Рудные формации оловянных месторождений


Как видно из табл. 20, оловорудные формации по особенностям связи с магматизмом и глубинности формирования разделены на три группы. Для плутоногенной группы характерна отчетливая пространственная и, по-видимому, генетическая связь оруденения с гранитными массивами, формировавшимися на абиссальных и гипабиссальных уровнях глубин. Месторождения плутоно-вулканогенной группы формаций ассоциируют как с гипабиссальными интрузивами гранитоидов, так и экструзивными и вулканогенными образованиями. Наконец, к гидротермально-метаморфогенной группе формаций отнесены оловорудные проявления, обнаруживающие признаки первично осадочных концентраций олова, которые перераспределялись в последующем под влиянием процессов метаморфизма и интрузивного магматизма.

Касситерит-кварц-полевошпатовая пегматитовая формация (А). Помимо типичных оловоносных пегматитов к данной формации условно отнесены кварц-полевошпатовые и существенно полевошпатовые жилы с касситеритом, обнаруживающие переходные признаки в составе и строении между пегматитами и кварцевыми жилами. Промышленное значение минерализации этого типа незначительное, однако пегматиты могут служить источником россыпей. В бывш. СССР касситерит-пегматитовые месторождения не разрабатываются.


Оловоносные пегматиты обычно локализуются в пределах крупных раннеорогенных интрузивов гранитовой формации, сформировавшихся на умеренных глубинах среди интенсивно метаморфизованных и гранитизированных пород в блоках ранней консолидации геосинклинальных областей, в срединных массивах, щитах. По возрасту это в большинстве случаев протерозойские, реже герцинские и мезозойские образования.

Морфология и размеры пегматитов самые разнообразные: от линзо-, гнездообразных тел до мощных жил протяженностью несколько километров. Выдержанность оруденения на глубину обычно небольшая. Зональное строение не характерно. В пегматитах с интенсивно проявленной альбитизацией, локализующихся обычно в метаморфических породах повышенной основности, устанавливается ассоциация касситерита с ниобием, танталом, а в грейзенизированных пегматитах, развивающихся среди алюмосиликатных пород, — с вольфрамом, молибденом и др. Касситерит обычно крупнокристаллический с повышенным содержанием (десятые доли процента) тантала и ниобия.

Касситерит-гранат-пироксеновая скарновая формация (Б). Проявляется в вулканогенно-карбонатно-терригенных и кремнисто-карбонатных комплексах пород в связи с гранитоидами повышенной основности — диоритами, гранодиоритами, монцонитами, а также гранитами. Промышленное значение минерализации этою типа в ряде стран значительное (например, в Китае). В бывш. СССР скарновые месторождения известны в Средней Азии (Майхура, Такфон), Забайкалье (Быстринское), Северо-Востоке (Большой Каньон, Чыыбагалахское). За рубежом они широко распространены в Малайзии, Китае, Северной Америке.

Месторождения локализуются в приконтактовых частях массивов гранитоидов, в останцах пород кровли последних или развиваются на удалении от интрузий вдоль границ горизонтов алюмосиликатного и карбонатного состава. Характерны пластовая или трубообразная форма рудных тел, незначительная выдержанность их на глубину, комплексный состав руд: Sn, W, Pb, Zn, Cu, Bi, Au, Fe и др. Руды вкрапленные, труднообогатимые, со средним содержанием 0,5—2% Sn. По запасам месторождения относятся к категории мелких и средних, редко крупных.

Помимо касситерита олово фиксируется в виде примеси в количестве до 1% в людвигите, гроссуляре, везувиане.

Кaсситерит-кеарцевая грейзеновая формация (В). Распространена весьма широко. Месторождения обычно мелкие и средние, характеризуются легкообогатимыми рудами с содержанием олова 0,5—1%, служат основным источником россыпей. В бывш. СССР касситерит-кварцеьые месторождения развиты на Северо-Востоке, Чукотке, Дальнем Востоке, Забайкалье, а за рубежом в Китае, Малайзии, Восточной Австралии, Западной Европе, Африке (см. табл. 20).

Оруденение обнаруживает повсеместную связь с лейкократовыми, аляскитовыми (грейзеновые месторождения) и литий-фтористыми гранитами (месторождения апогранитового типа) и локализуется в апикальных частях массивов. Вмещающими являются, как правило, терригенные флишоидные комплексы осадков. При размещении рудоносных гранитов в терригенно-карбонатных толщах возникают не типично грейзеновые месторождения, а рудоносные тела слюдяно-флюоритовых метасоматитов (Вознесенское рудное поле в Приморье, Лост-Ривер на Аляске и др.).

Наибольшее промышленное значение имеют штокверковые месторождения, развивающиеся обычно в породах кровли над слепыми куполами гранитов, и жильные, локализующиеся как в породах экзоконтакта, так и в самих гранитах.

Для жильного выполнения и околорудных метасоматитов характерно преобладание минералов грейзенового парагенезиса — кварца, слюд, топаза, флюорита. Однако в зависимости от состава вмещающих пород рудные тела в верхних частях в зоне экзоконтакта интрузий могут сопровождаться породами типа березитов, кварц-серицит-хлоритовых метасоматитов, а в нижних частях (в гранитах, гнейсах) — зонами микроклинизированных и альбитизированных пород. Может быть отмечена также определенная зависимость менаду внутренними и внешними зонами фаций грейзенов по вертикали рудных тел: чем больше отношение их мощностей, тем более высокий срез рудного тела исследуется.

Помимо монометальных оловянных месторождений широко развиты месторождения с комплексным составом руд: Sn—W, Sn—Nb—Ta и др. В большинстве случаев отмечается прямая зональность со сменой п направлении от периферии к центру рудного поля (в плане) и от поверхности на глубину (в разрезе) вольфрамовой минерализации существенно оловянной. Вертикальный «размах» промышленного оруденения обычно но превышает 200—350 м.

Более подробная и разносторонняя характеристика минерализации данного типа имеется в опубликованных совместно с Д.В. Рундквистом работах.

Касситерит-силикатная турмалин-хлоритовая формация (Г). В месторождениях этой формации, развитых главным образом в восточных районах бывш. СССР, заключена большая часть разведанных запасов олова. Руды содержат 0,8—1,5% Sn, обогатимость их составляет около 65—75%. К данному формационному типу относятся главные оловорудные районы страны — Комсомольский, Арму-Иманский, Кавалеровский, Певекский и др., а из зарубежных — месторождения Корнуолла (Великобритания), из которых добыто около 1 млн. т олова.

Месторождения отчетливо контролируются зонами развития позднегеосинклинальных впадин и прогибов, наложенных на породы складчатого основания или краевые части срединных массивов и блоки фундамента. В пределах таких прогибов, выполненных вулканогенными и вулканогенно-терригенными молассовыми формациями, месторождения ассоциируют с многофазными вулкано-плутоническими комплексами субвулканических гранитоидов, для поздних фаз которых характерно проявление ультракислых и субщелочных гранитов, а также даек различного состава.

Месторождения представлены жильными и жильно-прожилковыми минерализованными зонами значительной протяженности, реже штокверками. В жильном парагенезисе и околорудных метасоматитах преобладающим развитием пользуются кварц, железистые турмалин и хлорит, серицит. Продуктивной ассоциацией, которой предшествует обычно кварц-турмалиновая, является кварц-касситеритовая; стадия отложения сульфидов проявляется позднее.

Из рудных минералов помимо преобладающего касситерита, образующего длиннопризматические кристаллы или радиально-лучистые и колломорфные агрегаты, в подчиненном количестве присутствуют вольфрамит и шеелит, а также разнообразные сульфиды. Для касситерита характерно повышенное содержание индия и цезия и низкое ниобия и тантала.

Касситерит-сульфидная пропилитовая формация (Д). Распространена наиболее широко в пределах Боливийского оловорудного пояса, где насчитывается несколько сотен месторождений и рудопроявлений этой формации, наиболее крупными из которых являются Потоси (с запасами 280 тыс. т Sn), Льяльягуа (160 тыс. т), Маракокадла, Оруро, Уауни. В бывш. СССР примерами таких месторождений могут служить Синанчинское и Смирновское в Приморье, Хетинское на Северо-Востоке, Мушистон, Курган в Средней Азии и др. Месторождения данной формации по особенностям состава, строения и геологической обстановке проявления но многом близки к месторождениям предыдущего типа, что в ряде случаев затрудняет их диагностику. Основные различия заключаются в следующем.

1. В данном случае характерны не гипабиссальные, а субвулканические уровни формирования, что находит отражение в тесной пространственной и временной связи месторождений с эффузивами и их туфами, экструзиям и дайками андезитов, дацитов, риолитов, порфиритов и др.

2. Устанавливается резкое преобладание в рудах сульфидов, в зависимости от состава которых выделяются два типа месторождений: колчеданно-сульфидные (арсенопирит-пирротиновые, пирротин-пиритовые, пирит-халькопиритовые) и сульфосольно-сульфидные (преимущественно галенит-сфалеритовые). Специфика месторождений заключается не столько в широком распространении в них сульфидов, сколько в наличии сложных сульфосолей (джемсонита, буланжерита и др.), в том числе сульфостаннатов (тиллит). Кроме того, касситерит в данном случае отлагается совместно с главной массой сульфидов, а не предшествует им, как в месторождениях касситерит-силикатного формационного типа.

3. Рудные тела, представленные минерализованными зонами прожилкования и дробления, а также жилами, сопровождаются околорудными зонами пропилитизированных, хлоритизированных, окварцованных и альбитизированных пород. Турмалинизация не характерна.

4. Отмечаются многометальный состав руд (Sn, Ag, Au, Sb, Bi, W, Cu и др.) и случаи как прямой, так и обратной вертикальной зональности.

Касситерит-риолитовая аргиллизитовая формация (E). Проявляется в связи с экструзиями и покровами риолитов, реже дацитов, вблизи центров излияния которых и располагаются месторождения. Глубина формирования оруденения оценивается в несколько сотен метров.

Промышленные месторождения этого типа, запасы олова в которых составляют несколько десятков тысяч тонн, развиты в Мексике. Известны они также в США, Боливии, Японии. В бывш. СССР отдельные месторождения установлены на Малом Хингане (Джалиндинское), Северо-Востоке (Таловское), Чукотке, не имеющие в настоящее время практического значения.

Выделяются два типа оруденения, соответствующие отмеченным в табл. 20 субформациям. Месторождения первого типа образованы сетью прожилков, приуроченных к зонам брекчирования в эффузивах. По сгущению прожилков выделяются отдельные рудные зоны, протяженностью до 1—2 км, выдерживающиеся на глубину до первых десятков метров. Касситерит, представленный тонкокристаллическими или колломорфными агрегатами «деревянистого» олова, развивается в ассоциации с гематитом (спекуляритом), халцедоном, топазом, флюоритом, карбонатами и глинистыми минералами. Сульфиды не характерны. Риолиты в пределах прожилковых зон интенсивно аргиллизированы, серицитизированы, окварцованы. Типичным примером может служить Джалиндинское месторождение.

Оруденение второго типа представлено рассеянной вкрапленностью касситерита в риолитах. Минерализация в данном случае не обнаруживает связи с жерловыми фациями риолитов и имеет площадной характер распространения, что указывает на возможность установления в нем значительных запасов легкообогатимых руд, выгодных для разработки при низких содержаниях (0,1—0,3% Sn).

Кaccитeрит-сулъфидно-кварцитовая скарноидная формация (Ж). Выделена во многом условно и объединяет оловорудные проявления, общей особенностью которых является развитие касситерита в различной степени метаморфизовашшх и метасоматически измененных горизонтах пород обычпо докембрийского и раннепалеозойского возраста вне видимой связи с гранитоидным магматизмом. Устанавливается целый ряд признаков метаморфогенной природы образования таких проявлений, возникших за счет перераспределения олова, содержавшегося в метаморфизуемых толщах.

Примеры стратиформной минерализации этого типа известны в Рудных горах, Бразилии, Канаде, США, Тасмании, Лаосе, Мадагаскаре, Алжире и др. В бывш. СССР они установлены в докембрийских гранито-гнейсовых толщах Балтийского и Украинского кристаллических щитов, в Енисейском кряжо, среди докембрий-раннепалеозойских вулканогенно-кремнисто-терригенных толщ в Западном Прибалхашье.

Рудные тела представлены зонам импрегнации или линзообразными обособлениями касситерита, располагающимися согласно со сланцеватостью разнообразных метаморфических пород — кристаллических сланцев, гнейсов с прослоями амфиболитов и кварцитов. На месторождении Ново-Место-Герчин рассеянная касситерит-сульфидная минерализация контролируется горизонтом хлоритовых сланцев протяженностью 12—15 км. Нa месторождении Ипамери в Бразилии, за 8 лет эксплуатации которого было добыто 1,5 тыс. т олова при содержании в рудных телах 1,8—2,2% Sn, линзообразные оловоносные тела располагаются в горизонте слюдяных сланцев, участвующих в строении толщи метаморфических пород. Стратиформное оловоколчеданное оруденение выявлено в Западном Прибалхашье. Месторождение Такырное представлено серией пластовых рудных тел, расположенных на контакте полимиктовых песчаников с углистыми сланцами и алевролитами нижнего палеозоя. Общая протяженность рудной зоны составляет 12 км. Олово в рудах находится в форме касситерита и станнина, содержание его варьирует от сотых долей до 1%. Стратиформный характер касситеритового оруденения установлен также на ряде месторождений Рудных гор (Златы Копец в Чехии, Брейтенбрун в ГДР и др.).





Яндекс.Метрика