Россыпные месторождения алмазов


Осадочные алмазоносные формации представлены по преимуществу грубообломочными разностями пород — галечниками, гравелитами, конгломератами, приуроченными к базальным горизонтам разновозрастных терригенных толщ.

Олигомиктовые алмазоносные формации образуются в условиях интенсивного химического выветривания алмазсодержащих пород при гумидном или аридном тропическом и субтропическом климате, при переотложении коры выветривания в континентальных и прибрежно-морских обстановках, а также в результате длительной переработки неизмененных химическим выветриванием магматических и осадочных алмазсодержащих пород в прибрежной зоне моря. К олигомиктовым алмазоносным формациям относятся главным образом дочетвертичные образования, начиная с протерозоя.

Полимиктовые алмазоносные формации накапливаются в условиях умеренно теплого гумидного и субарктического климатов и интенсивного многократного перемыва алмазоносного обломочного материала, в процессе которого происходит прогрессирующее обогащение его алмазами.

Наиболее практически важными алмазоносными осадочными формациями являются полимиктовые континентальные алмазоносные формации четвертичного возраста. С ними связано подавляющее большинство россыпных месторождений промышленного значения. Следующими по степени продуктивности являются олигомиктовые алмазоносные континентальные формации дочетвертичного возраста, к которым приурочены единичные месторождения промышленного значения. Степень продуктивности олигомиктовых и полимиктовых прибрежно-морских формаций неясна вследствие их слабой изученности. В целом по степени продуктивности осадочные алмазоносные формации немного уступают эндогенным.

По возрасту среди осадочных алмазоносных формаций Сибирской платформы выделяются олигомиктовые континентальные формации позднепалеозойские, позднетриас-раннеюрские и палеоген-неогеновые, полимиктовые континентальные формации раннеюрские и четвертичные, а также поли-миктовые прибрежно-морские формации ранне- и позднеюрские. Россыпи, имеющие практическое значение, связаны с олигомиктовой континентальной формацией позднетриас-раннеюрского возраста и особенно с полимиктовой континентальной формацией четвертичного возраста. В первом случае это россыпи ближнего сноса, связь которых с первоисточником — коренным месторождением — прослеживается непосредственно. Во втором случае — это россыпи дальнего сноса, оторванные от первоисточников, которые в настоящее время неизвестны.

В Тимано-Уральской складчатой области известны только россыпи. В подавляющей части это русловые и террасовые аллювиальные россыпи, связанные с континентальной полимиктовой формацией четвертичного возраста. Устанавливается связь аллювиальных четвертичных россыпей с промежуточными коллекторами—кластическими толщами протерозойского, ордовикского, девонского, палеоген-неогенового возраста. Сделанные в последние годы находки минералов—парагенетических спутников алмаза, главным образом пиропа, в алмазоносных россыпях кайнозойского возраста и древних промежуточных коллекторах Северного Урала и Тимана позволяют предположить, что первоисточниками их являются в конечном итоге кимберлиты.

На Русской платформе известны единичные находки алмазов крупнее 0,5 мм в четвертичном аллювии и многочисленные мелкие алмазы (мельче 0,5 мм) в терригенных полимиктовых и олигомпктовых формациях, начиная с девонских и кончая современными прибрежно-морскими и континентальными образованиями. Мелкие алмазы найдены в пределах Украины, в различных районах Воронежской антеклизы и других местах. Большинство мелких алмазов приурочено к титаноносным прибрежноморским россыпям мелового, палеогенового и неогенового возраста. В этих же районах найдены и гранаты пироп-альмандинового ряда.

Кроме того, имеются сведения о находках алмазов на Кольском и Онежском полуостровах, на Ветреном Поясе, в нижнем течении р. Северная Двина и на Кавказе. Часть сведений при проверке не подтвердилась.





Яндекс.Метрика