Абу Мансур аль-Матуриди


Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди (араб. الماتريدي ابو منصور محمد ابن محمد‎; 870, Матурид, близ Самарканда — 944, Самарканд) — исламский мыслитель, основатель и эпоним одной из школ калама — матуридизма.

Биография

Абу Мансур аль-Матуриди родился в городе Матуриде близ Самарканда. Ханафитскому фикху и другим религиозным дисциплинам обучался в Самарканде. Из его учителей называют Абу Бакра Ахмада ибн Исхака, Абу Насра Ахмада ибн аль-Аббаса (известного под именем аль-Факих ас-Самарканди), Насра ибн Яхью аль-Бальхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази. Впоследствии аль-Матуриди сам преподавал фикх и калам.

Похоронен на кладбище Чокардиза в Самарканде.

Наследие

На ряд вопросов калама Матуриди и его последователи давали ответы в том же духе, что и ашариты, отдавая предпочтение рационалистическому истолкованию священных текстов: они считали Коран извечным в отношении его смысла и возникшим во времени в отношении словесного выражения этого смысла, считали, что праведники могут лицезреть Аллаха в потустороннем мире, не уточняя характера этого лицезрения, что все человеческие действия творятся Богом, а человек лишь присваивает (кясб) их себе благодаря воле и способности, что сущностные атрибуты Аллаха (знание, могущество и др.) реальны и извечны. Но в отличие от ашаритов Матуриди признавал извечность не только сущностных атрибутов Бога, но и извечность атрибутов действия; как и мутазилиты считал, что у человека есть свобода воли, в том числе — выбора между двумя противоположностями, что вера заключается в словесном признании Аллаха, а не в соблюдении религиозных обрядов.

Учение аль-Матуриди распространилось среди ханафитов Мавераннахра.

Имам Матуриди преуспел в диспутах, которые вёл с представителями различных мазхабов как из самого Самарканда, так и из его окрестностей. Матуриди вступал в дискуссии с каррамитами, шиитами и мутазилитами, посвятив опровержению их взглядов один из своих трудов.

Труды

Труды Матуриди можно разделить на следующие категории:

  • Труды по каляму и искусству диспутов.
  • Труды по усулю.
  • Труды по тафсиру и кораническим наукам.
  • Труды о распоряжениях (васайа) и обращении к Аллаху (мунаджа).
  • Из сочинений аль-Матуриди известны, в частности:

    • «Та’вилат аль-Куран» — комментарий к Корану.
    • «Шарх аль-фикх аль-акбар» — толкование трактата «Аль-фикх аль-акбар» Абу Ханифы.
    • «Махаз аш-Шарийа» — книга по фикху.
    • «Китаб аль-Малакат фи’ль-Калам» — книга по каламу.
    • «Книга о единобожии» («Китаб ат-таухид») — книга, излагающая основы ислама с позиций учения матуридизма.
    • «Радду Аваил аль-Адилля ли-ль-Каби ва-Байану Вахми’ль Мутазиля» — критика воззрений мутазилитов.
    • «Ар-Радду аля Усули ль-Карамита» — критика воззрений карматов.
    • «Радду Китабу’ль Имама ли Базир-Равафиза» — критика воззрений шиитов.

    Память

    В 2000 году в Узбекистане широко отмечалось 1130-летие со дня рождения имама Абу Мансура аль-Матуриди. К этой дате было приурочено издание его трудов, проведение международной конференции и открытие мемориального комплекса на его могиле в Самарканде.






    Яндекс.Метрика