Непризнанные и частично признанные государства
Непризнанные и частично признанные государства — политии, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и другие организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания, а их территория, как правило, расценивается государствами — членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН. Непризнанные и частично признанные государства могут характеризоваться не признающими их государствами и/или международными организациями как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории.
Нередко эти политии объединяют общим понятием «непризнанные государства», однако такое обозначение является не вполне точным в случаях, когда такая полития получила определённое дипломатическое признание (пусть и незначительное) — в этой связи встречается выделение категории частично признанных государств, к которым относят политии, не являющиеся членами ООН, но признанные в качестве государств некоторыми членами ООН (хотя встречается и более узкое определение данного понятия), таким образом, их участие в международных отношениях ограничено правовым полем признающих их государств.
Хотя Организация Объединённых Наций как таковая не обладает правом признания или непризнания государств, членство в ООН в современной системе международных отношений стало важнейшим символом всеобщего признания государственности, своего рода «золотым стандартом» международной легитимности. Вместе с тем государство может быть рассматриваемо как международно признанное и при нахождении вне рядов государств — членов ООН (как Швейцария до 2002 года). Кроме того, ряд государств-членов ООН не признаётся некоторыми другими государствами-членами ООН.
Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств — провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств.
Появление непризнанных и частично признанных государств
Основным способом возникновения непризнанных и частично признанных государств является одностороннее (то есть вопреки воле центральных властей государства) отделение от государства части его территории. В число необходимых элементов для достижения сецессии входят наличие отдельного сообщества, угрожающего отделиться от государства, в которое входит, географической территории, в рамках которой сепаратисты намерены провозгласить отдельное государство, наличие у этой группы политического руководства, выступающего с сепаратистскими требованиями и организующего действия, направленные на отделение территории, а также несогласие этого сообщества с превалирующим в стране порядком вещей, мотивирующее его выступать за соответствующие изменения. Дополнительным фактором может выступать расчёт времени: сепаратисты предпочитают начинать борьбу за отделение в условиях слабости центральной власти государства (особенно во время острой внутренней политической борьбы в нём). Как правило, сепаратисты встречают сопротивление центра, стремящегося сохранить государство в прежнем виде, — в том числе и с применением вооружённой силы (которое, впрочем, может быть ответом на действия сепаратистов). Особым случаем несогласованной сецессии является отторжение иностранным государством территории другого государства, с созданием на занятой территории нового покровительствуемого (или и вовсе марионеточного) государства; подобные образования (в силу своего «агрессивного происхождения») сталкиваются с практически неодолимыми трудностями в получении признания — как и другие образования, порождённые в результате «незаконного акта» (в частности, в числе «родовых дефектов» сецессионистских государств, особо препятствующих их признанию, входит, помимо внешней агрессии, и проведение дискриминационной политики, как в случае Родезии).
Хотя чаще всего сецессия направлена именно на образование независимой государственности, в ряде случаев независимость не является самоцелью: так, например, некоторые сообщества стремятся отделиться от одного государства, чтобы присоединиться к другому.
Как и само право на самоопределение, сецессия является весьма неоднозначным актом. Он может быть интерпретирован и как «освобождение от тирании», и как посягательство на целостность международно признанного государства. В случае современных самопровозглашённых государств международное сообщество в основном придерживается презумпции, что их провозглашение явилось не оправданной «борьбой за освобождение», а необоснованным посягательством на целостность государств-собратьев. Соответственно, сепаратисты сталкиваются с крайне серьёзными проблемами в попытках получить международную поддержку своего дела.
Наряду с самопровозглашёнными государствами сепаратистского происхождения существуют и «несецессионистские спорные государства», которые — даже в случае наличия определённого признания — не рассматриваются как отделившиеся от «большой страны». Так, в конце гражданской войны в Китае была провозглашена Китайская Народная Республика, однако по итогам войны контроль её установился не над всем Китаем, а над континентальной его частью, Тайвань же и ряд прилегающих островов остались под контролем Китайской Республики, представлявшей Китай в ООН до 1971, а после того фактически являющейся частично признанным государством. Оба правительства рассматривают себя в качестве правительств всего Китая, а оппонента считают «мятежными территориями»; фактически в этом случае вопрос стоит не столько о признании государства, сколько о признании правительства, хотя в случае прямого провозглашения независимости от Китая Тайвань стал бы классическим «сецессионистским спорным государством». Также Сахарская Арабская Демократическая Республика и Государство Палестина являются несецессионистскими спорными государствами.
Свойства непризнанных и частично признанных государств
Прежде всего, непризнанные и частично признанные государства имеют территорию, границы которой есть пределы, в которых осуществляется власть правительства. Границы этой территории не обязательно должны быть «окончательно урегулированными», однако эти границы (во всяком случае, их статус) являются спорными в одном фундаментальном аспекте: поскольку государственность этих политий не признаётся, соответственно и их границы не признаются в качестве законного и легитимного разграничения с другими государствами, напротив, территория непризнанных и частично признанных государств широко рассматривается как неотъемлемая часть международно признанных государств.
Кроме того, непризнанные и частично признанные государства имеют население. При этом, с одной стороны, распространено мнение, что само по себе наличие на определённой территории населения не является достаточным и правительство самопровозглашённого государства должно прийти к власти на основе «местного потенциала» и «иметь народную поддержку» (хотя этот критерий не постулирует ни поддержку отделения всем населением территории, ни наличие в самопровозглашённом государстве демократического строя). С другой стороны, встречается мнение, что вопрос о поддержке населением отделения от большой страны «носит больше политический, чем правовой характер».
Правительства непризнанных и частично признанных государств вполне могут соответствовать критерию эффективности в вопросе контроля над своей территорией и её населением, однако их право управлять также не признаётся, что прямо вытекает из непризнания их заявленной государственности; имея фактическую, «эмпирическую» государственность, спорное государство не имеет предоставляемой внешним признанием «юридической государственности». По определению спорным является суверенитет (независимость) непризнанных и частично признанных государств. Как правило, они имеют полный внутренний суверенитет, вывели себя из «внешнего» конституционного поля и закрепили эту независимость в своих конституциях, но международно признанные государства оспаривают их право создавать и поддерживать собственные институты власти, отдельные от исходных государств..
Кроме того, зачастую требование «эффективности» сопряжено не просто со способностью самопровозглашённого правительства контролировать свои дела, но с тем, чтобы именно оно действительно это и делало, то есть обладало реальной независимостью. Отсутствие таковой (чаще всего в случае создания самопровозглашённого правительства в результате внешней агрессии, но также и в других случаях марионеточного государства или предоставления «бывшей» метрополией мнимой независимости территории, при которой «прежний» суверен реально сохраняет над ней свою власть), как указано выше, является существенным препятствием для признания территории независимым государством.
Непризнанные и частично признанные государства обычно имеют способность и стремление вступать в стандартный набор взаимоотношений с полноправными государствами, однако те своим непризнанием не дают им возможности для полноценного участия в таковых.
Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц.
Непризнанные и частично признанные государства современности
Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика и Сомалиленд не признаны ни одним государством-членом ООН, но часто рассматриваются в литературе как удовлетворяющие критериям государственности. В число частично признанных государств входят сецессионистские (образованные в результате одностороннего отделения) Турецкая Республика Северного Кипра, Республика Косово, Республика Абхазия и Республика Южная Осетия и несецессионистские Китайская Республика, Государство Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика. К самопровозглашённым государствам могут быть отнесены Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика, хотя в случае данных республик степень «местного происхождения», зачастую выдвигаемого как критерий для статуса «государства де-факто», спорна; по наличию признания одним государством-членом ООН (Россией) они могут быть отнесены к частично признанным государствам.
Список государств, имеющих ограниченное дипломатическое признание
Государства-члены ООН, имеющие ограниченное дипломатическое признание
Частично признанные государства
Контролирующие заявленную территорию
Контролирующие часть заявленной территории
Непризнанные государства
- Почему развитая инфраструктура так сильно влияет на стоимость жилья в Покрове и не только
- Глабер, Рауль
- Демиелинизирующие заболевания
- Ляшко, Виктор Иванович
- Шиловская, Аглая Ильинична
- Зализный Порт
- Смерть коммивояжёра (фильм, 1985)
- Безлюдная, Анна Витальевна
- Домингуш, Афонсу
- Голден-Валли (тауншип, Миннесота)
