Закономерности размещения молибденовых штокверковых месторождений


Месторождения молибденовых и молибденсодержащих руд широко распространены во многих регионах мира. За рубежом наиболее локализованные скопления молибденовых и молибденово-медных руд главных промышленных типов сосредоточены в американской части Тихоокеанского пояса. Район с крупнейшими в мире месторождениями собственно молибденовых руд — Клаймакс, Гендерсон и др. — находится на территории США, в восточном обрамлении плато Колорадо. Молибден как сопутствующий минерал широко распространен в медно-порфировых месторождениях Медного пояса Аризоны, расположенного вдоль юго-западного обрамления плато Колорадо. Попутно с медью молибден добывается здесь из многих крупных меднопорфировых месторождений. Именно эти два района обеспечивают США первое место среди капиталистических стран по запасам и добыче молибдена.

Вторая крупная молибденоворудная провинция расположена на территории Канады — в Британской Колумбии, где молибденовые, молибденовомедные и молибденово-вольфрамовые месторождения встречаются в пределах одних и тех же структурно-металлогенических зон — Межгорного и Внутреннего поясов. Молибденово-вольфрамовые месторождения имеют по сравнению с двумя первыми группами подчиненное значение в добыче молибдена. Именно благодаря открытию в последние годы большого числа молибденово-медных и молибденовых месторождений двух главных промышленных типов Канада вышла на второе место среди капиталистических стран по запасам и добыче молибдена.

В Южной Америке молибден добывают в основном из руд медно-порфировых месторождений.

В Средиземноморском поясе масштабы проявления молибденовой минерализации резко уступают Тихоокеанскому. Молибден концентрируется здесь главным образом в рудах медно-порфировых месторождений. Кроме известных на Кавказе месторождений к ним относятся Майданпек, Медет в Болгарии, Сар-Чешме в Иране и др., из части которых молибден извлекается попутно с медью.

Собственно молибденовое штокверковое месторождение с бедными рудами Мачкатица; молибденово-медные и молибденовые жильные месторождения проявлены на территории Болгарии (Россенское рудное поле), Ирана и других стран.

Следует также отметить крупные проявления молибдена, связанные с медно-порфировыми месторождениями Монголии — Эрдэнитуин-Обо и Цаган-Субарга и др. Интересные штокверковые месторождения молибдена известны в Китае — Циндуйчет, Ченцоло, Янцзячжанцзы и др.

Молибденовые месторождения образовывались в широком диапазоне времени: от протерозоя до неогена включительно. Ho крупные промышленные концентрации молибденовых штокверковых руд возникли в две главные эпохи: юрскую и палеоген-неогеновую с максимумом проявления в последней. При этом интересно отметить, что в тех регионах, где совместно проявляются молибденово-медные и молибденовые месторождения, устанавливается закономерная смена во времени молибденово-медного оруденения собственно молибденовым. В США, например, возраст молибденовых месторождений (Клаймакс, Гендерсон, Квеста и др.) 18—32, молибденово-медных порфировых 50—70 млн. лет. В Канадских Кордильерах, где выявлено два этапа молибденово-медного и молибденового оруденения, как в раннем этапе, так и в позднем молибденово-медное оруденение проявляется раньше молибденового: соответственно 165—200 и 140 млн. лет для раннего этапа (Эндако и др.) и 60—70 и 55 млн. лет для позднего. Однако непосредственно в пределах месторождений молибденовая стадия, как правило, предшествует медной.

Структурное положение. Рудные зоны, районы, узлы с месторождениями собственно молибденовых штокверковых руд приурочены в региональном плане к зонам тектоно-магматической активизации, проявляющейся в пределах древних платформ (их краевых и внутренних частей), срединных массивов, геоантиклинальных поднятий, областей ранее завершенной складчатости (Северо-Американская, Корейско-Китайская платформы, срединный массив Парселл в Британской Колумбии, Восточное Забайкалье).

В результате процессов тектоно-магматической активизации консолидированные области расчленялись серией глубинных разломов на отдельные тектонические блоки, испытывавшие в последующем дифференцированные вертикальные перемещения. При этом молибденовые месторождения возникали преимущественно в приподнятых блоках, где проявляются гранитоидные интрузии определенных формаций. Особенно благоприятны при этом унаследованные поднятия — блоки, испытывавшие воздымание в течение длительного времени, иногда нескольких геологических эпох с многократно проявлявшимся разновозрастным гранитоидным магматизмом, завершившимся на поздних этапах образованием пород гранодиорит-гранитовой формации.

В пределах блоков распределение рудных зон, узлов, полей и непосредственно месторождений находится в прямой зависимости от линейных разрывных структур разных порядков и участков их пересечений.

Рудоконтролирующими могут быть как зоны тектонических нарушений, согласные с общим простиранием региональных структур, так и поперечные и кососекущие, расположенные под углом к этим структурам. Системы поперечных нарушений часто представлены крупными линеаментами древнего заложения, неоднократно подновлявшимися в более поздние эпохи. В ряде случаев зоны не выражены на поверхности, а устанавливаются лишь по геофизическим данным. В областях завершенной складчатости рудоконтролирующие разломы могут быть приурочены к осевым зонам геоантиклинальных поднятий.

Из рудоконтролирующих нарушений наиболее благоприятными для оруденения являются участки двойных и более сложных пересечений, в которых возникают зоны повышенной проницаемости, контролирующие как размещение магматических тел, в том числе даек, так и оруденения. Системы разрывных нарушений определяют особенности размещения, форму, глубину залегания магматических тел.

Непосредственно в пределах рудных полей для локализации оруденения важное значение имеют системы более мелких трещин второго и третьего порядков, мелкие сколовые нарушения, участки их пересечения с контактовыми поверхностями интрузивных тел разных фаз, зоны брекчирования.

Морфология и размеры рудных штокверков определяются системами трещиноватости, возникающими в эндо-экзоконтактовых зонах при застывании интрузий. Системы таких трещин часто развиваются грубо параллельно контакту штоков и зависят от формы, глубины залегания и особенностей строения интрузивов.

Важными рудоконтролирующими структурами являются также тела взрывных брекчий, ноля развития даек, в том числе послерудных.

Рассмотренные выше закономерности отчетливо проявляются практически во всех известных рудных районах и областях с молибденовым оруденением. Наиболее наглядно влияние факторов структурного и тектонического контроля можно проиллюстрировать на примере месторождения Клаймакс. Во-первых, в районе Клаймакса в течение длительного времени (большей части палеозоя, мезозоя и последующих эпох) проявлялась тенденция к воздыманию. Это нашло отражение в редуцированной мощности здесь многих толщ осадочных и вулканогенных пород палеозоя по сравнению с аналогичными распространенными к югу и западу от Клаймакса, а также в отсутствии мезозойских и более поздних отложений. Во-вторых, эта область находится на пересечении трех крупных тектонических зон — Передового хребта, Уинты и Порфирового пояса. Определяющее рудоконтролирующее значение для локализации оруденения имел региональный прослеживающийся на многие километры к северу и югу от Клаймакса разлом Москито, отделивший толщу докембрийских пород на востоке от области развития палеозойских осадочных толщ на западе. Все перечисленные факторы способствовали в совокупности интенсивному проявлению здесь интрузивного магматизма и связанного с ним оруденения.

Для молибденоносных районов Британской Колумбии подчеркивается другая закономерность: расположение крупных молибденовых месторождений разного возраста (Эндако, Молибден Британской Колумбии, Гласир-Галч и др.) под углом к направлению региональных тектонических структур.

Молибденовые месторождения Восточного Забайкалья находятся в участках земной Коры, испытывавших, как отмечает В.Т. Покалов, поднятие с самого начала тектоно-магматической активизации- Большинство месторождений размещается здесь в пределах двух поднятий: Шилко-Олекминского (рис. 34) и Шахтаминского. Такие примеры можно было бы продолжить.

Взаимосвязь с формациями. Для молибденовых месторождений характерна четко устанавливаемая взаимосвязь оруденения с рудоносными формациями — магматическими и гидротермально-метасоматическими.

С одной и той же магматической формацией связаны близкие по составу группы месторождений, представленные несколькими рудными формациями. Например, с граноднорит-гранитовой формацией — молибденовые месторождения штокверковых руд, сопровождаемые гумбеитами, или молибденовые руды скарновой формации, а также молибден-полиметаллические кварцевые жилы, сопровождаемые березит-аргиллизитовыми изменениями.

С одной и той же метасоматической формацией (или ассоциацией формаций) могут встречаться разные но составу типы оруденения, проявляющиеся в связи с различными магматическими формациями. Например, с рудоносной скарновой формацией связаны месторождения всех трех групп: молибденовомедные, молибденовые и молибденово-вольфрамовые. Каждая рудная формация возникает при этом только при вполне определенных сочетаниях первичных магматических и вторичных гидротермально-метасоматических формаций. что и дает возможность при наличии благоприятных структурных условий прогнозировать эти формации.

При изменении состава пород, слагающих ряды магматических формаций, меняется соответственно и связанное с ними оруденение. Одна из наиболее важных практических закономерностей проявляется в том, что крупные месторождения образуются в связи с главным звеном ряда пород данной формации: молибденово-медные порфировые — с диоритами и гранодиоритами, молибденовые — с гранитами и т. д.

Ниже подробнее рассмотрим факторы магматического контроля для штокверковых молибденовых месторождений. Как уже отмечалось, эти месторождения обнаруживают повсеместно тесную пространственную и генетическую связь с породами гранодиорит-гранитовой формации (рис. 34), слагающими в одних случаях крупные плутоны, в других — более мелкие штокообразные тела среди вмещающих толщ, образованные, как правило, породам двух-трех самостоятельных фаз (рис. 35 и 36). Эта магматическая формация характеризуется сравнительно простым составом слагающих ее пород, изменяющихся от габбро-диоритов, распространенных обычно в периферических частях массивов, через гранодиориты в промежуточных зонах до гранитов или лейкократовых гранитов в центре массивов. Средний состав пород близок к гранодиоритам. Породы характеризуются повышенной щелочностью по сравнению со стандартными типами главным образом за счет K2O, иногда Na2O при развитии гибридных разностей в приконтактовых зонах.

Крупные месторождения монометальных молибденовых руд образуются в районах с интенсивно проявленной магматической деятельностью. В пределах таких районов оруденение приурочено к многофазным интрузивным массивам, сформировавшимся при многократном проявлении близкого по составу гранитоидного магматизма. Например, шток Клаймакс сложен риолит-порфирами, аплит-порфирами, порфировидными гранитами и др. Многократное внедрение порфировых интрузий близкого состава характерно для месторождения Урад-Гендерсон (рис. 36).

Во времени молибденовое оруденение тесно связано с внедрением порфировых интрузий поздних фаз и может проявляться как с каждой из этих фаз, так и только с одной из них. В штоке Клаймакс, например, выделяют четыре самостоятельные фазы, с тремя из которых связана штокверковая молибденовая минерализация, сконцентрированная в обособленных рудных телах (рис. 35).

Пространственно оруденение также сопряжено с порфировыми интрузиями — штоками, дайкообразными телами, иногда с апофизами залегающих на глубине более крупных тел и локализуется в их эндо-экзоконтакто-вых частях или приурочено к полям развития даек.

При рассмотрении рядов магматических образований всех трех групп молибденовых месторождений с позиции эволюционного анализа можно проследить гомодромную направленность в изменении состава пород магматических формаций и связанного с ними оруденения с переходом от ряда пород габбро-диорит-гранодиоритовой формации с сопутствующим им молибденово-медным оруденением через ряды пород гранодиорит-гранитовой формации с молибденовым оруденением и далее к породам гранит-лейкогранит-аляскитовой формации с молибденово-вольфрамовым оруденением. Для этого направленного ряда устанавливаются некоторые закономерности: чем больше пестрота состава магматических пород, тем более разнообразна по составу возникающая в связи с ними минерализация; чем полнее проявлены начальные члены ряда, тем руды богаче медью; чем шире распространены кислые конечные члены ряда, тем руды богаче молибденом и др.

Таким образом, изучение факторов магматического контроля позволяет проследить целостный природный ряд пород с закономерной сменой магматических и рудных формаций.

Особенности состава вмещающих пород. Анализ имеющегося материала свидетельствует о том, что типичные штокверковые месторождения молибдена возникают там и только там, где рассмотренные выше ряды магматических пород со свойственной им гомодромной направленностью развития, с тенденцией к возрастанию щелочности в породах поздних фаз проявляются в блоках кислых и средних алюмосиликатных пород, таких как:

— докембрийские кристаллические толщи — граниты, гнейсы, сланцы (Клаймакс, Урад, Бис-Бен в США);

— метаморфические и более ранние по времени образования интрузивные породы — амфиболовые и биотитовые гнейсы и граниты, гранодиориты (Восточное Забайкалье);

— аргиллитовые и граувакковые толщи (месторождения Британской Колумбии).

Таким образом, характерной обстановкой, определяющей развитие молибденовых месторождений, является кислая алюмосиликатная среда, что существенно отличает их от молибденово-медных порфировых месторождений, типичные представители которых возникают в районах с широким развитием вулканогенных толщ преимущественно среднего состава — андезитах или в их интрузивных аналогах — диоритах, гранодиоритах и др. Следует обратить внимание на тот факт, что указанные породы имеют наиболее высокие кларки концентраций молибдена: кислые гранитоиды — 1,15*10в-4, глинистые сланцы — 2,3*10в-4, пелитовые осадки — 2,7*10в-4.





Яндекс.Метрика