05.11.2021

Маро, Даниэль


Даниэль Маро, или Даниэль Маро Старший (фр. Daniel Marot; 1661, Париж, Франция — 1752, Гаага, Голландия) — французский протестант, архитектор, рисовальщик-орнаменталист и гравёр, декоратор интерьеров, паркостроитель. Работал на рубеже XVII—XVIII веков во Франции, Голландии, Великобритании и снова в Голландии (где и умер).

Общая характеристика

В конце XVII века произведения искусства Франции так называемого «большого стиля» Людовика XIV, соединившего элементы классицизма и барокко, стали образцами для художников соседних стран, среди которых оказались даже те, которые издавна считались художественными центрами Европы — Северные Нидерланды, Испания, ряд княжеств в Германии. Распространению французского влияния способствовали высокий художественный уровень самой произведений в разных видах искусства, строительства: (гобелены, ткани, вышивки, кружева, достижения в фортификации, сад барокко французского образца. Распространению французского искусства способствовала эмиграция талантов из страны, где с 1685 года возобновили притеснения и гонения французских протестантов-гугенотов. Веками складывалось так, что наиболее искусными мастерами-оружейниками, чеканщиками и ювелирами, а также гравёрами, были протестанты. Даниэль Маро был гугенотом, поэтому из-за угрозы собственной жизни он покинул Францию ​​и эмигрировал в Голландию.

Даниэль Маро стал выдающимся рисовальщиком, архитектором-декоратором и гравёром. Наряду с Жаном Лепотром(1617—1682) и Жаном Береном (1637—1711) он считается одним из создателей «стиля эпохи». Его орнаментальные композиции распространялись по всей Европе и, в частности, оказали значительное влияние на формирование художественного стиля петровского барокко в Санкт-Петербурге. Некоторые факты из жизни Даниэля Маро утрачены, часть вызывает споры, среди которых годы рождения, смерти и факт прекращения изданий его гравюр с 1718 года.

Биография

Ранние годы

Даниэль Маро родился в Париже в семье архитектора, рисовальщика-орнаменталиста и гравёра эпохи «большого стиля», времени правления короля Людовика XIV Жана Маро Старшего (1619—1679). Отец был его первым учителем. Маро-отец работал в мастерской А.-Ш. Буля и был автором сборников гравюр «Французская архитектура» в 2-х томах, более известных под названиями «Большой Маро» (Le Grand Marot) и «Малый Маро» (Le Petit Marot). Возможно, начальное художественное образование Маро-сын совершенствовал под руководством Жана Лепотра. Известно, что Маро занимался самообразованием и сделал несколько гравюр по рисункам других мастеров, среди которых был и Жан Берен.

Первый голландский период

С 1685 года Даниэль Маро находился в Голландии, в Гааге. На способного француза обратил внимание штатгальтер, которым тогда был Вильгельм III Оранский, внук короля Англии Карла I и будущий английский король Вильгельм III. Штатгальтер взял Даниэля Маро к себе на службу, что открыло мастеру широкие перспективы для творчества. Он был задействован и как архитектор (охотничий замок-дворец де Ворст), как мастер садово-паркового искусства и как проектировщик интерьеров (декор залов во дворце Хет Лоо). Даниэлю Маро удалось создать своеобразный голландский вариант стиля Людовика XIV, соединив элементы французского классицизма, итальянского барокко и более сдержанного, камерного голландского стиля в оформлении интерьеров и мебели.

Работа в Лондоне

Вильгельм III был мужем британской принцессы Марии, внуком короля Англии Карла I и как протестант стал кандидатом на британский престол. После подписания соглашений об ограничении королевской власти в пользу аристократического парламента, Вильям и стал королём Великобритании. В 1694 году в Лондон отбыл и Даниэль Маро, получивший должность одного из королевских архитекторов. В Лондоне он работал как проектировщик мебели и интерьеров, и как садовник. Образцы орнаментальных композиций, предложенные Даниэлем Маро, были использованы для создания мебели, посуды, канделябров, зеркальных рам. При его содействии были созданы участки регулярного сада Хэмптон-корт, впоследствии уничтоженные. Планировка сада будет восстановлена только в XX веке.

Английский вариант «стиля Маро» спустя десятилетия назовут «стилем королевы Мэри», или «стилем Уильяма и Мэри». Этот стиль в Англии называли также «Большой Маро» (по наименованию альбома Маро-отца), что вносило некоторую путаницу в атрибуциях, тем более, что в орнаментальной графике, в отличие от высоких жанров в живописи, не всегда обращали внимание на авторскую подпись. К тому же орнаментальные композиции Жана Маро и Даниэля Маро действительно схожи.

Второй голландский период

Последние годы жизни художника известны плохо. После смерти Вильгельма III в 1698 году Даниэль Маро вернулся в Голландию. Работал в Гааге. Разрабатывал рисунки мебели, каминов, ламбри (резных деревянных панелей), мебельной обивки, вышивок в стиле близком стилю французского Регентства. Характерный приём художника — соединение мотива маскарона — как в школе Фонтенбло — с гирляндами, косой сеткой трельяжа, картушами и тяжёлым барочным обрамлением. В 1702 и 1712 годах в Амстердаме выпускали альбом гравюр под названием: «Произведения Даниэля Маро, архитектора Вильгельма III».

Семья

Сын Даниэля Маро Старшего — Даниэль Маро Младший (1695—1769), живописец, рисовальщик-орнаменталист и гравёр. Родился в Лондоне, но сумел стать одним из главных художников-орнаменталистов стилей французского Регентства и рококо. Его младший брат — Якоб Маро (1697—1761) — архитектор, работал в Голландии. Из этой семьи известен также архитектор-декоратор Жан Маро Младший (?), вероятно, сын Жана Старшего, который работал в Париже на рубеже XVII—XVIII веков.

Влияние искусства семьи Маро в России

После первого путешествия за границу в 1697—1698 годах, посетив Голландию, и, особенно, после второго заграничного путешествия 1716—1717 годов царь Пётр I, побывав во Франции, много внимания уделял оформлению дворцовых интерьеров. Некоторые проекты он прорисовывал сам, используя книги своей библиотеки (частично унаследованной от отца, Алексея Михайловича), а также альбомы Жана Маро Старшего («Большой Маро» и «Малый Маро»), гравюры П. Деккера, Ж. Берена и Даниэля Маро. На этом основании А. Н. Бенуа и другие историки русского искусства обоснованно считали, что «стиль Уильяма и Мэри» оказался составной частью или, по крайней мере, одним из источников комбинаторного стиля петровского барокко первой четверти XVIII века в России.






Яндекс.Метрика