Встреча иконы


«Встреча иконы» — картина русского художника Константина Савицкого (1844—1905), работа над которой была завершена в 1878 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 591). Размер картины — 141 × 228 см.

История

Предшествующие события

В 1862—1873 годах (с перерывами) Константин Савицкий учился в Императорской Академии художеств (ИАХ) в классе исторической живописи, где его наставниками были Фёдор Бруни, Алексей Марков и Павел Чистяков. В 1871 году за программу «Каин и Авель» Савицкий был удостоен малой золотой медали Академии художеств, в том же году он стал стипендиатом императора Александра II.

В начале 1870-х годов началось сближение Савицкого с «передвижниками» — членами Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), первая выставка которого открылась в январе 1871 года. Две картины Савицкого экспонировались на второй выставке ТПХВ, открывшейся в декабре 1872 года. Руководство Академии художеств с раздражением и опасением воспринимало успех передвижных выставок. Используя формальный повод (нарушение академического устава, который запрещал учащимся участвовать в выставках других организаций), на состоявшемся 26 января 1873 года заседании Совет ИАХ исключил Савицкого из числа учеников Академии. Тем самым, он был лишён права конкурировать за большую золотую медаль, а также терял шанс на пенсионерскую поездку за границу.

После создания

Картина «Встреча иконы» была закончена в начале 1878 года. Вместе с двумя другими произведениями Савицкого — «Двориком в Нормандии» и «Путешественниками в Оверни» — «Встреча иконы» экспонировалась на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся 9 марта 1878 года в Санкт-Петербурге, а в мае того же года переехавшей в Москву. Петербургская часть выставки проходила в здании Общества поощрения художеств, а московская — в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В том же году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым. В ноябре 1878 года 6-я передвижная выставка продолжила своё путешествие по другим городам Российской империи, которое завершилось в апреле 1879 года. За это время выставка побывала в Риге (в ноябре — декабре), Вильне (в декабре — январе), Киеве (в январе — феврале), Одессе (в феврале — марте) и Харькове (в марте — апреле).

Полотно получило хорошие отзывы зрителей и критиков. Художник Павел Чистяков в письме к Павлу Третьякову отмечал, что на передвижной выставке «есть хорошие картины», из которых ему особенно понравились «Засуха» Григория Мясоедова, «Встреча иконы» Константина Савицкого, «Заключённый» Николая Ярошенко и «Рожь» Ивана Шишкина. В статье «Передвижная выставка 1878 года», вышедшей в конце марта 1878 года в газете «Новое время», художественный критик Владимир Стасов дал подробное описание «Встречи иконы», отметив, что как сочинение это полотно кажется ему «самою значительною картиною на выставке».

Впоследствии картина «Встреча иконы» экспонировалась на ряде выставок, проходивших в СССР. В 1955 году она была представлена на персональной выставке Савицкого, посвящённой 50-летию со дня смерти художника (выставка проходила в Третьяковской галерее в Москве). В 1971—1972 годах полотно принимало участие в выставках «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее» (Москва) и «Бытовая живопись передвижников» (Ленинград, Киев, Минск), приуроченных к столетию ТПХВ.

Описание

На просёлочной дороге, проходящей у края леса, остановился проезжавший мимо тарантас с чудотворной иконой, которую по просьбе крестьян из соседней деревни вынесли для обозрения и почитания. Икону на вышитом полотенце держат седой старик и мальчик в розовой рубахе. Икона расположена в композиционном центре полотна. Справа от неё находятся усердно молящиеся мужики и бабы, со стороны деревни торопливо подходят другие крестьяне. Слева от иконы — сопровождающие её лица, среди которых дряхлый священник, два дьячка, а также сидящий на облучке кучер. Рядом со священником стоят рыжеволосая девочка и её бабушка.

Другие версии

Вариант-повторение полотна «Встреча иконы» хранится в Астраханской картинной галерее имени П. М. Догадина (холст, масло, 40,8 × 59,8 см, по другим данным — 41 × 60 см, 1893, инв. Ж-387). В Тульском областном художественном музее хранится этюд к этому варианту полотна, под названием «Богомолка» (холст, масло, 34,5 × 26,5 см, по другим данным — 34 × 27 см, 1893, инв. Ж-334). На нём изображена Татьяна Никитична Цветкова — мать Ивана Цветкова, в собрании которого ранее находились и этот этюд, и вариант-повторение из Астраханской картинной галереи.

Вариант-повторение и этюд

Встреча иконы (авторский вариант-повторение, 1893, АГКГ) Богомолка (этюд, 1893, ТОХМ)

Отзывы и критика

В обзорной статье о 6-й передвижной выставке художественный критик Владимир Стасов писал, что «Встреча иконы» — лучшая картина Савицкого, в которой он сделал такой шаг вперёд, какого трудно было от него ожидать после таких «сухих и бездушных фотографий с натуры», как «Ремонтные работы на железной дороге» (1874). По словам Стасова, Савицкий представил на передвижной выставке картину, «хотя и опять большую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают её одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».

Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что появившаяся на выставке 1878 года «Встреча иконы» считается «наиболее „тузовою“ вещью Савицкого». По мнению Бенуа, это полотно можно рассматривать в одном ряду с другими картинами русских художников, высмеивающими духовенство, — «Чаепитие в Мытищах» и «Сельский крестный ход на Пасхе» Василия Перова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Перед исповедью» Ильи Репина и так далее. По словам Бенуа, «Встреча иконы» Савицкого представляет собой «одно из самых характерных в этом антиклерикальном роде произведений».

Искусствовед Дмитрий Сарабьянов отмечал, что картина «Встреча иконы» стала важным шагом на пути к трактовке сцен крестьянской жизни, включающей в себя многогранный и разносторонний показ различных представителей народа — «многообразную галерею крестьянских типов». По словам Сарабьянова, в этом произведении Савицкого «начинает преобладать психологическое решение темы», поскольку его замысел в значительной степени «раскрывается через психологию каждого из участников сцены».

Искусствовед Софья Гольдштейн писала, что в полотне «Встреча иконы» в полной мере раскрылось дарование Савицкого как «художника народной темы», который смог «приблизиться вплотную к пониманию сложной психологии народа». Гольдштейн отмечала, что, по сравнению с более ранними работами художника, в этом произведении представлена «неизмеримо более широкая и многообразная галерея народных образов». По её мнению, картина «Встреча иконы» «безоговорочно поставила Савицкого в ряды передовых художников эпохи».

Комментарии

  • ↑ Для датировки событий, происходивших в Российской империи, используется юлианский календарь («старый стиль»).





  • Яндекс.Метрика