Дормиторий


Дормиторий (лат. dormitorium) — спальное помещение монахов в католическом монастыре. Французское название — дортуар, древнерусское — одрины. Дормиторием называли как общее спальное помещение, так и ту часть монастыря, где находились кельи (от лат. cella — маленькая комната) монахов.

Если в первых монастырях монахи, по сохраняющейся со времен отшельничества традиции, проводили большую часть своего времени в уединении, в отдельных кельях, и собирались вместе только в церкви и в трапезной, и то не каждый день, то с начала VI века общее пространство монастыря расширяется и появляется общая спальня — дормиторий. Церковный собор в Туре в 567 году уже запрещал жить в кельях или хранить там личное имущество, а св. Бенедикт хотя допускал наличие не одного дормитория, а нескольких, но лишь для особо крупных монастырей. Тем не менее отдельные кельи продолжали существовать и в VIII в., и снова стали относительно распространенными в общежитийных организациях еремитов X—XI вв.

В VI—IX векаx, прежде всего на основе бенедиктинского устава, складывается общепринятое для большинства западно-европейских монастырей-аббатств устройство помещений, включающее в себя, возводимые с определенной стороны внутреннего двора-клуатра четыре отдельных крыла. Одним из таких крыльев, наряду с часовней, трапезной и капитулом, был спальный корпус — дормиторий, чаще всего в виде двух-нефного зала; у монахов-картезианцев, вместо общего спального зала строились ряды келий.

В Средние века все монахи (монахини) спали в монастырях в большом общем спальном зале — дормитории на полу, покрытом соломой, на циновках, тюфяках или на скромных кроватях; спали они в одежде, «чтобы всегда быть наготове и по данному знаку без промедления встать». Всю ночь в дормитории горела свеча. Из дормитория лестница вела прямо на церковные хоры. Так монахи напрямик попадали к месту своих ночных молитв. В крупных аббатствах дормитории могли достигать значительных размеров, так в аббатстве Побле был дормиторий 66 на 12 метров. В некоторых средневековых монастырях отхожие места примыкали к дормиторию и именовались «reredorter» (буквально — «в задней части дормитория»).

Только у некоторых аббатов (аббатис) были собственные спальные комнаты — кельи, выделялись отдельные кельи для каноников. Монахи могли стремиться получить хоть какое-то уединение, бороться против общих спален (по замечанию историка и социолога Лео Мулена — «Разве люди Средневековья, не знавшие одиночества, не страдали оттого, что все время спали друг у друга в ногах?»), недовольство общей спальней фиксируется в отчетах. Однако разделение дормитория на отдельные спальные места с помощью занавеса или деревянных ширм появилось лишь в XIII веке, когда по причине малонаселенности монастырей монахи получили некоторые послабления. С XIV века ширмы и панели становятся привычными в интерьере монастырей. Однако переход из дормитория в кельи не был гладким, так, Папа Бенедикт XII приказал под угрозой отлучения разрушить все кельи, построенные в монастырях цистерцианцев.

Позднее монахи получили настоящие отдельные комнаты, хотя в большинстве монастырей отдельные комнаты появились лишь в XX веке. В некоторых монашеских орденах (например — у траппистов) общие дормитории сохранились и посейчас.

В настоящее время дормиториями также называют комнаты в молодёжных хостелах, где сдаются отдельные спальные места; oбычно в дормиториях от 4 до 16 спальных мест, зачастую в виде двухъярусных кроватей.

В книге «Гарри Поттер и философский камень» в школе волшебников Хогвартс также имелся дормиторий (dormitory) для учащихся.






Яндекс.Метрика