Железо


Железо является одним из наиболее распространенных в природе металлов. Промышленные концентрации его всего лишь в 6—10 раз превышают кларковые и образуются в самых различных геологических условиях. Решающим фактором для оценки качества железных руд является, однако, не так содержание в них железа, как минеральный состав. От него зависит способ дальнейшей переработки руд, что в свою очередь влияет на экономические показатели и оценку месторождений.

Разведанные запасы железных руд в бывш. СССР составляют 187,2 млрд. т, что приближается к общим запасам всех капиталистических и развивающихся стран (228 млрд. т). Принимая во внимание темпы развития металлургической промышленности, разведанные запасы бывш. СССР могли бы обеспечить потребность нашего народного хозяйства почти на 75 лет. Однако за этой обобщающей цифрой скрывается положение, которое не может быть признано удовлетворительным, так как, во-первых, существенная часть (около 22%) всех запасов представлена рудами, требующим сложных систем обогащения, и, во-вторых, подавляющая часть (почти 60%) разведанных запасов сосредоточена в европейской части бывш. СССР, причем и в ее пределах распределена неравномерно. Урал с его развитой металлургической промышленностью собственными запасами не обеспечен. Громадные территории восточных районов страны, несмотря на открытие и разведку в последние годы большого количества месторождений, обладают за вычетом Казахстана запасами, составляющими около 10% общесоюзных.

Дальние перевозки руды, естественно, вызывают удорожание стоимости выплавляемого чугуна. Достаточно сослаться при этом на пример Западно-Сибирского металлургического комбината, который работает в основном на рудах Коршуновского месторождения, находящегося на расстоянии от него около 2 тыс. км. Хотя отпускная цепа 62%-ного коршуновского концентрата и невысока (11,3 руб. за т), себестоимость его для комбината (франко-завод) с учетом транспортировки возрастает в 2 раза. В сходном положении находятся заводы Южного Урала, например Орско-Халиловский. покрывающий дефицит местного железорудного сырья за счет перевозок из района KMA (2,5 тыс. км). Из сказанного ясна необходимость расширения и изменения географии железорудной базы, и в первую очередь — в азиатской части бывш. СССР, в том числе для проектируемых Восточно-Сибирского и Дальневосточного металлургических комбинатов.

В металлургической промышленности идет неуклонное наращивание производительности отдельных доменных печей и их количества на заводах. В настоящее время уже построено несколько печей объемом 3000—3500 м3, в Кривом Роге действует печь объемом 5000 м3, а для Череповецкого завода проектируется домна объемом 5500 м3. Металлургические заводы с подобными печами имеют производительность около 10 млн. т чугуна и потребляют в год сырой руды около 30 млн. т. Обеспечение такого завода с разных рудников вызывает сложности в технологическом процессе, усложняет и удорожает производство. Оборудование небольших (с запасами первые сотни миллионов тонн) рудников нерентабельно, так как они оказываются выработанными раньше амортизационного срока. Поэтому для расширения железорудной базы желательно выявление крупных месторождений, с запасами 0,5—1 млрд. т и более, находящихся в благоприятных горно-технических условиях (глубина залегания, обводненность и т. д.).

Современное развитие технологии обогащения позволяет вовлекать в эксплуатацию руды со все меньшими содержаниями железа, в отдельных случаях до 16% (Качканар), однако это касается преимущественно магнетитовых руд, поскольку прямая магнитная сепарация до сих пор является более простой и производительной, чем флотационно-гравитационная, а восстановительный обжиг требует значительных дополнительных расходов топлива.

Таким образом, задача укрепления железорудной базы перечисленными дополнительными условиями сужается до задачи обнаружения крупных (0,5 млрд. т и более) месторождений магнетитовых (или других, но не требующих обогащения) руд в первую очередь к востоку от Урала, и притом в районах, не слишком удаленных от существующих, строящихся или проектируемых транспортных магистралей и металлургических заводов.





Яндекс.Метрика