Глабер, Рауль


Рауль Глабер (фр. Raoul Glaber, англ. Rodulfus Glaber, лат. Radulfus Cluniacensis; 985—1047) — бургундский хронист, монах-бенедиктинец, автор латинской «Истории своего времени в пяти книгах» (лат. Historiarum Sui Tempora Libri Quinque), охватывающей период с 900 по 1046 год.

Биография

Родился около 985 года в Бургундии и, возможно, был незаконнорожденным. Сызмальства отличаясь непослушанием и буйным нравом, в возрасте двенадцати лет был отдан своим дядей-монахом для исправления в монастырь Сен-Леже-де-Шампо (фр. Saint-Léger-de-Champeaux), однако вскоре, по его собственным словам, изгнан был оттуда «за неподобающее поведение». Нашёл приют сначала в аббатстве Нотр-Дам-дю-Мутье, а затем в монастыре Сен-Бенинь близ Дижона, где около 1015 года познакомился с известным пьемонтским монахом-реформатором Гильомом де Вольпьяно, оценившим его литературные таланты, а в 1028 году взявшим с собой в путешествие в Сузу в Италии. Служил Гильому вплоть до его смерти в 1031 году. Затем, при аббате Одилоне, подвизался в Клюни (1031—1035), после в аббатстве Сен-Пьер в Безе, а c 1039 года до конца своих дней жил и трудился в Сен-Жермен д’Оксер, где занимался высеканием и реставрацией надписей на алтарях церквей и надгробиях похороненных в них святых.

Сочинения

В 1030—1040 годах Рауль Глабер написал пятитомную «Историю своего времени в пяти книгах» (лат. Historiarum Sui Tempora Libri Quinque), изначально задуманную им, видимо, в качестве всеобщей истории, однако, по мнению современных исследователей, представляющую собой в итоге скорее сборник исторических анекдотов, наглядно иллюстрирующий нравы конца X — начала XI века и при этом содержащий массу хронологических и географических неточностей. Самостоятельный вклад Глабера охватывает период от Гуго Капета (987 год) до 1047 года.

«История» примечательна попыткой изобразить всемирную историю как состоящую из четырёх периодов (от сотворения мира до всемирного потопа; от потопа до Моисея; от Моисея до IX века — «Царство силы»; от IX века до времени жизни автора — «Царство правды») только на том основании, что на свете существует четыре стихии, четыре главные добродетели и четыре евангелия.

Глабер с пессимизмом описывает различные ужасы своего времени, которые, по его мнению, означали наступление скорого конца света. Многие события он толковал в мистическом ключе. Так, например, солнечное затмение 1033 года было для него предвестником покушения римских баронов на жизнь папы, а затмение 1039 года явилось указанием на предстоящую смерть императора Конрада II.

Несмотря на определенную противоречивость, в «Истории» встречается много любопытных подробностей (например, о каннибализме во время ужасного голода 1031—1033 годов в Нормандии), легенд, рассказов о чудесах и пр. О некоторых событиях X—XI вв. сведения можно найти только у Глабера. Современные исследователи небезосновательно считают сочинение Рауля Глабера важным источником по социальной истории и средневековому менталитету.

Впервые «История» Рауля Глабера была опубликована в 1596 году. Помимо неё, он является автором небольших латинских сочинений, в частности, трактата «О четырёх таинствах» (лат. De divina quaternitate), посвящённого учению «о четырёх природах» Иоганна Скота Эриугены, а также «Жизни преподобного аббата Гильома» (лат. Vita Domni Willelmi abbatis), жития вышеназванного Гильома де Вольпьяно.

Критика

  • Жан-Батист де Ла Кюрн де Сент-Пале в 1728 году написал «Mémoire concernant la vie et les ouvrages de Glaber», содержащую критику Рауля Глабера.
  • Эмиль Жебар в книге «Монахи и папы» (1896) посвятил Раулю Глаберу первый из четырёх очерков, под названием «Душа монаха в 1000-м году». Жебар почти на каждой странице «Хроники» Глабера находит «бессознательное манихейство», «параллельное действие Бога и Сатаны» и «интеллектуальную болезнь». Самой тяжелой болезнью средневековья, по мнению Эмилю Жебару, «было затмение самого человеческого ума», историю которого проследил в своей хронике Рауль Глабер, «не подозревая, что сам оказался её наиболее жалкой жертвой».





Яндекс.Метрика