11.09.2021

Русская православная старообрядческая церковь в Румынии


Русская Православная старообрядческая Церковь в Румынии (рум. Biserica Ortodoxă Rusă de Rit Vechi din România, также Белокриницкая митрополия) — юридически и канонически независимое религиозное объединение, состоящее из староверов поповцев, принимающих окормление Белокриницкой иерархии; рассматривает себя как продолжение исторической русской православной церкви, существовавшей до реформ патриарха Никона; не находится в молитвенно-евхаристическом общении с другими церквами, за исключением Русской православной старообрядческой церкви.

В литературе встречаются именования РПСЦ(Р): Белокриницкое согласие, Белокриницкая (австрийская) иерархия — по названию монастыря в Белой Кринице на северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи.

Современная иерархия РПСЦ(Р) возникла в 1846 году, когда было восстановлено епископское возглавление церковной иерархии.

История Церкви

Русская православная старообрядческая церковь в Румынии полагает всю историю Русской Церкви до 1653 года своей историей.

Митрополит Амвросий

В царствование Николая I положение старообрядчества изменилось в худшую сторону: правительством были приняты меры по искоренению бегствующего старообрядческого священства. В ответ на гонения в старообрядческой среде родилась идея учреждения старообрядческой епископской кафедры за пределами России.

В 1846 году находившийся в Белокриницком монастыре (в середине XIX века село Белая Криница, по-румынски Fântâna Albă, относилось к Австрийской империи (впоследствии Австро-Венгрия), затем — к Румынии, а в результате Второй мировой войны окончательно перешло к Украине, при этом митрополичья кафедра была перенесена в Брэила в Румынии) бывший Босно-Сараевский митрополит грек Амвросий Паппа-Георгополи (1791—1863; 12 сентября 1840 года был отозван в Константинополь Патриархом Анфимом IV ввиду опасений, вызванных жалобой митрополита на притеснения населения от местных турецких чиновников; ранее, в том же году, он поддержал восстание боснийцев против оттоманского правителя в Сараево) в обмен на назначенное ему содержание согласился присоединиться к старообрядчеству по второму чину (чрез «перемазание») и совершил ряд хиротоний для беглопоповцев. Таким образом, в Белой Кринице было положено начало старообрядческой иерархии, и ряд новопрославленных архиереев и иереев появился в пределах Российской империи. Некоторые обвиняют Амвросия в единоличном рукоположении епископов, что противоречит букве закона 1-го апостольского правила, но примером совершения и одобрения такого действия в экстремальных обстоятельствах послужили многие святые, в числе которых Свт.Стефан Сурожский, Иоанн Златоуст и Афанасий Великий.

В 1853 году была создана Московская старообрядческая архиепископия вблизи Рогожского старообрядческого кладбища, ставшая вторым центром белокриничан и распространившая свою юрисдикцию на всю территорию Российской империи. Белокриницкая же митрополия объединила в своей юрисдикции русских старообрядцев, проживавших в пределах Австро-Венгрии (Буковина), Румынии (Нижнее Подунавье и Добруджа) и Османской империи (близ озера Майнас в Турции). До 1941 года духовный центр митрополии находился в буковинском селе Белая Криница, после чего был перемещён в румынский город Брэила.

С 1860-х годов влияние Белокриницкой митрополии на церковно-иерархические дела старообрядчества в России заметно уменьшилось, ведущую роль в истории согласия начала играть российская иерархия во главе с архиепископом Антонием (Шутовым).

К 1900 году вне границ России того времени старообрядцы белокриницкого согласия (липоване) проживали в Австро-Венгрии (Буковина), Румынии (Нижнее Подунавье и Добруджа) и Османской империи (близ озера Майнос в Турции). Их духовно-административным центром была митрополия в Белой Кринице, не имевшая иерархической власти над старообрядцами России.

Во время Первой мировой войны, когда русские войска подошли к Белой Кринице, митрополит Макарий (Лобов) был арестован австрийскими властями. Вскоре митрополита освободила наступавшая русская армия, 12 февраля 1915 года с разрешения военных властей он приехал в Москву и жил в России почти год, совершая богослужения в старообрядческих храмах Москвы, Подмосковья и Петрограда. 24 апреля 1915 года скончался Московский архиепископ Иоанн (Картушин), и на соборе, обсуждавшем кандидатуру нового предстоятеля, был поднят вопрос о том, чтобы Белокриницкий митрополит остался в Москве и возглавил старообрядцев России. По сути это была инициатива создания единого духовного центра Белокриницкой иерархии путём переноса митрополии из Белой Криницы в Москву. Однако представители московских общин выступили против учреждения митрополии в Москве в то время, а митрополит Макарий отказался остаться в России.

В 1930-е годы в Румынской Православной церкви наблюдались гонения на старостильников, что затронуло и старообрядцев, ряду их храмов угрожало закрытие. В этой связи на Белокриницком Соборе 1936 года было решено ходатайствовать перед правительством о легализации старообрядцев.

В 1944 году советские войска освободили Украину, Бессарабию, Буковину и перешли довоенную границу СССР. Белая Криница вновь оказалась на территории Советского Союза. После окончания войны Белокриницкая митрополичья кафедра была перенесена из Белой Криницы в г. Браилов (Брэила), сохранив прежнее название, а проживавшие в Бессарабии (на 1946 год — 22 общины и 1 монастырь) и Северной Буковине старообрядцы вошли в состав Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия на территории СССР, возглавляемой архиепископом Иринархом. При этом женский Куничский Казанский монастырь в Молдавии оказался единственным старообрядческим монастырем в Советском Союзе. На территории же Румынии в послевоенные годы имелось 40 приходов и 4 монастыря (2 мужских и 2 женских) Белокриницкой митрополии.

В мае 1947 года румынское правительство утвердило написанный Ф. Е. Мельниковым статут церкви, таким образом, старообрядческая церковь в Румынии была официально признана и утверждена.

В связи с продолжающимся на протяжении последних лет (с 2006 года) противостоянием Белокриницкой и Московской митрополий Русской православной старообрядческой церкви, архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан митрополит Леонтий (Изот) на основании решений Великого Освящённого Собора Белокриницкой митрополии, проходившего в румынском городе Браила 28 октября 2010 года, направил митрополиту Московскому и всея Руси Корнилию (Титову) письмо, в котором пригласил всех российских иерархов прибыть на Освящённый Собор в Белую Криницу, запланированный на 18 ноября 2010 года.

В 2013 году произошло потепление отношений с РПСЦ.

Современное состояние

По некоторым оценкам, в настоящее время паства Русской православной старообрядческой церкви в Румынии насчитывает порядка 20 тысяч старообрядцев, проживающих в Румынии, а также 15 тысяч — во всём остальном мире (США, Канада, Австралия, Европа).

Высший орган управления — Освящённый Собор Русской православной старообрядческой церкви, собирающийся ежегодно с широким участием священнослужителей всех уровней, монашествующих и мирян.

Иерархия митрополии состоит из шести архиереев во главе с митрополитом Белокриницким Леонтием (Изотом) (с 1996 года).

В юрисдикции РПСЦ(Р) действуют следующие епархии:

  • Белокриницкая епархия — митрополит Леонтий (Изот)
    • Браильское викариатство — епископ Геннадий (Тимофеи)
  • Тульчинская епархия — епископ Паисий (Халким)
  • Славская епархия — архиепископ Флавиан (Федя)
  • Буковино-Молдавская епархия — архиепископ Нафанаил (Иким)
  • Епархия США, Канады и Австралии — епископ Софроний (Липали)
Упразднённые епархии
  • Измаильская епархия
  • Васлуйская епархия
  • Зугдидская епархия
  • Тыргу-Фрумосская епархия

Предстоятели

  • Амвросий (Паппа-Георгополи) (28 октября 1846 — декабрь 1847)
  • Кирилл (Тимофеев) (4 января 1849 — 2 декабря 1873)
  • Афанасий (Макуров) (9 мая 1874 — 1 октября 1905)
  • Макарий (Лобов) (10 сентября 1906 — 2 января 1921)
  • Никодим (Федотов) (24 сентября 1924 — 15 октября 1926)
  • Пафнутий (Федосеев) (8 июня 1928 — 8 апреля 1939)
  • Силуян (Кравцов) (9 июля 1939 — 5 января 1941)
  • Иннокентий (Усов) (10 мая 1941 — 16 февраля 1942)
  • Тихон (Качалкин) (12 апреля 1942 — 4 марта 1968)
  • Иоасаф (Тимофей) (15 декабря 1968 — 16 февраля 1985)
  • Тимон (Гаврилов) (1 июня 1985 — 8 августа 1996)
  • Леонтий (Изот) (с 27 октября 1996)





Яндекс.Метрика