Ремонт валов и подшипников


Ремонт валов. Местные повреждения валов от ударов устраняют путем очистки и опиловки поврежденных мест. Для устранения овала или задира на шейке вала это место протачивают на токарном станке и шлифуют. При наличии изломов или трещин в шейке вала не ответственного назначения ремонт его производят посредством скрепления бандажом, который надевают на вал в горячем состоянии. Толщину бандажа доводят до размера, равного половине ширины шейки вала.

В случае прогиба валов производят правку их путем нагрева, при помощи скоб и траверс, наклепом. Прогибы валов до 0,5 мм устраняют проточкой их на токарном станке.

Правка валов путем нагрева. Вал укладывают в подшипники прогибом вверх и плотно обкладывают мокрым асбестовым листом, оставляя в месте наибольшего прогиба открытый участок длиной 1,2 и шириной 0,3 Диаметра вала. Этот участок вала равномерно и быстро нагревают при помощи газовой горелки до температуры 500—550° (слабое темно-красное каление). Нагретый участок закрывают на 15 мин. асбестом, а затем нагрев повторяют несколько раз до полного выправления вала.

Правка валов при помощи скоб и траверсы. Вал устанавливают в токарном станке прогибом вниз и навешивают на него скобы с траверсой и нажимным винтом с накладкой (рис. 46). Винт устанавливают под наибольшим прогибом и, нажимая винтом на накладку, производят правку вала. При больших прогибах вал при правке значительно удлиняется, поэтому один конец его зажимается в патроне станка, другой — пропускается через люнет.
Ремонт валов и подшипников

Правка валов наклепом. Вал поворачивают прогибом вниз и один конец его закрепляют хомутом или укладывают в подшипник, а другой оставляют на весу и на него подвешивают небольшой груз. Под наибольшим прогибом вала устанавливают жесткую опору с деревянной прокладкой. Затем производят наклеп, нанося удары молотом по чекану, пригнанному к поверхности вала (шириной 30 мм и толщиной 20 мм). Чекан перемещают поочередно в обе стороны от центра прогиба на расстоянии около 1/3 окружности вала. После правки вала наклепом производят местный отжиг его, нагревая вал при помощи горелок до температуры 150°.

Ремонт шариковых и роликовых подшипников. Подшипники приходят в негодность вследствие износа рабочих поверхностей обойм, шариков, роликов и сепараторов.

Шариковые подшипники с изношенными обоймами и шариками реставрируют следующими способами:

- подбирают обоймы и шарики из нескольких разобранных подшипников;

- шлифуют беговые дорожки на обоймах и подбирают к ним шарики увеличенных размеров.

Роликовые подшипники с цилиндрическими роликами ремонтируют путем изготовления новой внутренней обоймы и подбора к ней одинаковых по размерам роликов. Обычно обоймы вытачивают из старых валов. Выточенную обойму закаливают и затем шлифуют. В случае непригодности старого сепаратора изготовляют новый. Кольца сепараторов вытачивают на токарном станке, гнезда в них для роликов и отверстия для стоек, соединяющих кольца, просверливают при помощи специальных шаблонов.

Роликовые подшипники с коническими роликами чаще всего приходят в негодность вследствие износа сепараторов, при этом уменьшается ширина их перегородок. Сепараторы реставрируют следующими способами:

- проковывают перегородки в холодном состоянии на специальной оправке легкими ударами молотка, что дает возможность увеличить ширину перегородок на 0,5—1,0 мм;

- восстанавливают изношенные стороны перегородок газопламенной наплавкой металла;

- производят холодную обсадку изношенных сепараторов с помощью специального штампа на внутренней обойме.

Демонтаж подшипников, установленных с натягом, производят при помощи пресса или винтовых приспособлений (рис. 47). Предварительно внутреннее кольцо подшипника, для лучшего снятия его с вала, подогревают горячим маслом.

Монтаж подшипников. Посадку колец подшипников выполняют с натягом или с зазором, посадку на вал производят с допусками по системе отверстия, а в корпус — по системе вала.

Если подшипник служит опорой вращающемуся валу (например, приводному валу ленточного конвейера), то посадку внутреннего кольца подшипника на вал выполняют с натягом, а посадку наружного кольца в корпус — с зазором. Для подшипников, вращающихся на валу (например, подшипников в роликоопорах ленточного конвейера) посадку внутреннего кольца на вал выполняют с зазором, а в корпус — с натягом.

Посадку подшипников с натягом производят при помощи пресса или специальных приспособлений: медной выколотки, монтажных труб из мягкой стали или меди, стаканов и др. (рис. 48—51). Подшипники малых и средних размеров перед посадкой на вал предварительно нагревают в масляной ванные до температуры 90°.

На длинных валах, устанавливаемых на двух и более подшипниках, лишь один из них закрепляют в осевом направлении, остальные подшипники должны допускать свободное перемещение наружного кольца при температурном изменении длины вала.

Ремонт вкладышей и втулок подшипников скольжения производят при возникноРис. 47. Приспособления для снятия с вала шариковых и роликовых подшипников
Если подшипник служит опорой вращающемуся валу (например, приводному валу ленточного конвейера), то посадку внутреннего кольца подшипника на вал выполняют с натягом, а посадку наружного кольца в корпус — с зазором. Для подшипников, вращающихся на валу (например, подшипников в роликоопорах ленточного конвейера) посадку внутреннего кольца на вал выполняют с зазором, а в корпус — с натягом.

Посадку подшипников с натягом производят при помощи пресса или специальных приспособлений: медной выколотки, монтажных труб из мягкой стали или меди, стаканов и др. (рис. 48—51). Подшипники малых и средних размеров перед посадкой на вал предварительно нагревают в масляной ванные до температуры 90°.
вении в их баббитовом слое коротких трещин или вмятин. Поврежденные участки вкладыша или втулки предварительно зачищают, а затем пропаивают баббитом той же марки, какую имеет баббит тела вкладыша (втулки).

При отслоении баббита от тела вкладыша (втулки) или наличии диаметрального зазора между валом и вкладышем (втулкой), превышающего допустимые пределы (табл. 50), производят замену вкладыша или перезаливку в нем баббита. Диаметральный зазор определяют при помощи свинцовой проволоки, которую обжимают между шейкой вала и разъемом вкладыша; полученный оттиск замеряют микрометром. Зазоры во втулках определяют при помощи щупа.


Перезаливку баббита во вкладышах подшипников производят следующим образом:

- выплавляют из вкладыша старый баббит при помощи паяльной лампы или газовой горелки и очищают поверхность вкладыша от грязи и масла;

- протравливают поверхность вкладыша в 10—15%-ном растворе серной или соляной кислоты, нагретом до температуры 40—60°, в течение 5—10 мин. и промывают ее горячей водой;

- обезжиривают поверхность вкладыша, погружая его на 8—15 мин. в 10—15%-ный раствор едкого натра или кали, либо в 10%-ный раствор кальцинированной соды, нагретый до температуры 90°, и вновь промывают горячей водой;

- лудят поверхность вкладыша;

- укладывают обработанный вкладыш в форму, нагретую до 270°, и заливают расплавленным баббитом2.

После заливки, вкладышей баббитом их растачивают и пришабривают по валу, проверяя шабровку краской. Пятна касания краски, нанесенной на вал, должны отпечатываться не менее чем на 2/3 поверхности вкладыша. Шейка вала .должна соприкасаться с нижним вкладышем по всей его длине на части окружности, соответствующей центральному углу 60°. Между верхним вкладышем и шейкой вала должен выдерживаться зазор, равный примерно 0,001 диаметра шейки.





Яндекс.Метрика