Халат


Халат (араб. برنس الحمام ‎ [хиль‘а] — «жалованная одежда»; перс. حمام ‎ — «кафтан») — домашняя или рабочая (у многих народов Азии — верхняя) длиннополая одежда, запахивающаяся или застёгивающаяся сверху донизу, обычно из хлопчатобумажной ткани.

Халат в Азии

Халаты широко распространены как среди мужчин, так и женщин в Иране, северной Индии и Средней Азии в качестве верхней одежды. Тонкий и длинный халат защищает тело от солнечных лучей днём и от холода — ночью.

В Азии богато украшенный халат может также использоваться как почётная награда (одежда служит символом социального положения у многих народов). К XIX веку в Индии слово «халат» стало обозначать любую материальную награду (в виде денег, товаров и т. д.) от колониального британского правительства местным потомственным князьям.

Халат в западной культуре

В западных странах и в славянских по перенятой традиции халаты не используются в качестве верхней одежды. Они подразделяются на домашние и рабочие.

Домашние халаты традиционно носятся дома, как правило, поверх пижамы. Раньше пижама считалась нижним бельём, и было зазорным появиться в ней перед семьёй или гостями. Как правило, халат носится после сна, за завтраком, по дороге от спальни до ванной, в позднее вечернее время перед сном. В больших господских домах это имело большее значение, нежели в небольших квартирах.

Рабочие халаты используются для гигиены или во избежание загрязнения нерабочей одежды. Рабочие халаты используются врачами, лабораторными работниками, поварами, иногда — малярами, столярами и т. д. Для некоторых профессий цвет халата регламентирован Санитарно-эпидемиологическими правилами. Так, поварской халат должен быть белым, халат техника или оператора — серым или чёрным, халат грузчика или складского работника — синим.

Халат в культуре

В русской литературе XIX века халат использовался как символ праздной, бездеятельной жизни барина. Яркий пример — роман «Обломов» И. А. Гончарова, где халат постоянно носил дома главный герой произведения:

«Как шёл домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».

Козьма Прутков:

«Не принимай почётных гостей в разорванном халате!»

Кроме того, халат часто используется как деталь исключительно домашней жизни (см. например А. Бахрах «Бунин в халате»).

В разговорной речи к врачам часто применяется профессиональное прозвище «люди в белых халатах» из-за традиционного облачения медиков всех направлений.

Галерея

  • В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827)

  • Двое заключённых в 1915 году

  • Мужчина в халате и с кальяном (фотография С. М. Прокудина-Горского)

  • Туркменская женщина (фотография С. М. Прокудина-Горского)

  • Казахская семья, носящая халаты, 1911

  • Турецкий халат из Кунсткамеры в Санкт-Петербурге






Яндекс.Метрика