Созанский, Юрий


Юрий Созанский — пианист, дирижёр, композитор, педагог, ученый-музыковед.

Биография

Юрий Созанский родился в 1926 году в городе Гродно в семье учительницы и военнослужащего. Происходит из именитого роду австрийских баронов фон Тюрк Созанских — выходцев из украинских священнослужителей, польской шляхты Корчак де Ворона и галицейских сподвижников национально освободительной идеи — семьи Коссак.

Как выпускник Дрогобычской гимназии, получая музыкальное образование в классе выдающихся музыкальных деятелей Б. Пюрка и В. Барвинского, уже в 14 лет заявляет о себе юным пианистом-виртуозом. Завершив экстерном Дрогобычское Музыкальное училище (1957 г.,сегодня им. В. А. Барвинского), поступает сначала на теоретический факультет Киевской консерватории, который с отличием завершает по классу доктора музыковедения Горюхиной Н. А. и О. Шреер — Ткаченко (1962 г.), а после — аспирантуру оперно-симфонического дирижирования в классах Н. Рахлина и М. Канерштейна (1966 г.).

Свое обучение в консерватории совмещает с работой дирижёром и зав. музыкальной частью Ивано-Франковского Обл.-Муздрам-театра, где музыкально оформляет свыше десяти спектаклей (рукописи), таких как:

1.«И один в поле воин» к пьесе Ю Дольда — Михайлика.

2.К спектаклю «Миллион за улыбку».

3.«Иван да Марья» к сказке В. Гольдфельда.

4.«Пришла любовь» к комедии М. Зарудного.

5.«Встаньте легионы» к пьесе В. Евлампиева.

6.Увертюра к пьесе «Кармалюк»

7.«Лиха искра» к пьесе Ив. Тобилевича

и другие

Кроме этих спектаклей музыкальный портфель Юрия Созанского пополняется фортепианными, хоровыми и вокальными произведениями.

В 1965 г. — приехавший вместе с женой Скориной Фридой Сергеевной (направленной Министерством Культуры УССР на работу заведующей кафедрой теории и истории музыки во вновь образованный Музыкально-Педагогический Институт в Донецке), Юрий Созанский регулярно выступает с концертами симфонического оркестра Донецкой Филармонии, а как руководитель секцией структурного анализа НТСО консерватории развертывает значительную музыкально-исследовательскую работу.

Донецкий период был самым продуктивным и активным в жизни Юрия Созанского. Работая на двух кафедрах — теории музыки и народных инструментов, — он не прекращал концертной деятельности с оркестром Донецкой Филармонии, Донецкого музыкального училища и Донецкой консерватории. Осуществил более 50 рукописных научных работ, в которых постепенно выкристаллизовывается глобальная концепция его будущей музыкальной семиотики. Среди них:

Диалектика комплекса выразительных средств как семиотический аспект анализа музыкальной драматургии.

Семантика контраста.

Методологическое значением музыкального метаязыка.

Музыка и числа.

Точные методы и музыкальное искусство.

Переменность в соотношении музыкальной темы и музыкального образа.

Типы драматургии в инструментальной музыке.

Музыкальная драматургия как изучение конфликта через исследование контрсквозного.

К вопросу о драматургии в инструментальной музыке.

К вопросу о музыкальной драматургии. Анализ I части Сонаты op.2 № 1 Л. Бетховена.

Деформация как принцип отражения субъективного. Роль финала в драматургии цикла 27 Симфонии Мясковского.

Точные методы и музыкальное искусство.

Отстаивание собственных научных взглядов приводит к ряду конфликтов в Донецке и в Москве. В начале 1980-х гг. всё это заканчивается психическим срывом и депрессией.

Потерявший надежду на продолжение научной деятельности и защиты диссертации, Юрий Созанский воспользовался приглашением очень прогрессивного для своего времени и прагматичного директора Чарджоуского музыкального училища Дж. Розыва (Туркменистан). К началу 1981/1982 учебного года он оказывается уже в эпицентре музыкальной жизни города, как дирижёр полулюбительского-полупрофессионального симфонического оркестра, а также педагогом, ищущим новые, более прогрессивные методы, обучения для местных, плохо владеющих русским языком, туркменских ребят. Он постоянно выступает в фортепианном дуэте со своей женой Созанской Валентиной. В этот период, он составляет инновационные учебные программы по музыкальной литературе (закладывая в них не исторический принцип, а принцип культурологической смежности и близости материала), осуществляет переводы научной музыковедческой литературы (Ю. Созанский свободно владеет несколькими языками), составляет экзаменационные и проверочные экспресс таблицы.

В апрельском концерте 1996 года был отмечен его семидесятилетний («Юбилей-70»).

В программу концерта было включено десять различных жанров (скрипка, фортепиано, вокал, ансамбли) из его музыкального наследия.

Следующий Юбилей 80-летия состоялся в Дрогобыче, когда сам Юрий Созанский в это время уже выходит на пенсию. Но, по воле судеб, именно на это время приходится возрождение имени Юрия Созанского у себя на родине. Оно полностью исходит из инициативы его сестры Елены-Галины Клымкив-Созанской многолетней заведующей музыкальной студией при Львовской Национальной Академии имени Николая Лысенко. Она инспирирует к 80-летнему юбилею своего брата издание книги «Юрий Созанский. Воспоминания. Материалы. Исследования», в которой, кроме опубликования воспоминаний обоих Созанских — брата и сестры, — были помещены отдельные разделы «Музыкальной Семиотики».

Поддержка второй супруги — Валентины, вместе с постоянными отзывами и запросами земляков из Галиции помогли состояться его «делу жизни». Книга «Юрий Созанский. Музыкальная семиотика» появилась в 2008 году в издании Львовской Музыкальной Национальной Академии имени Николая Лысенко. Так течение времени, когда в научном мире все чаще стали фигурировать понятия семантики, семиотики, структурализма, совпадает с возвращением Юрия Созанского к своей диссертации, в свое время далеко опередившей будущее, оставаясь актуальной и для современности. «Музыкальная семиотика» Юрия Созанского, затрагивая огромнейший круг музыкознания, выходит за пределы музыкологических исследований, поднимаясь до уровня эпистемологии не только в сфере гуманитарных наук, но и, что является на диво показательным — в ареал физико-математических, лингвистических, кибернетических и многих других, казалось бы очень далеких от музыковедения наук. Этим автор подтверждает одну из генеральных особенностей процессов глобализации современности, внося вклад своей работой в создание МЕТА-теории — как знака огромного синтеза пройденного человечеством пути.

В 2013 году Юрий Созанский вместе с женой переезжает в Россию в город Коломна к детям. 02.05.2014 года уходит из жизни в возрасте 88 лет от тяжёлого ишемического инсульта. Он похоронен на Украине (Киевской области Боярка, 2014 года)

Публикации

Юрий Созанский. Воспоминания. Материалы. Исследования. Львов, "Сполом" 2006, 187 стр. Юрий Созанский. Музыкальная семиотика (научная монография). Львов, " Сполом" 2008, 522 стр. Юрий Созанский. Нотный сборник:" Из моего скромного творческого наследия". Издан к годовщине памяти.Львов, "Сполом" 2015, 140 стр.






Яндекс.Метрика