Угон самолёта A300 в Алжире


Угон самолёта A300 в Алжире — угон самолёта, произошедший в субботу 24 декабря 1994 года. Авиалайнер Airbus A300B2-1C авиакомпании Air France, на борту которого находился 221 человек (209 пассажиров и 12 членов экипажа), должен был выполнять плановый регулярный рейс AF8969 по маршруту Алжир—Париж, но был захвачен 4 вооружёнными террористами из «Вооружённой исламской группы», которые убили 3 пассажиров. Целью террористов было освобождение из тюрьмы двух заключённых-террористов, а затем они планировали направить авиалайнер на Париж и взорвать его над Эйфелевой башней, тем самым выразив протест французскому правительству. 26 декабря по пути в Париж самолёт совершил посадку в Марселе для дозаправки, где его штурмовали бойцы GIGN.

В результате штурма все 4 террориста были убиты, все 218 человек на борту самолёта остались живы, ранения получили 25 человек — 16 человек в самолёте (3 члена экипажа и 13 пассажиров) и 9 бойцов GIGN.

События с рейсом 8969 Air France считаются предшествующими терактам 11 сентября 2001 года.

Самолёт

Airbus A300B2-1C (регистрационный номер F-GBEC, серийный 104) был выпущен в 1980 году (первый полёт совершил 28 февраля). 8 апреля того же года поступил в авиакомпанию Air France. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями General Electric CF6-50C2R. На день захвата 14-летний авиалайнер совершил 20 155 циклов «взлёт-посадка» и налетал 22 651 час.

Экипаж и пассажиры

Состав экипажа рейса AF8969 был таким:

  • Командир воздушного судна (КВС) — 51-летний Бернар Деллемм (фр. Bernard Dhellemme).
  • Второй пилот — Жан-Поль Бордери (фр. Jean-Paul Borderie).
  • Бортинженер — Ален Боссуа (фр. Alain Bossuat).

В салоне самолёта работали 9 бортпроводников:

  • Жиль Дуни (фр. Gilles Dunis) — старший бортпроводник,
  • Кристиан Адено (фр. Christiane Adenot),
  • Николь Шовен (фр. Nicole Chauvin),
  • Сильвен Бидо (фр. Sylviane Bidault),
  • Клод Буржинар (фр. Claude Burginard),
  • Кристоф Морен (фр. Christophe Morin),
  • Анн Дюфрен (фр. Anne Dufrène),
  • Ришар Клере (фр. Richard Cleret),
  • Людовик Ульмер (фр. Ludovic Ulmer).

Всего на борту самолёта находился 221 человек — 12 членов экипажа и 209 пассажиров.

Хронология событий

24 декабря

В этот день Airbus A300B2-1C борт F-GBEC без затруднений выполнил плановый регулярный рейс AF8968 из Парижа в Алжир, после чего должен был выполнять обратный рейс — AF8969. В Алжире в то время шла гражданская война, и для полётов в эту страну экипажи самолётов Air France набирались исключительно из добровольцев. В алжирском аэропорту Хуари Бумедьен на борт рейса 8969 сели 209 пассажиров (в разных источниках от 220 до 227), преимущественно граждане Алжира и Франции; экипаж состоял из 12 человек: 3 пилота и 9 бортпроводников. Согласно плану, лайнер должен был вылететь из Алжира в 11:15.

Стюардессы уже собирались закрыть двери, когда на борт поднялись 4 мужчин в униформе авиакомпании Air Algérie, которые назвались агентами безопасности и стали проверять паспорта пассажиров. Такая проверка привела к задержке вылета, что привлекло внимание руководства аэропорта, и те направили к самолёту группу спецназа. Увидев через иллюминаторы приближающиеся к авиалайнеру машины, «агенты» выхватили пистолеты-пулемёты Uzi и автоматы Калашникова и заявили, что самолёт захвачен исламистами. Затем трое из них закрылись в кабине экипажа, держа пилотов на мушке, а четвёртый остался у двери в кабину. Одним из первых требований захватчиков было, чтобы все женщины в самолёте покрыли головы вуалями, а затем они потребовали от алжирских властей освободить из тюрем двух лидеров Исламского фронта спасения — Абасси Мадани (англ. Abassi Madani) и Али Белхаджа (англ. Ali Belhadj), на что получили отказ. Желая показать твёрдость своих намерений, угонщики к 14:00 выбрали первую жертву — алжирского полицейского, выявленного при проверке документов; по свидетельствам пассажиров, он кричал: Не убивайте меня, у меня есть жена и ребёнок!, но ему выстрелили в голову и выбросили из самолёта на багажную тележку.

В связи с событиями в Алжире многие французские чиновники прервали свои рождественские каникулы, включая премьер-министра Эдуара Балладюра, который взял на себя личную ответственность за управление кризисной ситуацией. После убийства пассажира террористы снова связались с диспетчерской вышкой и потребовали от властей дать им возможность вылететь во Францию, заявив, что в противном случае все заложники будут расстреляны, а самолёт взорван. Видя, что алжирские власти по-прежнему не идут на уступки, угонщики убили ещё одного пассажира — 48-летнего Буй Жанг То (англ. Bui Giang To) — сотрудника посольства Вьетнама в Алжире, который был выбран из-за того, что выглядел как типичный иностранец. Переговоры зашли в тупик, но тем не менее премьер-министру Франции удалось убедить террористов освободить часть пассажиров. Всего к вечеру субботы были освобождены 63 пассажира, включая 34 женщины и 16 детей.

В тот же день в 20:00 на Мальорку на самолёте Airbus A300 авиакомпании Air France (идентичном захваченному) вылетела группа вмешательства французской жандармерии (GIGN) из 40 человек, командиром которой был 35-летний майор Дени Фавье (фр. Denis Favier). Вскоре группа приземлились в аэропорту Пальма-де-Мальорка в 320 километрах севернее Алжира и стала ожидать дальнейшего развития событий, так как алжирские власти отказались впускать бойцов GIGN на территорию своей страны.

25 декабря

Ночью самолёт освещался двумя прожекторами. С помощью приборов ночного видения удалось установить личность лидера группы террористов; им оказался 25-летний Абдул Абдулла Яхья (англ. Abdul Abdallah Yahia), известный также как «Эмир» (англ. The Emir) — активист фракции Муа-кун Би Эддима, относящейся к «Вооружённой исламской группе (GIA)». Впоследствии по показаниям освобождённых пассажиров было установлено, сколько всего террористов на борту и где они в основном находились. Чтобы убедить лидера террористов сдаться, алжирские власти к утру привезли в аэропорт его мать, которая по радиосвязи стала умолять сына отпустить заложников; на это разозлённый такими действиями властей Яхья в итоге крикнул: Мама, мы встретимся в раю!.

К тому времени захватчики всё меньше требовали отпустить исламских лидеров и всё больше настаивали, чтобы им дали возможность вылететь в Париж, где планировалось дать пресс-конференцию, но анонимный информатор сообщил во французское консульство в Оране, что истинной целью террористов является взрыв авиалайнера над Эйфелевой башней. Из описания пассажирами размещения взрывчатки эксперты сделали вывод, что в случае её детонирования самолёт действительно разорвёт на несколько крупных частей.

Между тем, разозлённые угонщики выдвинули ультиматум — до 21:30 убрать трап от самолёта (он так и продолжал стоять на месте с момента захвата) и дать рейсу 8969 возможность взлететь, в противном случае каждые 30 минут они будут убивать по заложнику. Для передачи этого сообщения был выбран пассажир — молодой повар французского посольства Янник Бёнье (фр. Yannick Beugnet), который по радиосвязи сообщил диспетчеру требования угонщиков. Несмотря на уверения властей Алжира, что это блеф, через минуту после истечения ультиматума пассажир Бёнье был убит и его тело было сброшено на аэродром.

Вскоре после этого Эдуар Балладюр заявил президенту Алжира Ламину Зеруалю, что алжирские власти теперь в ответе за гибель французских пассажиров, после чего убедил дать разрешение авиалайнеру следовать во Францию.

26 декабря

В понедельник около 02:00 ночи рейс AF8969 вылетел из алжирского аэропорта в сторону Средиземного моря, но направился не в Париж, а в Марсель, якобы для дозаправки. В 03:33 самолёт приземлился в аэропорту Марсель Прованс; за считанные минуты до его приземления, в аэропорт прибыл французский спецназ. В 06:00 утра лидер террористов Яхья потребовал: залить в баки самолёта 27 тонн авиатоплива, хотя для полёта до Парижа достаточно и 8-10 тонн; это привело к твёрдой уверенности, что угонщики действительно планировали взорвать самолёт над городом, а потому их нельзя выпускать из Марселя. Когда Яхья потребовал в течение 1,5 часов дать им возможность вылететь, в 09:40 его уговорили дать возможность команде волонтёров очистить туалеты и принести запасы воды и еды. На самом деле волонтёрами были переодетые бойцы GIGN, которые смогли осмотреть входные двери и убедиться, что те не заминированы, а также разместили незаметные прослушивающие устройства.

В ответ на требования разрешить самолёту взлететь, террористов убедили, что журналисты уже находятся в Марселе, а потому нет смысла лететь в Париж для пресс-конференции. Ошеломлённый такой новостью Яхья согласился на проведение пресс-конференции, при этом пассажиров предварительно увели в заднюю часть салона самолёта. В 15:30 после уговоров были освобождены два больных пассажира. Предчувствуя неладное, в 16:45 лидер террористов дал команду экипажу следовать к началу полосы для взлёта, а по радиосвязи выдвинул условие, чтобы до 17:00 самолёту разрешили взлететь, в противном случае они примут меры. В 17:08 один из разозлённых захватчиков выпустил очередь в сторону диспетчерской вышки и разрушил на ней эркер. В этот момент спецназу была дана команда на начало штурма, руководил операцией на месте Дени Фавье.

В 17:12 в вечерних сумерках к самолёту направились три трапа, на которых укрывались жандармы: первый с 9 бойцами к первой двери с правой стороны, а два других с 11 бойцами на каждом — с обеих сторон к задним дверям. Когда в 17:17 трап подъехал к самолёту, выяснилось, что он оказался чуть выше и блокировал дверь; причиной этого было то, что отряд тренировался на пустом самолёте, а не на гружённом, который несколько просел. После того как дверь была открыта, один из бойцов (Тьерри Прюньо (фр. Thierry Prungnaud)) вбежал внутрь кабины пилотов и двумя выстрелами убил одного террориста и ранил другого, прежде чем сам был ранен от трёх очередей из автоматов; получив 7 пулевых ранений и будучи контужен взорвавшейся гранатой, он, тем не менее, остался жив. Второй пилот выпрыгнул через стекло кабины экипажа и упал на землю; прихрамывая, он убежал в безопасное место. КВС и бортинженер остались в кабине и едва избежали пуль, так как спецназовцы и террористы стали перестреливаться через стенки, а затем стали применять и гранаты. В это же время в хвостовой части самолёта были развёрнуты аварийные надувные трапы и началась эвакуация пассажиров. По команде Фавье находящиеся снаружи снайперы начали вести прицельный огонь по кабине и вскоре убили ещё одного террориста. Через 17 минут после начала штурма все 4 террориста были убиты, спустя 54 часа с момента захвата рейс AF8969 был освобождён. Ни один из 218 заложников во время штурма не погиб.

Последствия

  • Airbus A300B2-1C борт F-GBEC во время штурма и ликвидации угонщиков получил критические повреждения и был списан.
  • Авиакомпания Air France в знак уважения к пассажирам и экипажу рейса 8969 сменила номер рейса Алжир—Париж c AF8969 на AF1555 и AF1855 и по ним летают Airbus A320 и Airbus A319 соответственно. Сменился и парижский пункт назначения — Международный аэропорт имени Шарля-де-Голля вместо аэропорта Орли.
  • Номер рейса 8969 стал номером код-шерингового рейса американской авиакомпании Delta Air Lines по маршруту Рочестер—Атланта.

Культурные аспекты

  • Захват рейса 8969 показан во 2 сезоне канадского документального телесериала Расследования авиакатастроф в эпизоде Захват самолёта.
  • Захвату рейса 8969 посвящён вышедший в 2010 году французский фильм «Штурм».





Яндекс.Метрика