03.09.2021

Ексапостиларий


Ексапостиларий (также экзапостиларий греч. ἐξαποστειλάριον; от греч. ἐξαποστέλλω — посылаю) или Светилен (греч. φωταγωγικά от греч. φωτός — свет + греч. ἄγω — вести, приводить) — в Православии песнопение, которое поётся на утрени по 9-й песни канона и малой ектении, а в воскресные дни — по пении «Свят Господь Бог наш».

Краткая характеристика

Термин «ексапостиларий» происходит от того, что в ексапостиларии содержится просьба ко Христу прийти на помощь молящимся, то есть послать свою силу и благодать грешным людям. В Константинопольской Церкви для пения ексапостилария когда-то высылали только одного певца на середину храма.

Термин «светилен» происходит от содержания светильнов: в них говорится о Христе, которого называют светом, и содержится просьба прийти в души молящихся и освятить их Собою, то есть послать духовный разум, увидеть свои грехи, дать силы для борьбы с немощами и пороками. Символически время пения светильна в древности приходился в предрассветный час, когда в данной местности небо уже светлело от появления зари.

Наиболее известен пасхальный ексапостиларий:

Древнегреческий оригинал текста:

Σαρκὶ ὑπνώσας ὡς θνητός, ὁ Βασιλεὺς καὶ Κύριος, τριήμερος ἐξανέστης, Ἀδὰμ ἐγείρας ἐκ φθορᾶς, καὶ καταργήσας θάνατον, Πάσχα τῆς ἀφθαρσίας, τοῦ κόσμου σωτήριον.

Большинство праздничных светильнов (ексапостилариев) помещаются в Минее (и иногда в Триоди) на ряду сразу после канона утрени. Если праздник пришёлся на воскресение, то, обычно, сначала читается воскресный эксапостиларий, затем «Слава…», праздничный светилен, «И ныне…», Богородичен.

Ексапостиларии Октоиха

Седмичные эксапостиларии

Поются (обычно читаются) на вседневной утрени. Их содержание соотносится с особой памятью каждого дня седмицы. Они также находятся в одном из приложений Октоиха и в Типиконе (глава 55), и после каждого из них читается Богородичен:

Воскресные ексапостиларии

Помещены в приложениях Октоиха и в Типиконе (глава 54). Их всего 11, каждый из которых кратко повествует о содержании одного из одиннадцати воскресных утренних Евангелий, читаемых на полиелее воскресного всенощного бдения. После каждого ексапостилария следует Богородичен, а за ним печатается текст утренней стихиры, которая поётся в конце хвалительных стихир, или перед Первым часом. Первые 8 стихир поются на глас с первого по восьмой по порядку.

Великопостные светильны гласа

Находятся в приложении Триоди постной, в приложении Октоиха и в Типиконе (глава 58) сразу после Троичных песен.

  • Чтец, в зависимости от текущего гласа Октоиха, произносит необходимый светилен только чуть больше половины:
  • Хор допевает следующий припев:
  • Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.» и снова повторяет светилен до половины.
  • Хор теперь поёт:
  • Чтец произносит: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь.» и в третий раз повторяет светилен до половины.
  • Хор на этот раз завершает:

При исполнении светильна 6-го гласа: сначала чтец возглашает укороченные до последней запятой припевы, а хор каждый раз допевает к ним светилен.






Яндекс.Метрика