18.08.2021

Крымские татары в СССР


Крымские татары в Советском Союзе — часть граждан в СССР, которые являются этническими крымскими татарами или происходят от них. До депортации 1944 года основная часть проживавшая исключительно в Крыму, позже в Средней Азии Советского Союза.

История

Период образования СССР

Первыми попытками к установлению Советской Власти в Крыму были в 1918 году при попытки создания Таврической Советской Республики. Одним из первых большевиков-крымских татар был Исмаил Фирдевс, занимавший ведущие посты в Крыму после Октябрьской революции. Один из главных борцов за установление советской власти в Крыму. В январе 1918 года принимал активное участие в установлении советской власти в Крыму, фактически став противником Крымской Народной Республики и Курултая. Но при ССРТ значительное большинство крымских татар поддерживало КНР. А большую часть лидеров ССРТ в 1918 году были расстреляны крымскотатарскими националистами под Алуштой.

Крымская ССР и Крымская АССР

В апреле 1919 году в Симферополе была провозглашена новая Советская Социалистическая Республика в Крыму. Из числа руководящих должностей были также крымские татары: И. Ибраимов (наркомюст), С. Идрисов (наркомзем), С. Меметов (наркоминдел) и другие.

В октябре 1921 года была образована Крымская Автономная Социалистическая Советская Республика.

В первые годы советской власти получили распространение идеи коренизации, призванной сгладить противоречия между центральной властью и населением национальных республик СССР. Коренизация выражалась в подготовке и продвижении на руководящие должности представителей национальных меньшинств, создании национально-территориальных автономий, внедрении языков национальных меньшинств в делопроизводство, в образование, поощрении издания СМИ на местных языках. Государственными языками стали крымскотатарский и русский, причем крымскотатарский был записан в конституции первым.

Герб Крымской АССР на крымскотатарском и русском

В статье «К провозглашению Крымской республики», опубликованной 25 октября 1921 года в газете Народного комиссариата РСФСР по делам национальностей «Жизнь национальностей», утверждалось, что вопрос о создании национальной автономии в Крыму решался в условиях горячих споров, в ходе которых многие выступали за придание полуострову статуса области, однако в итоге было решено, «что заинтересованность всей Федерации в Крыму может иметь свои положительные результаты лишь в попутном удовлетворении насущных нужд местного коренного населения». «Нельзя было оставить без внимания то важное обстоятельство, что самая компактная часть крымской деревни — татары, составляющие вместе с немногочисленным пролетариатом городов базу Советской Власти в Крыму, в течение долгих лет подвергались физической и культурной деградации, благодаря тем экономическим условиям, в которые они были поставлены старым режимом», — говорилось в ней. Исходя из этого, Центральная Советская власть для «вызова полного доверия со стороны коренного населения» и «непосредственной помощи и участия последнего в деле нового советского строительства» приняла решение о предоставлении ему «широких прав, которые позволили бы ему с достаточной свободой и гибкостью решительно приступить к разрешению ряда остро стоящих вопросов». Крымская республика была охарактеризована в статье как «закрепление максимума автономных прав и инициатив для широких трудовых масс коренного населения в деле их культурного и экономического возрождения».

Коренными национальностями в Крыму советской властью были признаны два народа: крымские татары и караимы. При этом в Крымской АССР был решён вопрос самоуправления всех крупных этнических групп полуострова в пределах их компактного расселения путём создания национальных районов и сельсоветов. В 1930-е годы из 20 районов Крыма 6 были национальными крымскотатарскими (Фоти-Сальский, Бахчисарайский, Балаклавский, Ялтинский, Алуштинский и Судакский), 2 — немецкими (Биюк-Онларский и Тельмановский), 2 — еврейскими (Фрайдорфский и Лариндорфский) и 1 — украинским (Ичкинский).

В 1937 году Малая Советская Энциклопедия писала в статье «Крымская АССР»: «Крым превращён в передовую индустриально-аграрную национальную республику».

Национальный характер автономных республик также отмечался и в других изданиях, к примеру в Большой Советской Энциклопедии:

  • «Автономная советская социалистическая республика, самоуправляющаяся национально-территориальная единица. Республиканская автономия есть форма политического самоуправления для тех наций Советского Союза, которые, в отличие от наций, организованных в автономные области, находятся на более высокой ступени, по своей численности и культурному уровню, но которые, тем не менее, ещё не настолько значительны, чтобы образовать Союзную республику как часть СССР. Сообразно с этим строятся юридические формы А. р.»
  • «Автономная республика, автономная советская социалистическая республика (АССР), советское социалистическое национальное государство, входящее в состав союзной республики и осуществляющее государственную власть вне пределов компетенции союзной республики на автономных началах».

5 мая 1929 года была принята новая Конституция, согласно которой название автономии было изменено на Крымская Автономная Социалистическая Советская Республика.

Таким образом можно отметить, что права крымскотатарского народа были достаточно высокими в период существования Крымской АССР.

Голод 1921—1923

12 мая 1922 года за подписью Гавена и председателя крымскотатарской беспартийной конференции О. Дерен-Айерлы Азербайджанскому СНК была отправлена телеграмма: «В Крыму голодают более 400 000 человек, то есть более 60 % всего крымского населения. О голода погибло уже более 75 000 человек, в том числе больше 50 000 [крымских] татар. Более одной пятой всего татарского населения погибло от голода».

Голод сильнее поразил горные и предгорные районы, среди населения которых доминировали татары, которые имели минимальные участки земли и не вели зернового хозяйства. Последствия голода сказывались еще не один год, и окончательно были преодолены лишь в конце 1920-х годов.

Террор в отношении крымскотатарской интеллигенции

С конца 1920-х годах молодая крымскотатарская интеллигенция, в том числе и партийная, стала объектом жестоких репрессий в рамках борьбы с так называемым «национально-демократическим уклоном». В течение 1930-х годах в советской национальной политике все более укреплялись унитарно-централизаторские тенденции, подавлявшие самостоятельное национально-культурное развитие всех народов страны.

Если в начале 1920-х годах Гонениям подвергались представители так называемой традиционалистской интеллигенции, связанной с исламом и воспитанной на просветительских идеях И. Гаспринского, то в 1928—1930 годах. Волна репрессий прокатилась по всей старой интеллигенции, участникам революции и гражданской войны . Почти все они были арестованы и репрессированы. Архивные источники свидетельствуют, что во время этих репрессий пострадали по меньшей мере 3500 крымских татар.

В марте 1938 года в Крыму было расстрелено порядка 60 человек из которых было 38 крымскотатарских имен национальной интеллигенции.

В списке присутствовали: Асан Сабри Айвазов, Осман Нури Акчокраклы, Усеин Абдурефиевич Баданинский, Абдул Керим Джемалединов, Абдулла Лятиф-заде, Ильяс Умерович Тархан, Сервер Курт Сеит Трупчу, Сеит Джелил Хаттатов, Умер Ипчи и др.

Период Великой отечественной войны

Участие крымских татар в борьбе с нацистами и их союзниками

В рядах Красной Армии в годы Великой Отечественной войны проходили службу более 35 тысяч крымских татар из Крыма, а всего воевало 60 тысяч крымских татар. Более полутора тысяч крымских татар были офицерами, в том числе 97 женщин. Согласно Национальному движению крымских татар, в Красной Армии воевало 100 638 крымских татар, 16 713 участвовало в партизанском движении и ещё 7 727 участвовало в подпольных организациях, патриотических группах, поддерживало связь и помогало им. Каждый третий из воевавших крымских татар погиб на поле боя. За боевые заслуги в Великой Отечественной войне шестеро крымских татар (Тейфук Абдуль, Узеир Абдураманов, Абдураим Решидов, Фетислям Абилов, Сейтнафе Сейтвелиев, Амет-хан Султан) были удостоены звания Героя Советского Союза, ещё 18 были представлены к званию. Пятеро (Сеит-Неби Абдураманов, Насибулла Велиляев, Бахий Сеттаров, Абдулла Умеров и Сабри Афузов) стали полными кавалерами ордена Славы.

Известны имена двух генералов из числа крымских татар: Исмаил Булатов и Абляким Гафаров.

1 сентября 2014 года указом президента Российской Федерации В. В. Путина, «за героизм, мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны», посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации погибшей в начале 1944 года разведчице Алиме Абденановой. В рядах польской Гвардии Людовой сражался бежавший из плена Умер Акмолла Адаманов («Мишка-татар»), посмертно награждённый орденом «Крест Грюнвальда» 3-й степени.

Самым известным летчиком из крымских татар (по матери) и дагестанцев (по отцу) стал Амет-хан Султан, дважды удостоенный звания Героя Советского Союза. Кроме 49 побед в воздухе Амет-хан Султан прославился и воздушным тараном. После войны он стал одним из ведущих лётчиков-испытателей, испытывавшим самолёты Су-7, Су-9 и Ту-16.

Ещё одним известным лётчиком-истребителем Великой Отечественной войны из крымских татар был полковник Эмир Усеин Чалбаш: после войны — лётчик-испытатель I класса, автор мемуаров «Сковать боем! Советские асы против Люфтваффе».

Коллаборационизм во Второй мировой войне

Считается, что около 10 % крымских татар так или иначе принимали участие в борьбе с советскими партизанами, а также — поступили на службу в германские военные и полицейские подразделения. Существенный процент из их числа согласились на сотрудничество с нацистами добровольно. При этом пропорциональная доля сотрудничающих с немцами среди крымских татар оказалась значительно выше, чем аналогичные пропорции, рассчитанные для русских и украинских коллаборационистов.

Депортация

Сразу после освобождения Крыма от нацистов, в мая 1944 года была произведена депортация крымскотатарского народа. Официально депортация обосновывалась фактами участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне нацистской Германии во время Великой Отечественной войны, и сотрудничества с оккупационными властями, хотя международное право не предусматривало коллективной ответственности народа за действия, совершаемые отдельными лицами

Самое тяжёлое испытание для крымскотатарского народа произошло во время масштабного голода в СССР 1946—1947 годов, во время которого погибло, по оценке М. Эллмана, около 1,5 миллиона человек, из которых до 16 тысяч крымских татар. Хотя в общем числе граждан СССР погибших от голода крымских татар было невелико, но для небольшого народа это были колоссальные потери. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 %, по оценкам различных советских официальных органов, до 46 %, по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших в 1960-е годы сведения о погибших. В «Обращении крымскотатарского народа», называется цифра погибших татар — 46 % от всего населения.

С момента депортации по 1956 года, крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах. Все спецпереселенцы были поставлены на учёт и были обязаны регистрироваться в комендатурах. Постановлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1947 г. и Указом Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 г. положение спецпереселенцев было ужесточено: переезд в другой район мог быть разрешён лишь при наличии «вызова» от близких родственников; за несанкционированный выход за пределы разрешённого места поселения угрожало наказание в виде пятидневного ареста, а повторное нарушение рассматривалось как побег с места ссылки и наказывалось 20 годами каторги.

В 1967 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму», который п.1 снял все санкции против крымских татар и даже дал осуждающую оценку предыдущих законодательных актов как «огульных обвинений … необоснованно отнесенных ко всему татарскому населению Крыма». Однако п.2 этого же Указа фактически идет ссылка на существовавший в СССР паспортный режим привязывающий крымских татар к месту прописки к вновь возведенным домам на выданным им земельным участкам преимущественно в Узбекской ССР. Напомним, что по Постановлению № 5859-сс Правительство СССР выдало крымским татарам в Узбекской ССР бесплатно земельные участки и предоставило строительные материалы для возведения новых домов, а также ссуду в 5000 рублей на такое строительство. Поэтому с точки зрения Правительства СССР крымские татары как получившие данное имущество должны были проживать в этих домах в Узбекской ССР, где и прописаны. Также в СССР существовали ограничения на смену места работы в другом регионе по трудовому законодательству в том числе из-за места прописки. Поэтому крымские татары несмотря на полноту прав как граждан СССР фактически не могли вернуться в Крым, так как не могли получить жильё и работу в Крыму.

Послевоенный период

Проект коренизации крымских татар в Узбекистане

В конце 1970-х годов и предусматривал переселение крымских татар из различных областей Узбекской ССР в Мубарекский и Бахористанский районы Кашкадарьинской области и создание там национальной автономии. Предложен, по одной версии, Комитетом государственной безопасности СССР, по другой — ЦК Компартии Узбекистана с одобрения высшего руководства страны. Реализация проекта началась в 1978 году, но окончилась неудачей из-за сопротивления крымскотатарского народа. После смерти Сталина была организована комиссия под председательством А. И. Микояна по возвращению на родину и восстановлению государственности необоснованно выселенных народностей; исключением стали крымские татары и немцы Поволжья. Микоян в своих мемуарах про причины отказа от возвращения крымских татар в Крым утверждал следующее:

Главная причина, почему не была восстановлена Крымско-Татарская автономная республика, заключалась в следующем: территория ее была заселена другими народами, и при возвращении татар пришлось бы очень много людей снова переселять. Кроме того, крымские татары были близки к казахским татарам, да и к узбекам. Они хорошо устроились в новых районах, и Хрущев не видел смысла вновь их переселять, тем более что Крым вошел в состав Украины. — Анастас Микоян

В 1967 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму», который снял все санкции против крымских татар. Однако существовавший паспортный режим фактически привязывал крымских татар к месту прописки в домах на земельных участках, выделенных им при депортации. На протяжении 1960-х-70-х годов многие крымские татары, несмотря на противодействие властей, пытались поселиться в Крыму, и нескольким тысячам это удалось.

Национальное движение крымских татар

Национальное движение крымских татар, сформировавшееся во второй половине 1950-х годов (после XX съезда КПСС) как движение репрессированного народа, подвергшегося в сталинский период насильственной депортации и моральному унижению. Основные требования активистов движения включали в себя восстановление автономии, возвращение народа на свою историческую родину, компенсацию утраченного в результате депортации.

Истоки движения восходят к первому послевоенному десятилетию. В 1950-е — 1960-е годы среди его лидеров были партийные работники, ветераны войны, участники партизанского движения в Крыму.

Наивысшего пика движение достигло в 1960-х годах, после чего было подавлено, возродилось в годы перестройки и достигло ощутимых политических результатов в начале 1990-х годов.

Движение имело большой опыт подпольной борьбы, противодействия советским и партийным структурам (в Узбекистане, Таджикистане, Краснодарском крае, непосредственно в Крыму), опыт организованных массовых выступлений и столкновений с правоохранительными органами, применявшими силовые методы (разгоны митингов, избиения демонстрантов, аресты активистов, судебное преследование).

Крымскотатарское национальное движение характеризовалось массовостью и организованностью, радикализмом, чёткой политической направленностью, пафосом идеи национальной государственности, сочетанием определённой этнической самоизоляции с установками широкой экстерриториальности и возрождением идей пантюркистской и панисламистской общности и солидарности. Национальное движение крымскотатарского народа, в отличие от многих других национальных движений СССР, получило широкое международное признание.

Крымский референдум 1991 года

Референдум о государственном и правовом статусе Крыма состоялся 20 января 1991 года. Толчком к проведению референдума о статусе полуострова послужил процесс суверенизации Украины и возвращение из депортации крымских татар.

В середине 1989 года в газете «Крымская правда» вышла статья «Региональный хозрасчёт и автономия» в которой делался вывод о том, что «для успешного внедрения регионального хозрасчёта и превращения Крыма во всесоюзную здравницу было бы целесообразно преобразовать область в автономную республику».

Постановление Верховного Совета СССР 28 ноября 1989 года «О выводах и предложениях комиссий по проблемам советских немцев и крымско-татарского народа» указывало на то, что «Восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путём образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму».

В январе 1991 года был проведен и объявлен результат 93% выступило за воссоздание автономного статуса полуострова. Явка на референдуме составила 81 % населения. В референдуме приняло участие лишь 3 тысячи крымских татар. 22 марта 1991 года совет народных депутатов был преобразован в Верховный Совет Крыма.

Организация крымскотатарского национального движения не признала результатов референдума, выступив с заявлением о том, что русскоязычное население Крыма большинством голосов не может определять государственный статус национальной территории. В июне 1991 года Курултай крымскотатарского народа принял декларацию «О национальном суверенитете крымскотатарского народа», в которой Крым был заявлен как национальная территория крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение.

Культура крымских татар в СССР

Крымскотатарский язык в СССР

В Крымской АССР в 1921—1945 гг. крымскотатарский язык был, наравне с русским, государственным языком, на котором в обязательном порядке публиковались законы и велось судопроизводство в центральных судебных органах. Этот статус крымскотатарского языка и его использование в государственной символике (гербе и флаге) был зафиксирован в Конституции Крымской АССР 1937 г.

До депортации крымских татар в Крыму были 371 крымскотатарских школа. Подготовку педагогических кадров вели Симферопольский педагогический институт, Ялтинский татарский педагогический техникум, Бахчисарайская учительская татарская школа.

После депортации крымскотатарского народа все школы и факультеты крымскотатарского языка были полностью упразднены.

Крымскотатарский театр

С 1922 года началось бурное развитие Крымскотатарского театра, театроведы называют «Эпохой крымскотатарского ренессанса». Ставились пьессы Шекспира и Мольера, Ипчи и Лятиф-заде, Гольдони и Бомарше, Толстого и Тренёва.В театре работали выдающиеся актёры, режиссёры, драматурги, которые создавали традиции и ту неповторимую национальную театральную школу, которую сегодня продолжает Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр.

Ансамбль Хайтарма

В 1939 при Ялтинской филармонии был создан татарский ансамбль песни и танца. В 1937 году был создан второй ансамбль песни и танца при Доме народного творчества, художественным руководителем стал Ильяс Бахшиш, музыкальным руководителем Яя Шерфединов, а балетмейстером Усеин Баккал. В марте 1939 году эти два ансамбля объединили при Крымской Государственной филармонии г. Симферополь с целью подготовки дней культуры Крыма в Москве.

В мае 1944 года в результате сталинской депортации крымских татар ансамбль прекратил свое существование. В 1957 году ансамбль был возрожден при ордена Трудового красного знамени государственной филармонии им. Кари-Якубова, г. Ташкент, Узбекской ССР. Так как в названии было запрещено использовать слово «крымскотатарский», ансамбль был назван в честь одноимённого крымскотатарского народного танца.






Яндекс.Метрика