Сиракузия


«Сиракузия» (др.-греч. Συρακουσία) — античное греческое торгово-транспортное судно. На момент постройки около 240 года до н. э. было самым большим кораблём в мире, исходя из чего его могли принять лишь порты Сиракуз и Александрии. Этот, казалось бы, неустранимый недостаток царь Гиерон II смог использовать в свою пользу, подарив судно фараону Птолемею III Эвергету.

Согласно Афинею, постройкой корабля руководил Архимед. С судном связана легенда о том, как его минимальными усилиями переместил Архимед, после чего сказал свою легендарную фразу «Дайте мне точку опоры и я переверну Землю». Также при его постройке были впервые применены архимедов винт и технология против обрастания корпуса водорослями и морскими организмами.

Общая характеристика

Сведения о «Сиракузии» содержатся в «Пире мудрецов» древнегреческого писателя II—III веков н. э. Афинея со ссылкой на трактат некоего Мосхиона. Постройкой судна руководил великий сиракузский учёный Архимед, а во главе плотников и ремесленников поставили некоего кораблестроителя Архия из Коринфа.

Для постройки судна с Этны привезли столько древесины, что её бы хватило на 60 четырёхрядных кораблей, дерево для изготовления клиньев, шпангоутов и поперечных брусьев доставили частично из материковой Италии, коноплю приобрели в Иберии, а пеньку и смолу доставили с берегов реки Родан. За полгода «Сиракузию» построили лишь наполовину, а затем спустили на воду, где и достраивали ещё полгода. Каждую готовую часть корпуса обшивали свинцом триста ремесленников, подкладывая под пластины пропитанное смолой полотно. В данном случае речь идёт об одной из первых технологий препятствующих обрастанию корпуса судна.

Когда внешняя отделка корабля была закончена, стали оборудовать его изнутри. На судне, согласно Афинею, было двадцать скамей для гребцов и три прохода один под другим. Нижний вёл к трюму, второй — к каютам, третий — к помещениям для воинов. Кают было 30, в каждой находилось по 4 ложа, то есть судно было рассчитано на 120 пассажиров. Для корабельщиков предназначался зал с пятнадцатью ложами и три отдельных покоя с тремя ложами в каждом. Пол кают выложили мозаикой со сценами из «Илиады» Гомера. На судне располагались гимнасий, дорожки для прогулок с беседками, конюшни, бани, рыбный садок и даже посвящённый Афродите храм. Всё это было украшено статуями и мозаиками из мрамора и слоновой кости. Также были учтены требования безопасности. Восемь башен предназначались для лучников и камнеметателей. Кроме этого на судно установили изготовленную под руководством Архимеда катапульту, бросавшую камни весом в три таланта (около 75 кг) и баллисты.

Предполагалось, что такое судно будет давать течь. Разработанный Архимедом винт позволял выкачивать воду всего лишь одному человеку. Это устройство представляло собой вращающийся внутри цилиндра винт с косым направлением витков резьбы, что представлено на анимационной картинке. Строение архимедова винта дошло до нас из трудов римского архитектора и механика I века до н. э. Витрувия. Несмотря на кажущуюся простоту, данное изобретение позволило решить поставленную перед учёным проблему. Его впоследствии стали применять в самых различных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производств, в том числе для перекачки жидкостей и сыпучих твёрдых веществ, таких как уголь и зерно.

Спуск на воду и дальнейшая судьба

Согласно описанной у Афинея версии, когда огромное по античным меркам судно было наполовину построено, Гиерон II распорядился спустить его на воду, чтобы там завершить остальные работы. О том, как это сделать, было много споров. Задачу решил Архимед, который вместе с немногими помощниками сумел сдвинуть огромный корабль с места, изготовив систему сложных блоков с лебёдками. По легенде Архимед в этот момент и произнёс свою знаменитую фразу, которая в современных интерпретациях звучала, как др.-греч. Δός μοι πᾷ στῶ καὶ τὰν γᾶν κινήσω («Дай мне, где стать, и Землю поверну», в другом варианте: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»).

Когда судно достроили его загрузили 60 тысячами медимнами хлеба, десятью тысячами бочек солений, двумя тысячами талантов шерсти и двумя тысячами талантов прочих грузов. Однако судно оказалось непрактичным. Только два порта античного Средиземноморья могло принять корабль таких размеров — Сиракузы и Александрия. Этот, казалось бы неустранимый недостаток Гиерон смог использовать в свою пользу, подарив судно фараону Птолемею III Эвергету. К тому же в Египте в это время случился неурожай. Плавание из Сицилии в Египет стало единственным. «Сиракузия» благополучно достигла Александрии. Там её переименовали в «Александриду» и вытащили на берег.

Автор хвалебной эпиграммы в честь постройки невиданного доселе судна Гиерону Архимел получил от сиракузского царя тысячу медимнов зерна.

Современные оценки

Описание столь громадного, построенного в Античности, судна у современников вызывает сомнение. Антиковед С. Торр называет легенду о «Сиракузии» абсурдной. Максимум, что он допускает, это обычный, пусть и большой по меркам того времени, корабль отправленный Гиероном II Птолемею в подарок. Впоследствии молва и льстецы гиперболизировали особенности строения, вместимость и обустройство судна.

Другие авторы указывают на то, что столь детальное описание свидетельствует в пользу реального существования «Сиракузии». Учёные Лионель Кассон и Олаф Хёкманн называют её самым большим кораблём Античности и эпохи эллинизма. Оценки грузоподъёмности судна составляют от 1600 до 3650 тонн. Строительные материалы, как то пенька и смола поступали с берегов Роны, конопля — с Пиренейского полуострова. Это стало возможным лишь по окончании Первой Пунической войны в 241 году до н. э. Так как судно строили не менее года, то предположительно его отправили в Александрию не ранее 240 года до н. э. Это согласуется с информацией о неурожае и вызванным им голодом в Египте в начале 230-х годов до н. э.






Яндекс.Метрика