Интердевочка (фильм)


«Интердевочка» — двухсерийный художественный фильм Петра Тодоровского по одноимённой повести Владимира Кунина. Совместное производство СССР и Швеции. Один из самых популярных фильмов времён перестройки и лидер советского проката 1989 года.

Премьера состоялась в январе 1989 года.

Сюжет

1 серия

В Ленинграде молодая медсестра Таня Зайцева ведет двойную жизнь: дежурит в больнице по графику «сутки через трое», а в выходные дни, точнее ночи, работает валютной проституткой. Работа «интердевочки» не легка, ведь помимо необходимости «товарно» выглядеть, ей надо решать кучу сопутствующих задач, многие из которых приводят к нарушению административных и уголовных запретов: проникнуть в интуристские гостиницы и остаться там позже определенного часа возможно лишь за постоянные взятки персоналу, полученную от иностранцев валюту необходимо сдать перекупщикам в обход официального курса, что грозит реальной судимостью. Однако Таня умеет себя правильно поставить и водит дружбу со всеми нужными людьми: швейцарами, официантами и дежурными по этажу. Её ближайшие подруги по ремеслу (бывшая спортсменка-волейболистка Сима-«Гулливер», оборотистая красавица «Кисуля» и роскошная дама Зина Мелейко) — элита «профсоюза» интердевочек. Даже со «спецурой» (Спецотделом милиции, который занимается обеспечением безопасности иностранцев в СССР и надзирающим в том числе за деятельностью «интердевочек») у Тани ровные «взаимоуважительные» отношения.

Как и многие советские люди, у которых из-за начавшейся Перестройки резко поменялись идеалы, Таня не считает своё занятие неправильным, она хочет по-максимуму заработать на своей молодости и красоте, но тщательно скрывает это от своей матери Аллы Сергеевны, скромной учительницы. Лишь соседка Зайцевых, юная девушка по имени Лялька, работающая санитаркой в одной больнице вместе с Таней, знает о скрытой части Таниной жизни и впоследствии сама становится проституткой.

Один из Таниных постоянных клиентов, шведский инженер Эдвард Ларсен, влюбляется в неё и делает ей предложение руки и сердца. Несмотря на насмешки своих коллег, например Гюнвальда, который тоже был её клиентом, Эдвард намерен жениться на девушке и увезти в Швецию.

Таня рада, однако в разговоре с матерью признаётся, что выходит замуж за шведа из расчёта, потому что хочет иметь квартиру, машину, деньги и мечтает «посмотреть мир своими глазами», а если надо будет, она его полюбит. Своё поведение Таня оправдывает словами, что сейчас «все продают себя».

После предложения от Эдварда Таня решает «завязать» с занятиями проституцией. Она начинает готовить свой отъезд, занимаясь подготовкой финансового обеспечения мамы, а также сбором большого количества бумаг.

Ей с трудом удаётся получить характеристику на работе, решить проблемы матери с распоясавшимися учениками-хулиганами, по-доброму расстаться с коллегами. Камнем преткновения становится разрешение на выезд от отца: более 20 лет назад он бросил жену с грудным ребёнком и не давал о себе знать. Но Таня находит Николая Платоновича Зайцева, нищего вахтёра, отца двух маленьких детей от второй жены-инвалида. Николай Платонович жалок, болен, пьющий, вроде бы стыдится того, что бросил Аллу Сергеевну и Таню, однако, осознав важность своего согласия, требует за него 3 тысячи рублей. Ради этих денег Тане приходится с большим риском вернуться в проституцию. С помощью знакомого клиента из Японии Таня за несколько дней заработав 750 долларов, которые она затем обменивает у своей подруги-проститутки «Кисули» на советские рубли и расплачивается ими со своим отцом.

Наконец, получив все документы и официально став женой Эдварда, Таня уезжает из СССР.

2 серия

Прошел год с момента приезда Тани в Швецию.

Её жизнь внешне складывается очень благополучно и полностью соответствует её мечтам: все бытовые потребности удовлетворены — у неё дом в престижном районе, прекрасный гардероб, она делает покупки в супермаркетах, у неё личный автомобиль, а муж, Эдвард, всё это без возражений оплачивает и по-прежнему беззаветно любит.

Однако Таня со своим советским менталитетом не может разделить ценности Эдварда: он начинает постепенно упрекать её за бесцеремонные манеры и лишние траты, кроме того, у Тани не получается забеременеть, и муж подозревает, что это связано с её занятией проституцией. Таня пробует устроиться на работу медсестрой, но это не удается, поскольку советский диплом медсестры в Швеции недействителен. Коллеги Эдварда знают, как зарабатывала Таня у себя на Родине и при каких обстоятельствах она познакомилась с Эдвардом, а Гюнвальд даже пытается её изнасиловать. Таня начинает чувствовать себя абсолютно чужой.

Во время поисков работы Таня знакомится с Веркой. Но в отличие от Тани, Верка уехала за рубеж через брак с человеком, который её не любил, а женился на ней фиктивно за вознаграждение, которое составили все заработанные Веркой деньги. После переезда и развода девушке приходится перебиваться случайными заработками и жить в нищете. Верка признаётся Тане, что ей поступило какое-то таинственное очень выгодное предложение, которое позволит ей решить все свои проблемы.

Неожиданно на стоянке недалеко от дома Таня замечает знакомый по Ленинграду грузовик «Совтрансавто» — тот самый, который постоянно мешал ей подъезжать к своему дому. Так она знакомится с дальнобойщиком Виктором, который в Ленинграде живёт по соседству. Таня начинает пересылать через Виктора подарки своей матери в Ленинград. Когда Виктор встречается с Таниной матерью Аллой Сергеевной, к ним заходит Лялька. Она просит Виктора передать Тане, что у её матери дела пошли плохо — ей даже пришлось уйти с работы в школе, поскольку её дочь уехала из страны. Однако встречаясь с Таней, Виктор не может решиться передать ей слова Ляльки и вынужден соврать, что у её матери всё хорошо. Вскоре Таня понимает, что Виктор стал для неё не только каналом связи с мамой, но её первой настоящей за всю жизнь любовью.

Таня очень хочет навестить маму лично. Зная, что Эдвард собирается лететь в командировку в Ленинград, Таня упрашивает мужа взять её с собой. Но вскоре торжествующий Гюнвальд сообщает ей, что Эдварда исключили из международной делегации за то, что его жена занималась сомнительными видами заработка в СССР. Вскоре выясняется, что и Виктора отстранили от международных перевозок из-за провоза вещей от Тани — когда в Швецию в очередной раз прибывает грузовик, на котором ездил Виктор, за рулём оказывается другой водитель, причём совершенно неприветливый по отношению к Тане.

От тоски по маме, Виктору и душевного разлада Таня начинает пить. Из новостей она узнает, что Верка была арестована немецкой полицией за контрабанду наркотиков. После этого Таня осознаёт, что потеряла последнюю отдушину в чужой стране, и её депрессия ещё больше усиливается.

Однажды Тане звонит по телефону другая подруга-проститутка Сима-«Гулливер» и сообщает, что в СССР ей возвращаться нельзя: «Кисуля» была арестована за валютную операцию и на допросе свалила всю вину на Таню. Якобы валюта, которую меняла «Кисуля», была не её личной, а принадлежала Тане, которая просила обменять её на рубли для того, чтобы помочь её матери. Следователи приходят к Алле Сергеевне и проводят обыск в её квартире, попутно открывая Алле тайную жизнь её дочери. Это известие повергает Аллу Сергеевну в шок, но она отказывается верить в это. Через некоторое время о том, что Таня была проституткой, становится известно всем окружающим. Морально сломленная Алла Сергеевна решает покончить с собой, отравившись газом. Её находит Лялька в тот момент, когда приводит домой своего кавалера-иностранца. Иностранец сбегает, не желая проблем, а Лялька, тщетно прося о помощи, стучится в двери соседских квартир.

В Швеции Таня, чувствуя, что случилось что-то страшное, тайком от мужа садится в машину и едет в аэропорт под проливным дождём с намерением улететь в Ленинград, но по дороге погибает в аварии.

В ролях

Съёмочная группа

История создания

Одним из заметных событий перестроечной жизни СССР стала публикация повести Владимира Кунина «Интердевочка» в журнале «Аврора» в 1988 году. Писатель провёл серьёзное исследование профессиональной деятельности проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц.

Рабочее название повести было «Проститутка». Редакция не решилась печатать повесть со столь скандальным заголовком, и Кунин сначала заменил его на «Фрекен Танька» (и именно под таким названием сценарий был запущен в производство), а позднее сменил на эвфемизм «интердевочка». Впоследствии этот неологизм прочно вошёл в русский язык.

Повесть вызвала бурную реакцию у читающей аудитории, редакция получила большое количество откликов, и стало понятно, что экранизация повести может иметь успех. Владимир Кунин предложил сценарий по мотивам повести Мире Тодоровской, и материал произвёл на неё впечатление. Она уговорила мужа — Петра Тодоровского снять фильм, хотя этот выбор был несколько неожиданным. Пётр Тодоровский, бывший фронтовик, известный своими картинами на военную тематику, имел репутацию профессионала, режиссёра с независимым и своеобразным взглядом в искусстве, но даже для него снять фильм о проститутке было смелым шагом; сначала он наотрез отказывался снимать фильм на тему проституции, но жена его уговорила.

Картина «Интердевочка» — один из первых примеров советского фильма, который снимался не на государственные деньги. Мира Тодоровская начала осваивать специальность продюсера — новую для зарождающегося кинорынка СССР. Часть денег на съёмки удалось найти у шведского партнёра — Filmstallet AB, оставшуюся часть вложила студия «Мосфильм».

Подбор актёров

Основная проблема при подборе актёров возникла с исполнительницей главной роли. Главным кандидатом на роль первоначально была Татьяна Догилева — именно «под неё» писал сценарий Кунин. Но ни она, ни Наталья Андрейченко режиссёра не устроили. Приглашение на роль послали даже польской актрисе Катажине Фигуре, но договориться с ней не удалось. После полугода подбора кандидатов выбор создателей картины остановился на Елене Яковлевой.

Как считает театральный режиссёр Андрей Житинкин, Елена Яковлева прежде всего произвела впечатление своей ролью в Театре имени Ермоловой в его спектакле «Снег недалёко от тюрьмы», по пьесе Н. Климонтовича: она играла проститутку-лимитчицу, похожую на будущий образ Тани Зайцевой.

Тодоровскому поначалу казалось, что актриса не соответствует представлению о валютной проститутке — прежде всего, по внешним данным (по словам Миры Тодоровской, он упорно считал, что эти девушки должны быть «грудастыми и задастыми», а у Яковлевой — «ни там, ни тут»). Чтобы подчеркнуть фигуру, пришлось подложить актрисе под платье поролон. После кинопроб режиссёр удостоверился в правильности своего выбора.

Съёмки

Картина снималась в Ленинграде (в гостинице «Прибалтийская»), Москве и Швеции (в гостинице «Stockholm Plaza Hotel»). Съёмки прошли в течение трёх месяцев летом 1988 года.

Создатели картины, имея валютный бюджет, позволили себе использовать киноплёнку «Kodak», что в советское время было прерогативой избранных режиссёров. Модные туалеты для героини в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции. Тем не менее, костюмеры фильма не стремились изобразить советских валютных проституток того времени со стопроцентной точностью. Когда снимали сцены в отделении милиции, то в перерыве актрисы, игравшие проституток, обратились к милиционерам (сцену снимали в реальном отделении) с просьбой указать, кто из них больше всего похож на реальных валютных проституток. Они были очень удивлены, когда милиционеры указали на одну из ассистенток костюмера, которая была значительно скромнее одета по сравнению с загримированными актрисами.

Самые большие сложности возникли с постельными сценами. Яковлева категорически отказалась сниматься в обнажённом виде, и съёмочной группе пришлось пойти на различные ухищрения и монтаж. В итоге в картине собственно нет ни одной по-настоящему рискованной сцены (например, сцена попытки Гюнвальда изнасиловать главную героиню). Ирина Розанова в одном из съемочных дублей обнажила свою грудь «для бытовой достоверности», и это наиболее заметная нагота во всём фильме. Так, в ключевой сцене, где Таня вынуждена отработать у своего давнего японского клиента сумму, недостающую ей для выезда в Швецию (750 дол.), снимали с участием почти всего мужского состава съёмочной группы: один раскачивал прикроватную тумбочку со светильником, а остальные, включая режиссёра, трясли кровать. При этом голова героини моталась из стороны в сторону; её лицо было смазано глицерином, что создавало впечатление пота. Самого же японца (артиста Ментая Утепбергенова) в кадре не было. Сам Утепбергенов вспоминал, что во время съёмок постельной сцены находился на съёмках фильма Частный детектив, или Операция «Кооперация».

Финал

Шведские партнёры не хотели трагичной концовки, и для них режиссёр снял другой финал картины — счастливый: Таня Зайцева садится в самолёт и улетает к себе на родину. Однако «Интердевочка» со счастливым концом не смогла выйти в прокат, и кинематографическое руководство настояло на том, чтобы финал остался трагическим, поскольку у фильма должна была быть мораль: «красивая западная жизнь», к которой стремилась главная героиня, ни к чему хорошему не приводит. Зато картину с тем финалом, который Тодоровский смонтировал для Швеции, купили в Японии, Германии и Канаде.

Также для шведской стороны был специально смонтирован односерийный вариант с другой концовкой. В ней оставался открытый финал — героиня уезжает на машине в неизвестность. Впрочем, в прокат этот вариант так и не попал, потому что шведский партнёр «Мосфильма» — Filmstallet AB обанкротился.

Критика и значение

Наряду с «Маленькой Верой», картина стала одной из первых в СССР, где были затронуты табуированные темы. Хотя фильм в итоге получился достаточно целомудренным, вызов существующей системе прозвучал отчётливо. Сценарий эксплуатирует сюжет, ставший впоследствии стереотипным для советского и российского кинематографа. По мнению критика Александра Фёдорова (журнал «Видео-Асс Экспресс»), «Интердевочка» наглядно демонстрирует то, что эротика на отечественном экране так никогда и не стала самостоятельным жанром, выполняя вспомогательную роль, и всегда несла некую идеологическую и социальную нагрузку. Фильм внёс свою лепту в формирование нового женского образа на экране. Главная героиня — не мать и не любимая, а скорее эмансипированный образ женщины, которая сама распоряжается своей судьбой и профессией.

В фильме эффектно противопоставлены два мира: разлагающийся советский мир неустроенности, дефицита, зависти, семейных скандалов, нагловатых подростков и разбитых надежд, и стабильный, комфортный западный мир. Но в то же время этот контраст имеет и обратную сторону: несмотря на бытовую неустроенность советского общества, его представители более искренни, открыты и человечны. На Западе же повсюду царят цинизм, эгоизм и холодный расчёт, и человеческие отношения напоминают контрактно-рыночные (особенно это выражается в сцене, где один из бывших клиентов Таньки требует, чтобы она снова оказала ему сексуальные услуги, а получив отказ, добропорядочный семьянин пытается её изнасиловать; а также в сцене, где итальянец-клиент Ляльки в панике уезжает на своем BMW, несмотря на её крики о помощи). На границе этих двух миров живут валютные проститутки.

Несмотря на неоднозначную мораль, фильм внёс свой вклад в мифологизирование профессии валютной проститутки.

Несмотря на сложность затронутой темы, Тодоровскому удалось снять фильм как вневременную и не привязанную к конкретным обстоятельствам драму. Героиня любой ценой хочет вырваться из среды, где она вынуждена совмещать очень противоречивые профессии — медсестры и проститутки. Но оторваться полностью от привычной среды оказывается невозможно.

Владимир Кунин считал свою книгу довольно посредственной, а трактовка Тодоровским его сценария и картина в целом ему не понравились. По мнению писателя, она оказалась слишком затянутой и с неправильно расставленными акцентами. Рассорившись с режиссёром, он покинул съёмки картины.

Фильм «Интердевочка» пользовался успехом у советских зрителей (свыше 40 млн зрителей в 1989 году), был продан для проката за рубеж. Был отмечен на советских и международных кинофестивалях. По итогам опроса читателей журнала «Советский экран», «Интердевочка» заняла первое место среди советских фильмов, которые были показаны в 1989 году, а Яковлева за роль в фильме была названа лучшей актрисой года.

Критик журнала «Киноведческие записки» Леонид Козлов так отозвался о фильме (декабрь 1989 года):

Этот несовершенный фильм, фильм со множеством изъянов, провалов, слабостей, натяжек и т. п. — я тем не менее оцениваю как явление очень серьёзное и симптоматичное. И мне кажется необходимым разглядеть то лучшее, что в данной картине есть. Не только потому, что успех этого фильма во многом определяется убеждающей работой прекрасной актрисы, но главным образом потому, что в этом фильме есть большой внутренний заряд элементарного, глубоко прочувствованного человеческого отношения к предмету изображения — к человеку на экране — и к человеку в зрительном зале.

— Киноведческие записки

Призы и премии

  • 1989 — Елена Яковлева лучшая актриса года по версии журнала «Советский экран».
  • 1989 — премия «Ника» лучшей актрисе (Елена Яковлева).
  • 1989 — премия Токийского кинофестиваля.
    • лучшей актрисе (Елена Яковлева).
    • специальный приз жюри фестиваля (Пётр Тодоровский).

VHS & DVD-диск

В России и СНГ в 1990-е фильм выпускался на видеокассетах VHS кинообъединением «Крупный план» в системе PAL. В Швеции фильм распространялся с шведским одноголосым закадровым переводом на «пиратских» VHS. В Японии фильм с дубляжем и субтитрами выпущен на VHS и Laserdisc.

В 2001 году фильм был выпущен на DVD дистрибьютором «Russian Cinema Council» в России, СНГ, Европе и Азии в системах PAL и NTSC; в США и Канаде — только в системе NTSC.

Также в России фильм выпускался на DVD кинообъединением «Крупный план».






Яндекс.Метрика