре 2011 года маркетинговое бюро IMRB объявило Ахмадабад лучшим городом для жизни среди других мегаполисов Индии.

Транспорт

Международный аэропорт имени Сардара Валлаббхай Патела расположен примерно в 15 км от центра города и в 8 км от железнодорожного вокзала. Это самый загруженный аэропорт Гуджарата и восьмой самый загруженный в стране. Осуществляет как местные рейсы в большинство крупных городов страны, так и международные рейсы в Дубай, Маскат, Сингапур и др. города.

Ахмадабад находится в западной зоне Индийских железных дорог, город соединён железными дорогами со всеми крупными городами севера страны. Национальный хайвэй № 8 соединяет город с Дели и с Бомбеем. Хайвэй № 8С соединяет его в Гантхинагаром; экспрессвэй № 1 соединяет Ахмадабад с Вадодарой (94 км).

Метрополитен Ахмедабада строится с 2015 года, 4 марта 2019 открыт первый участок 1 линии, 6 станций, длина 6,5 км.

Экономика

Валовой внутренний продукт Ахмадабада в 2014 году оценивался в размере 64 млрд долларов. По данным Резервного банка Индии в июне 2012 году город занимал седьмое место по финансовым показателям. В XIX веке лёгкая промышленность Ахмадабада получила значительные инвестиции, в результате чего 30 мая 1861 года была основана первая в Индии текстильная фабрика, вслед за которой появились и другие предприятия этой отрасли. К 1905 году в городе насчитывалось 33 текстильных фабрики. Во время Первой мировой войны лёгкая промышленность получила дополнительный импульс развития благодаря движению Махатмы Ганди, направленному на популяризацию товаров, созданных в пределах Индии.

Ахмадабад является крупнейшим в Индии поставщиком хлопчатобумажной ткани и одним из крупнейших экспортёров драгоценных камней и ювелирной продукции. Важную роль в экономике также играет автомобильная промышленность: в городе действует завод Tata Motors, планируют открыть производства компании Ford и Suzuki, к строительству завода приступила компания Peugeot.

Ахмадабадская биржа, расположенная в районе Амбавади, является второй старейшей биржей Индии. Две крупнейшие индийские фармацевтические компании: Zydus Cadila и Torrent Pharmaceuticals — также расположены в городе. Здесь находятся главные офисы группы Nirma, занимающейся производством моющих средств и химических компонентов, и Adani Group, международной торговой и девелоперской компании. Активно развивается индустрия информационных технологий: по данным исследования NASSCOM 2002 года Ахмадабад занимал пятое место среди девяти крупнейших IT-центров.

Достопримечательности

  • Мечеть Сиди-Башир
  • Сабармати Ашрам





Яндекс.Метрика