Богаевский, Константин Фёдорович


Константин Фёдорович Богаевский (12 [24] января 1872, Феодосия — 17 февраля 1943, Феодосия) — русский и советский художник-пейзажист из Феодосии, условно относимый к киммерийской школе. Синтезировал традиции символизма, искусства кватроченто и героического пейзажа XVII века. Стержневая тема его творчества — древняя Киммерия, с её величественными горами, складками холмов, античными городами и заливающим пейзажи ослепительным солнцем.

Биография

Родился в 1872 году в Феодосии в семье мелкого служащего феодосийской городской управы. В 1880 году поступил в классическую гимназию, а с 1881 года воспитывался в семье феодосийского фабриканта Ивана Егоровича Шмита.

Учился рисовать сначала в Феодосии у Адольфа Фесслера, в мастерской Ивана Константиновича Айвазовского, но безуспешно. После этого поступил в Петербургскую Академию художеств, учился с 1891 по 1895 год в мастерской Архипа Ивановича Куинджи. В 1890 году ездил на этюды на Волгу, в 1897 вместе с Куинджи и его учениками в Германию, Францию и Австрию. Там познакомился с современным европейским искусством. Наибольшее впечатление, по свидетельствам, на Богаевского произвели произведения художников Сецессиона в Вене, а также Арнольда Бёклина.

Начиная с 1900 года Богаевский выставляется, сначала в Петербурге, затем в Венеции, Мюнхене (Сецессион), Париже и Москве. В 1904 году вступил в Новое общество художников, затем был призван на военную службу, служил в Керченской крепости, в 1906 году демобилизовался и женился на Жозефине Густавовне Дуранте. В этом же году Богаевский построил в Феодосии мастерскую, в которой потом работал до конца жизни.

В 1906 году Богаевский участвовал в выставке Exposition del Art Russe, устроенной Сергеем Дягилевым в Париже при Salon d’Automne. В 1908 году путешествовал по Германии, в 1909 по Италии и Греции, знакомился с искусством старых мастеров. В 1910 году избран членом Московского Товарищества Художников. В том же году вышла книга стихов Максимилиана Волошина «Годы странствий», проиллюстрирована рисунками Богаевского.

В 1911—1914 годах участвовал в выставках «Мира искусства». В 1912 году выполнил самую известную свою работу — три панно для особняка М. П. Рябушинского в Москве. В 1914 году снова был призван в армию, служил около Севастополя, демобилизован в 1918 году. После революции остался в Феодосии, по-прежнему участвовал в художественных выставках.

В 1923 году Богаевский работал над панно для сельскохозяйственной выставки в Москве. В 1933 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1936—1939 году работал в Тарусе. В 1941 году оказался в оккупации, погиб в 1943 году при бомбардировке Феодосии немецкой авиацией. Немцы систематически проводили провокационные (на самолетах использовалась советская символика) авианалеты на феодосийский рынок. Похоронен в Феодосии на городском кладбище (старом).

Могила Ж. Г. Богаевской 2018 г. Немецкое кладбище, г. Москва

«Хоронили его из дому. Собралось много народу: местные художники, ученики художественной школы — все, кто был или мечтал стать причастным к искусству. Гроб опустили в могилу Ивана Егоровича и Софьи Антоновны Шмитт, людей, воспитавших художника. „Константин Федорович Богаевский. Родился 24 января 1872 г., погиб от бомбы 17 февраля 1943 г.“ — написано на памятнике».

По свидетельствам современников, Богаевский был замкнутым, добросовестным, мирным и чрезвычайно наивным человеком. Ближайшие друзья — художник Константин Кандауров и поэт Максимилиан Волошин.

Брак Богаевского оказался бездетным.

Творчество

Корабли. Вечернее солнце. 1912. Государственный Русский Музей

В 1902—1903 годах художник создал серию картин по мотивам хорошо ему знакомых крымских пейзажей («Старый Крым», «Древняя крепость») . После этого он долгое время писал пейзажи, не привязанные к конкретным местам, в которых заметно влияние Бёклина и Климта. Они характерны совершенно особым освещением, происходящим из нескольких цветовых пятен, и экспрессивным небом («Последние лучи»). Эти черты не получили никакого продолжения в русской живописи; кроме Климта, параллели в западноевропейской живописи неожиданно находятся у Джованни Сегантини. Очень характерны для этого периода Богаевского солнце с расходящимися лучами и меловые скалы. Под влиянием Волошина Богаевский пишет так называемый «Киммерийский цикл» картин. «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой Земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником…» — писал Богаевский.

С 1906 года, после долгой изоляции на военной службе в Керчи, в творчестве Богаевского появляются философские мотивы, связанные с одиночеством и малостью человека («Звезда Полынь», «Солнце», «Генуэзская крепость»). Как известно, стихотворение Волошина «Полынь» посвящено Богаевскому. Гармония снова появляется в 1907 и 1908 годах («Южная страна. Пещерный город»).

После путешествия в Европу, начиная с 1910 года, Богаевский пишет классические пейзажи, явно под впечатлением от немецких (Дюрер, Альтдорфер) и итальянских (Мантенья) мастеров эпохи Возрождения, а также несомненным влиянием Клода Лоррена, у которого Богаевский (как раньше Тернер) позаимствовал идею освещения («Воспоминание о Мантенье», «Итальянский пейзаж», «Классический пейзаж», «Киммерийская область», «Корабли»). В 1912 году по заказу Рябушинского Богаевский выполнил три панно для его московского особняка.

Те же мотивы прослеживаются и в произведениях Богаевского 1920-х и 1930-х годов («Феодосия», «Крымский пейзаж», «Старая гавань», «Вечер у моря»). В это время художник пробовал обращаться к теме индустриального строительства («Днепрострой», «Порт воображаемого города») с явным намерением создать художественный образ города будущего.

Творческое наследие Богаевского наиболее полно представлено в следующих музеях: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Феодосийская картинная галерея, Севастопольский художественный музей, Симферопольский художественный музей, Сочинский художественный музей.

Примеры произведений с Викисклада
  • Консульская Башня в Судаке. 1903. Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского

  • Старый Крым. 1903. Саратовский художественный музей

  • Тропический пейзаж. 1906. Государственный Русский Музей

  • Берег моря. 1907. Государственная Третьяковская Галерея

  • Южная страна. Пещерный город. 1908. Севастопольский художественный музей имени Крошицкого

  • Южный берег Крыма. Киммерия (Героический пейзаж).1937. Сочинский художественный музей

  • Пальмы. 1908. Севастопольский художественный музей

  • Утро. 1910. Государственная Третьяковская Галерея

  • Киммерийские сумерки Акварель. 1911

  • Итальянский пейзаж 1911. Государственная Третьяковская Галерея

Признание в родном городе

Несмотря на то что Константин Федорович получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР ещё в 1933 г. и является общепризнанным художником, на своей родине он явно недооценен. До сих пор не создано ни его музея, ни полноценной экспозиции. Большая часть его работ хранится в запасниках картинной Галереи Айвазовского и фондах краеведческого музея Феодосии. Кроме того, уже многие годы феодосийцами поднимается вопрос о присвоении Константину Федоровичу звания «Почётный гражданин города Феодосии». Главным инициатором выступает Почётный гражданин города А. А. Касаткина, близко знавшая жену художника Жозефину Густавовну Богаевскую. Но несмотря на желание феодосийцев и четырёх ныне живущих Почётных граждан города, имя Константина Федоровича до сих пор должным образом не увековечено. Ведь он был не только талантливым художником, но и человеком с большой буквы. Во время гражданской войны Константин Федорович спас несколько работ Айвазовского (позже передал их в галерею), а во время Великой Отечественной Войны под угрозой расстрела подделал картину Айвазовского, чтобы оригинал не достался немецкому офицеру. В оккупированный Феодосии он продолжал вести детскую художественную студию, давая надежду местным детям. Очевидцы вспоминают, что Константин Федорович специально рассаживал детей в студии во все уголки, чтобы занять больше места. Все это он делал для того, чтобы немецкое командование не заняло помещение Галереи Айвазовского. И как выразилась Аида Касаткина: «Кому тогда присваивать звание Почётного гражданина города, если не Константину Богаевскому?».

Библиография

  • Воронова О. П. Над Понтом Эвксинским: К. Богаевский. — М.: Советский художник, 1982. — 184 с. — (Рассказы о художниках).
  • Бащенко Р. Д. К. Ф. Богаевский. — М.: Изобразительное искусство, 1984.
  • Манин В. Богаевский. — М.: Белый Город, 2000. — 64 с. — ISBN 5-7793-0228-6.
  • специальный номер журнала «Аполлон»





Яндекс.Метрика