Алан (ансамбль)


Государственный академический ансамбль танца «Алан» (осет. Цæгат Ирыстоны Паддзахадон ансамбл «Алан») — государственный ансамбль песни, музыки и пляски Северной Осетии. Основан в 1938 году Указом Управления по Искусству СОВНАРКОМа СОАССР.

    • 1938—1966 гг. — Государственный ансамбль песни, музыки и пляски СОАССР.
    • 1945—1966 гг. — Государственный ансамбль песни и танца СОАССР.
    • 1966—1968 гг — Государственный ансамбль народного танца СОАССР.
    • 1968—1988 гг. — Государственный ансамбль народного танца «Алан».
    • 1988—1997 гг. — Государственный ордена Дружбы Народов ансамбль народного танца «Алан».
    • 1997—2012 гг — Государственный академический ордена Дружбы Народов ансамбль народного танца «Алан».
    • 2012 г.— Государственный академический ордена Дружбы Народов ансамбль танца «Алан».

История

  • 1938 год — 17го сентября Управлением по делам Искусства Совета Народных Комиссаров Северо-Осетинской АССР (Председатель Совета НК К.Кулов, управ.делами Совета НК Н.Сувоенко) был создан государственный ансамбль песни, музыки и пояски со штатом управления 6 человек. Первым руководителем был назначен Татаркан Кокойты. Первый коллектив был укомплектован артистами, победителями смотра художественной самодеятельности, в числе которых были каменщики и шахтеры, трактористы и кукурузоводы. Первые концерты были показаны уже через несколько недель репетиций перед жителями г. Орджоникидзе, а затем и перед тружениками колхозов республики.
  • 1939 год — первые гастроли за пределы республики по городам и селам Украины и России случились при художественном руководителе Ахполате Аликове.
  • 1941—1942 гг. — Великая Отечественная война. Работа прервана.
  • 1943—1945 — Работа ансамбля продолжилась под руководством Е. Колесникова. Гастроли в Грузии, Азербайджане, Дагестане, в городах Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки.
  • 1946—1949 — Гастроли на Дальнем Востоке, в республиках Средней Азии, в городах Поволжья. Художественный руководитель Татаркан Кокойты.
  • 1950—1951 — Художественный руководитель А. Максимов.
  • 1952—1967 — Ансамбль становится Лауреатом Всесоюзного и международного конкурсов на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Первые зарубежные гастроли в ГДР. Участие в декаде осетинского искусства и литературы в Москве и дней осетинской культуры и искусства в Ленинграде и Ленинградской области. Гастроли по городам Средней Азии и Казахстана. Художественные руководители: Г. Гуржибеков, Дуда Хаханов, А. Ачеев, В. Темиряев. Балетмейстер-постановщик периода 1966—1967 — студент ГИТИСа Хаджисмел Варзиев.
  • 1968—1972 — Победитель Всероссийского смотра-конкурса. Лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Диплом — «Лучший балетмейстер» — Хаджисмел Варзиев). Лауреат Фестиваля «Русская зима» (1969). Гастроли в Бирме (1971 год). Художественный руководитель и главный балетмейстер Хаджисмел Варзиев. Директор Р. Гудиев.
  • 1974—1976 — Гастроли в Ленинграде, в Восточной Сибири и Западной Сибири, на Урале, Поволжье, Закавказье. Художественный руководитель Ж. Кабоева. Директор Л. Цебоева. Балетмейстер И. Гафт.
  • 1976—1977 — Художественный руководитель Ю. Бараков. Директор С. Кантемиров.
  • 1977—1985 — Гастроли в Берлине, Лейпциге, Дрездене, Амстердаме, Праге, Софии, Стокгольме, Кабуле, Бейруте, по городам Бельгии, Иордании, Ирака, Италии.
  • 1985 — Диплом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Художественный руководитель Альбина Баева. Директора С. Бритаев, Р. Гудиев, Г. Каргинов.
  • 1985—1986 — Директор В. Темиряев.
  • 1986—1987 — Гастроли в Бирме — Директор Т. Н. Хетагуров. Художественный руководитель и главный балетмейстер Хаджисмел Варзиев.
  • 1987— Гастроли во Вьетнаме. — Звание «Почетный гражданин Хошимина». Художественный руководитель и главный балетмейстер Хаджисмел Варзиев. Директор Т. Н. Хетагуров.
  • 1988 — Гастроли в Индии — Орден Дружбы народов. Художественный руководитель и главный балетмейстер Хаджисмел Варзиев. Директор Т. Н. Хетагуров.
  • 1989— Гастроли в Италии — Награждение Республиканской премией им. К. Л. Хетагурова. Художественный руководитель и главный балетмейстер Хаджисмел Варзиев. Директор Т. Н. Хетагуров.
  • 1990—1996 — Золотая медаль Международного фестиваля пяти континентов в г. Дижон (Франция). Кубок Международного фестиваля г. Аттина (Италия). Директор С. Козаев.
  • 1996—1997 — Художественный руководитель О. Хубаев.
  • 1997—2003 — Присвоено звание «Академический». Участие в праздновании 850-летнего юбилея Москвы.
  • 2000 — Премия в области искусств «Золотой Аполлон». Директор и художественный руководитель Л. Цебоева.
  • 2003—2004 — Гастроли в Китае и по городам России. Директор Г. Калоев.
  • 2005—2010 — Обладатель Премии Правительства Российской Федерации. Директор Ю. Магкаев.
  • 2011—2016 — Художественный руководитель Э.Кубалов.
  • 2016—2016 — Художественный руководитель Т.Сикоев.
  • 2016—2017 — Художественный руководитель В.Суанов.
  • 2017— н.в. — Художественный руководитель Р.Тедеев.

Пресса и люди об ансамбле

  • «„Алан“ — это имя, это история, это эпоха». — Народный артист России, профессор Владимир Захаров.
  • «Танцевальный ансамбль Северной Осетии „Алан“ продемонстрировал великолепное сочетание традиционного кавказского танца с элементами классического балета».

Сирия, газета «Ас-Сауро», 30 июня 1974 г.

  • «На публику произвели ошеломительное впечатление воинственные энергичные танцы, блистательно исполненные мужской группой Осетинского ансамбля танца „Алан“. Сила и элегантность, быстрота, ловкость и грация, прекрасное исполнение танца были встречены бурными овациями зрителей, большую часть которых составляла молодёжь».

Германия, «Майлерг Цайтунг», 23 марта 1995 г.

  • «Участник Международного фольклорного XVI фестиваля в Аттине (Италия) Северо-Осетинский Госансамбль „Алан“ представляет традиционные танцы Осетии и других регионов. Большим успехом у зрителей пользуются национальные осетинские инструменты: гармоники, доулы и дала-фандыры. Ведущие танцоры исполняют танцы под звуки замечательного хора и оркестра».

Италия, Аттина, Август 1994 г.

  • «Это Государственный ансамбль, постоянно повышающий свой профессионализм, имеет широкий репертуар исключительно уникальных танцев. Среди них: „Девичий танец“, темпераментный мужской танец „Орлиное племя“, жанровая миниатюра „Девушка с характером“ и комическая композиция „Несчастные влюбленные“. Об исключительной оригинальности „Алана“ свидетельствует танец „Симд“, дошедший до нас с древнейших времён».

Италия, Иттири, 1994 г.

  • «Плавные танцы „Симд“, „Хонга“ (Приглашение), „Девичий танец“, полны магической символики и сказочной грациозности. Настроение танца передаётся каждым движением рук, наклоном головы, взмахом ресниц. Цветовая гамма костюмов, мелодичное сопровождение оркестра и певцов — всё это великое мастерство исполнителей». — Народный артист России Бимболат Ватаев.
  • «Даже если бы осетины создали только один танец „Симд“, они были бы великой нацией». — Поэт Кайсын Кулиев.
  • «Какое море звуков, мелодий, юмора! Не верилось, что такие модулятивные мелодии таятся в недрах народа: не один гениальный композитор позавидует подобным танцам». — Композитор Виктор Долидзе.
  • «…Любой танец ансамбля — маленькая новелла, рассказывающая о жизни народа. Артисты сумели постичь душу народного танца, в котором сама жизнь, её радость и красота!».

Журнал «Культура и Жизнь» 1960 г.

  • «… Искусство — это язык, связывающий все народы мира. Эту истину подтвердил ансамбль „Алан“ во время своих блестящих выступлений в Иордании».

Иордания, газета «Ар-Рай», 1974 г.

  • «Особый интерес зрителей всегда вызывают лучшие образы осетинского народного творчества».

«Вечерняя Москва», 24 ноября, 1954 г.

Хореографический репертуар

  • Симд / (массовый танец);
  • Сиргæ кафт / «Плавный танец» (сольный танец);
  • Хонгæ кафт / «Танец приглашения» (трехпарный танец);
  • Аланты кафт / «Танец аланов» (массовый мужской);
  • Фыййауты кафт / «Танец пастухов» (массовый мужской);
  • Чызджыты кафт / «Девичий танец» (массовый женский);
  • Уæлахизон / «Поединок» (сольный танец);
  • Хохаг ерысы кафт / «Горский танец» (массовый мужской);
  • Хъаматимæ кафт / «Танец с кинжалами»;
  • Цæргæсты знæм / «Орлиное племя»;
  • Доултимæ кафт / «Танец с доулами»;
  • Уацамонгæйы къус / «Чаша Уацамонга»;
  • Танец с трещетками;
  • Абхазский танец;
  • Аварский девичий танец (массовый женский);
  • Азербайджанский девичий танец «Мирзалай возгалы» (массовый женский);
  • Аджарский танец «Ган да Ган»;
  • Грузинский танец «Картули» (парный танец);
  • Ингушский танец; (массовый мужской ты танец ставился до 1992 года, снят с репертуара)
  • Кабардинский танец «Кафа»;
  • Лезгинский танец;
  • Шой (обрядовый танец);
  • Шуточный танец «Влюбленные неудачники»;
  • Болгарский танец.

Награды

  • Лауреат государственной премии имени Коста Хетагурова (Северная Осетия) (1977)





Яндекс.Метрика