17.07.2021

Локи (сериал)


«Локи» (англ. Loki) — американский сериал, созданный Майклом Уолдроном для стримингового сервиса Disney+ и основанный на одноимённом персонаже из Marvel Comics. Его действие происходит в Кинематографической вселенной Marvel (КВМ) и он напрямую связан с фильмами франшизы. События сериала разворачиваются после фильма «Мстители: Финал» (2019), где альтернативная версия Локи создала новую временную линию. Производством «Локи» занималась Marvel Studios. Главным сценаристом сериала выступил Майкл Уолдрон, а режиссёром первого сезона стала Кейт Херрон.

Том Хиддлстон вновь исполняет роль Локи из серии фильмов. Также одну из главных ролей исполняет Оуэн Уилсон. К сентябрю 2018 года Marvel Studios разрабатывала несколько мини-сериалов для Disney+, сосредоточенных на второстепенных персонажах из фильмов КВМ, среди которых был сериал про Локи. Этот мини-сериал был подтверждён в ноябре 2019 года, так же как и участие Хиддлстона. В феврале 2019 года был нанят Уолдрон, а Херрон присоединилась в августе этого же года. Съёмки начались в январе 2020 года в Атланте, Джорджия, но были приостановлены в марте 2020 года из-за пандемии COVID-19. Производство возобновилось в сентябре 2020 года и завершилось в декабре.

Премьера «Локи» состоялась 9 июня 2021 года, и первый сезон состоит из шести эпизодов. Он является частью Четвёртой фазы КВМ. Первый сезон получил высокую оценку от критиков, похваливших актёрскую игру и визуальные решения. Второй сезон находится в разработке.

Сюжет

Сразу же после кражи Тессеракта в фильме «Мстители: Финал» (2019) альтернативная версия Локи попадает в «Управление временными изменениями» (УВИ), бюрократическую организацию, которая существует вне пространства и времени. Богу обмана предстоит ответить за свои преступления против времени и перед ним встаёт выбор: подвергнуться стиранию из реальности или помочь УВИ в борьбе со своей альтернативной версией.

Актёры и персонажи

  • Том Хиддлстон — Локи:
    Сводный брат Тора и бог хитрости, основанный на одноимённом божестве из скандинавской мифологии. Это альтернативный «вариант» Локи, который создал новую временную линию в фильме «Мстители: Финал», начиная с 2012 года. Из-за этого он не прошёл через события фильмов «Тор 2: Царство тьмы» (2013) и Тор: Рагнарёк (2017), которые «изменили» ранее подлого персонажа перед его смертью в фильме «Мстители: Война бесконечности» (2018). Главный сценарист Майкл Уолдрон сравнил Локи с соучредителем Apple Inc. Стивом Джобсом, поскольку они оба были усыновлены и любят контролировать ситуацию. Хиддлстон выразил заинтересованность в возвращении к этой роли, чтобы исследовать способности Локи, особенно способность менять облик, которая напрямую связана с исследованием идентичности в сериале. Управление временными изменениями обозначило пол Локи в сериале как «флюидный», ссылаясь на гендерную нейтральность персонажа в Marvel Comics, аспект, который ранее обсуждался о Локи в КВМ, учитывая его способность менять внешность. Уолдрон сказал, что ему известно, что многие люди отождествляют себя с Локи, потому что персонаж является гендерно-флюидным, и «жаждут этого представления», и он усердно работал над этим аспектом персонажа. Сериал также раскрывает, что Локи является бисексуалом, что делает его первым крупным персонажем-квиром в КВМ. Сериал исследует больше магических способностей Локи, такие как телекинез и магические взрывы.
    • Хиддлстон также исполняет роль Президента Локи, другого варианта Локи, который командует армией и не ладит с Ребёнком Локи. Хиддлстон назвал Президента Локи «худшим из плохой компании», описав его как «наименее уязвимого, самого автократичного и ужасно амбициозного персонажа, который, кажется, не испытывает сочувствия или заботы о ком-либо ещё».
  • Гугу Мбата-Роу — Равонна Ренслейер:
    Бывший Охотник для УВИ, который поднялся из рядов и стала уважаемой судьей; она наблюдает за расследованием версии Локи. Режиссёр Кейт Херрон сравнила обеих Мбата-Рау и Ренслейер с хамелеонами и сказала, что Ренслейер всегда «пыталась пританцовывать по линии» с Мобиусом, будучи одновременно его начальником и его другом. Херрон добавил, что Мбата-Рау принесла тепло в Ренслейер, а также передавала её боль. «Локи» исследует происхождение Ренслейер, которое предшествовало появлению персонажа в комиксах, и Мбата-Роу наслаждалась возможностью начать «что-то новое» с этим персонажем. Мбата-Роу назвала Ренслейер «невероятно амбициозной» и чувствовала, что между ней и Локи произошло «полное столкновение личностей». Она продолжила, сказав, что у Ренслейер «многое сидит на плечах» и ей приходится делать «морально неоднозначные выборы», что заставляет персонажа хранить секреты и наращивать слои. Уолдрон чувствовал, что у Ренслейер были «задатки очень сложного злодея».
    • Мбата-Роу также исполняет роль Ребекки Турминет, заместителя директора школы во Фримонте, Огайо, в 2018 году. Для Мбата-Роу было «сногсшибательным» узнать то, что в разное время существовали разные варианты Ренслейер.
  • Вунми Мосаку — Охотник B-15:
    Высокопоставленный охотник из УВИ, полная решимости остановить Варианта, который убивал отряды минитменов. Мосаку назвала B-15 «офигенной» верной фанаткой УВИ, с сильной привязанностью к хранителям времени, которых она считает богами. Мосаку привлекала честность B-15 и её способность быть самой собой, отметив: «У неё нет никакого социального этикета, проходящего через неё и её взаимодействия. То, что она чувствует и и что она думает — это то, что вы видите и что вы получаете». Охотник B-15 изначально был написан как персонаж мужского пола, но его изменили после прослушивания Мосаку; она указала, что пол персонажа не изменил сути типа персонажа, которым должна была стать B-15.
  • Юджин Кордеро — Кейси: Секретарь УВИ. Кордеро также играет Охотника K-5E в новом УВИ, показанном в конце сезона.
  • Тара Стронг — Мисс Минуты: Мультяшные антропоморфные часы-талисман УВИ. Стронг озвучивает Мисс Минуты с «южным протяжным акцентом», что, по мнению Херрон, было представлением Уолдрона, так как он с Юга США. После того, как её создали исключительно для того, чтобы представить УВИ, сценаристы нашли больше способов включить Мисс Минуты в сериал, так как они посчитали её забавным персонажем. Её дизайн был вдохновлён котом Феликсом и другими мультфильмами начала 20-го века, причём Херрон назвала Мисс Минуты «персонажем типа кролика Роджера». Стронг чувствовала, что «ужасающая информация», которую Мисс Минуты должна передать, была «идеальным сочетанием того, кем она является», поскольку она сказана «с улыбкой на лице». У Мисс Минуты «защитные» отношения с «Тем, кто остаётся» с сильной верой в то, что она понимает, «насколько важна её роль и насколько она важна для вселенной».
  • Оуэн Уилсон — Мобиус М. Мобиус:
    Агент УВИ, специализирующийся на расследованиях особо опасных преступников во времени. Херрон сравнила Мобиуса с крутым детективом, а Уилсон сравнил его с персонажем Джеком Кейтсом из фильма «48 часов». Президент Marvel Studios Кевин Файги отметил, что персонаж похож на Уилсона в том, что он равнодушен к КВМ; Хиддлстон помог Уилсону подготовиться к роли, объяснив и показав ему моменты из КВМ, которые, по мнению Уилсона, были полезны для него в те моменты, когда Мобиус беседовал с Локи. Уилсон и Хиддлстон рассматривали фильм «Умница Уилл Хантинг» как вдохновение для того, чтобы Мобиус был наставником и терапевтом для Локи, который всё ещё подталкивает его.
  • София Ди Мартино — Сильвия:
    Вариант Локи, которая атакует «Священную Временную линию» и владеет способностью очаровывания. Она не считает себя Локи, используя псевдоним «Сильвия». Хотя Сильвия была вдохновлена Сильвия Лаштон / Чаровницей и Леди Локи из комиксов, она является другим человеком с другой предысторией, отличающейся от этих персонажей, а также от Локи Хиддлстона. Ди Мартино сказала, что Хиддлстон «присматривал» за ней и давал ей советы по поводу того, как играть этого персонажа, в то время как она проводила свои собственные исследования и готовилась к роли. Ди Мартино сохранила свой региональный акцент для Сильвии, чтобы не звучать «слишком шикарно или слишком хорошо», чтобы отразить жизнь, которой жила Сильвия. Хиддлстону показалось, что Ди Мартино включила «определённые характеристики», которые он использует для Локи, чтобы изобразить Сильвию, при этом делая её персонажа «полностью её собственностью». Херрон считала, что то, что Сильвия справлялась со своей болью, поставило её в такое же безвыходное положение, как и Локи в «Торе» (2011). Ди Мартино смотрела боевые сцены в фильме «Взрывная блондинка» (2017), чтобы создать боевой стиль Сильвии, назвав её «уличным бойцом» с более драчливым боевым стилем, по сравнению с «балетным» стилем Локи. Кэйли Флеминг исполняет роль молодой Сильвии.
  • Саша Лэйн — Охотник C-20: Охотник УВИ, похищенная и очарованная Сильвией, чтобы раскрыть местонахождение Хранителей времени.
  • Джек Вил — Ребёнок Локи: Молодой вариант Локи, который создал событие Нексуса, убив Тора, и считает себя королём Пустоты.
  • ДеОбия Опарей — Хвастливый Локи: Вариант Локи, который сильно преувеличивает свои достижения.
  • Ричард Э. Грант — Классический Локи:
    Старый вариант Локи, который инсценировал свою смерть, чтобы избежать смерти от Таноса, и решил прожить свою жизнь в уединении, пока не стал одиноким. Классический Локи обладает способностью создавать более крупные, сложные иллюзии, чем Локи.
  • Джонатан Мэйджорс — «Тот, кто остаётся»:
    Учёный из 31-го века, который создал УВИ, чтобы предотвратить войну мультивселенной между злыми вариантами самого себя. Описывая персонажа как «харизматичного социопата», Уолдрон не хотел, чтобы сериал показывал, насколько злым может быть персонаж, поскольку по большей части «Тот, кто остаётся» пытается убедить всех вокруг, что другие его варианты хуже, чем он сам. Мэйджорс поговорил с Херрон и Marvel Studios о психологии персонажа, поскольку «Тот, кто остаётся» очень долго находился в изоляции, управляя УВИ. Херрон добавила, что они попытались найти «ту тонкую грань между экстравертностью и интровертностью этого персонажа и тем, что он долго жил сам по себе». Мэйджорс использовал свою классическую клоунскую подготовку для этой роли и считал, что в роли «Того, кто остаётся» он улыбался больше, чем в любых из его других ролей вместе взятых.
    • Мэйджорс также озвучил Хранителей времени, поскольку те контролировались «Тем, кто остаётся», что является отсылкой к «Волшебнику страны Оз» Мэйджорсу показали дизайн каждого из Хранителей времени, и он попытался сделать так, чтобы каждый из них звучал по-разному.

Нил Эллис изображает Охотника D-90, в то время как Джейми Александр вернулась с камео Леди Сиф, а Крис Хемсворт озвучивает Тора-лягушку, и они оба в титрах не указаны.

Список серий

Производство

Разработка

К сентябрю 2018 года Marvel Studios разрабатывала несколько мини-сериалов для стримингового сервиса Disney+, которые должны будут быть сосредоточены на второстепенных персонажах из фильмов Кинематографической вселенной Marvel (КВМ), которые не появлялись в своих собственных фильмах, как например Локи; актёры, которые исполняли роли персонажей в фильмах, должны были вернуться к своим ролям в мини-сериалах. Ожидалось, что каждый из сериалов будет состоят из шести-восьми эпизодов, и у них будут «здоровенные бюджеты, сопоставимые с крупными студийными фильмами», а их производством будет заниматься Marvel Studios, а не Marvel Television, которая выпускала предыдущие телесериалы КВМ. Считалось, что президент Marvel Studios Кевин Файги возьмёт на себя «практическую роль» в разработке каждого из мини-сериала, сосредоточившись на «непрерывности истории» с фильмами и «управлении» актёрами, которые вновь будут исполнять свои роли из фильмов. В ноябре гендиректор Disney Боб Айгер подтвердил, что сериал, посвящённый Локи, находится в разработке, и что ожидалось, что Том Хиддлстон вновь исполнит свою роль из серии фильмов.

Ожидалось, что в сериале Локи будет «выскакивать в исторических эпоха на протяжении всей истории человечества как маловероятный фактор влияния на исторические события». Marvel Studios решила снять сериал о Локи из-за его сюжетного потенциала, а также потому, что он прожил больше тысячи лет в фильмах КВМ и мог заполнить пробелы в его различных невидимых приключениях. Сериал также предоставил Marvel Studios возможность больше поработать с Хиддлстоном, исследовать персонажа не в качестве второстепенного персонажа в фильмах и показать, как он строит новые отношения, а не развивает свои отношения с Тором. Это позволило предыдущим появлениям Локи в фильмах сохранить их целостность, поэтому сериалу перечитывать не пришлось эти сюжетные линии.

Хиддлстон считал смерть Локи в фильме «Мстители: Война бесконечности» (2018) эмоциональным завершением сюжетной арки персонажа, хотя он знал, когда он снимал сцену смерти, что у него будет эпизодическая роль в фильме «Мстители: Финал» (2019). В этой сцене из «Финала» версия Локи 2012 года сбегает с Тессерактом, и это не было задумано сценаристами для создания будущего телесериала, поскольку «Локи» тогда не планировался. Хиддлстон не знал, куда Локи отправился с Тессерактом, когда он снимался в сцене в 2017 году, и узнал о планах на «Локи» за шесть недель до выхода «Войны бесконечности». Он держал планы на сериал в секрете до его официального анонса в конце 2018 года, и он с энтузиазмом отнёсся к возможности разными способами менять Локи, взяв более раннюю версию персонажа и столкнув его с новыми, более «грозными» противниками.

В феврале 2019 года в качестве главного сценариста и исполнительного продюсера сериала был нанят Майкл Уолдрон, и он также должен был написать сценарий к первому эпизоду. Уолдрон чувствовал, что сериал был возможностью для «хаоса и веселья», как например соединение Локи с историей Ди Би Купера, и его идея для сериала состояла в том, чтобы создать «большое, сумасшедшее, весёлое путешествие со временем», которое исследует новый уголок КВМ, причём каждый эпизод должен будет делать что-то неожиданное, что «взорвёт» представление зрителей о том, чем является этот сериал. Кейт Херрон, фанатка Локи, подготовила 60-страничный документ для своего выступления, чтобы стать режиссёром сериала, чувствуя, что проявление страсти к персонажу будет отличать её от более опытных режиссёров, которых рассматривали до неё. После разработки своей идеи во время нескольких интервью по Zoom с руководителями Marvel Studios Кевином Райтом и Стивеном Бруссардом, живущую в Лондоне Херрон доставили в Бербанк для встречи с главными руководителями, включая Файги, Викторию Алонсо и Луиса Д’Эспозито. Райт считал, что у задумки Херрон было «полное видение» того, как взять идеи для сериала и превратить их в нечто «совершенно уникальное» для КВМ. В августе 2019 года Файги встретился с Херрон в Лондоне, чтобы предложить ей работу режиссёра сериала. В течение 48 часов она вылетела в Нью-Йорк, чтобы встретиться с Хиддлстоном и обсудить с ним персонажа, а затем отправилась на выставку Disney D23 Expo, где её объявили режиссёром и исполнительным продюсером. После того, как Уолдрон подписал контракт на то, чтобы стать сценаристом фильма «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (2022) в феврале 2020 года, сценаристу Эрику Мартину было поручено заниматься повседневными потребностями сериала, в том числе быть ведущим сценаристом на съёмочной площадке, причём Уолдрон и Мартин позже сотрудничали над любыми переписываниями для сериала. Первый сезон состоит из шести эпизодов, которые длятся по 40-50 минут. Помимо Уолдрона и Херрон, исполнительными продюсерами сериала выступили Файги, Д’Эспозито, Алонсо, Бруссард и Хиддлстон.

Разработка второго сезона началась в ноябре 2020 года, и Уолдрон, как ожидается, снова примет «какое-то участие» к январю 2021 года в рамках общей сделки с Disney. Продюсер Marvel Studios Нейт Мур, который был исполнительным продюсером сериала «Сокол и Зимний солдат», считал, что у «Локи» есть «действительно дерзкие, умные и крутые» сюжетные линии, которые «подходят для нескольких сезонов таким образом, чтобы это не было одноразовым». Второй сезон был официально подтверждён в сцене после титров финальной серии первого сезона. Кейт Херрон рассказала, что не вернётся к режиссуре второго сезона.

Сценарий

Элисса Карасик, Биша К. Али, Эрик Мартин, Том Кауффман и Джесс Дуэк выступили в качестве сценаристов сериала, работая в течение 20 недель над созданием сценариев сериала. Уолдрон счёл этот период сложным, потому что ему также пришлось написать пилотный эпизод, который обычно создаётся в отдельный период разработки, прежде чем нанимаются дополнительные сценаристы, чтобы установить мир сериала, задумывая элементы истории для остальных эпизодов. Действие сериала разворачивается после фильма «Мстители: Финал», в котором Локи украл Тессеракт во время событий 2012 года из фильма «Мстители» (2012), что создало альтернативную временную линию, отличающуюся от событий основных фильмов КВМ. В сериале другая версия Локи путешествует во времени и изменяет человеческую историю, и сериал исследует вопросы «куда переместился Локи, когда он подобрал Тессеракт? Сможет ли Локи когда-нибудь найти себе друга? И воссияет ли вновь солнце над ним?». Исследование альтернативных временных линий и мультивселенной позволило «Локи» представить версии других персонажей КВМ в дополнение к другим версиям Локи. Уолдрон также надеялся исследовать более сложные вопросы персонажа, такие как то, что делает человека «по-настоящему хорошим или по-настоящему плохим» и что делает героя героем или злодея злодеем. Он также добавил, что расположение сериала в альтернативной временной линии означало, что ему не нужно было иметь дело с «непосредственным горем и последствиями» «Финала», и вместо этого он мог «проложить немного нового следа в новый угол КВМ», что отличает его от двух предыдущих сериалов Disney+ «ВандаВижен» и «Сокол и Зимний солдат», действие которых разворачивается вскоре после «Финала».

Часть задумки Уолдрона по исследованию нового уголка КВМ включала в себя введение «Управления временными линиями» (УВИ), организации, которая следит за различными временными линиями Мультивселенной. Файги и Бруссард надеялись ввести УВИ в КВМ в течение многих лет, но подходящая возможность не представлялась до «Локи». Введение УВИ убедило Хиддлстона на создание сериала. Уолдрон чувствовал, что организация была забавной, потому что она представляет что-то «замечательное», как путешествие во времени, как что-то «бездушное» и бюрократическое. Херрон наполнила изображение сериалом УВИ деталями и знаниями из своего времени в качестве временного работника, а сценаристы добавили «забавные расцветы прекращённых вещей» из прошлого, к которым УВИ могло бы получить доступ, например, напитки 1990-х годов, такие как Josta и Boku. Также исследуются иерархия УВИ и её «внутренняя работа», причём в качестве отсылки на иерархию для Херрон послужил фильм «Подручный Хадсакера».

Сценаристы упорно трудились, чтобы продемонстрировать, как путешествия во времени работают в УВИ, чтобы зрители смогли легко понять концепцию и правила, расширяя метод, который был представлен в «Финале». Уолдрон чувствовал, что важно было сделать эту логику герметичной, потому что, будучи еженедельным сериалом, у зрителей будет неделя между каждым эпизодом, чтобы «разобраться во всём». Говоря о местах, посещённых в сериале, Уолдрон надеялся подорвать ожидания зрителей по поводу того, как Локи появлялся в различных монументальных событиях в истории, вместо этого выбрав места, которые зрители знают, «но не знали хорошо, и, возможно, было бы интересно посмотреть».

Уолдрон также чувствовал, изучение точки зрения УВИ на время и реальность поможет изучить борьбу Локи с идентичностью. Он отметил, что персонаж не контролировал себя в ключевых моментах своей жизни на протяжении всех фильмов КВМ, и место УВИ, работающее с разными временными линиями, ещё больше выведет его из зоны комфорта. Уолдрон объяснил, что характер работы, которую делало УВИ, сделал организацию «уникально подходила для того, чтобы показать Локи зеркало и заставить его столкнуться с тем, кто он есть и кем он должен быть». Хиддлстон также чувствовал, что сериал был посвящён идентичности, а также трудностям самопознания и самопринятия, и «интеграции разрозненных фрагментов многих „я“, которыми Локи может быть», и указал на логотип сериала, который показывает название «Локи», которое меняет различные шрифты как указание на это. Кроме того, Хиддлстон верил, что «Локи» рассказывает о ценности времени и о том, чего оно стоит для человека. Бруссард заявил, что помимо путешествий во времени сериал расскажет историю о «человеке в бегах», а Уолдрон добавил, что в сериале будет «неожиданное» качество научной фантастики, которое также исследует таинственные заговоры и искажение реальности. В «Локи» также присутствуют элементы детективного триллера об убийстве. Любовные истории также являются частью сериала, и Уолдрон выделил платоническую историю любви между Локи и Мобиусом, которая похожа на историю между персонажами Карлом Хэнрэтти и Фрэнком Абигнейлом-мл. в фильме «Поймай меня, если сможешь» (2002). В сериале также Локи влюбляется в свой женский вариант, Сильвию. Это была большая часть задумки Уолдрона для сериала, отметив, что они не были уверены, что изображение Локи, влюбившегося в другую версию самого себя, было «слишком сумасшедшим». Далее он отметил, что «Локи» был «в конце концов о любви к себе, саморефлексии и прощении себя», и это «казалось правильным», чтобы сериал стал первой «настоящей историей любви» персонажа.

Уолдрон сказал, что сериал был структурирован как отдельные короткие рассказы, а не как шестичасовой фильм, разделённый на эпизоды, сравнивая свой подход с сериалами «Оставленные» и «Хранители». Сериал «Безумцы» был философским и эстетическим вдохновением для «Локи», поскольку Уолдрон считал, что это хороший пример «богатого изучения персонажа», к чему он стремился в «Локи». Другие вдохновениями стали «Перед рассветом» (1995), «Поймай меня, если сможешь», фильмы Квентина Тарантино, фильмы Дэвида Финчера, такие как «Семь» (1995) и «Зодиак» (2007), «Молчание ягнят» (1991), «История игрушек» (1995), «Армагеддон» (1998), сериал «Остаться в живых» и сериал «Рик и Морти» (где Уолдрон был сценаристом). «Локи» не адаптирует конкретную сюжетную линию из комиксов, несмотря на появление различных отсылок к комиксам. История ребёнка Локи в «Journey into Mystery», написанная Кироном Гилленом, вдохновила Уолдрона, потому что она исследовала человечность персонажа в уязвимом пространстве, которое возможно только с ребёнком (и не обязательно потому, что в сериале есть детская версия Локи).

В ноябре 2019 года Файги заявил, что сериал будет связан с фильмом «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», но до начала премьеры сериала он не подтвердил это или то, будет ли сериал связан с какими-либо другими проектами КВМ. Тем не менее, он сказал, что сериал будет «чрезвычайно важным» и «заложит основу» для будущего КВМ, оказав большее влияние на КВМ, чем «ВандаВижен» или «Сокол и Зимний солдат». Уолдрон отметил, что, как и во всех работах КВМ, цель состояла в том, чтобы у «Локи» были «широкие последствия» по всей франшизе. Он тесно сотрудничал с Джеффом Лавнессом, сценаристом фильма КВМ «Человек-муравей и Оса: Квантомания» (2023), поскольку этот фильм имеет дело с Квантовым миром и тесно связан с мультивселенной. Биша К. Али выступила сценаристкой сериала, прежде чем стать главным сценаристом сериала Marvel Studios «Мисс Марвел» (2021). «Человеком за ширмой» УВИ оказывается «Тот, кто остаётся», роль которого играет Джонатан Мэйджорс, который должен появиться в «Квантомании» в роли Канга Завоевателя, варианта «Того, кто остаётся». «Тот, кто остаётся», который является отдельным персонажем в комиксах, был изменён для КВМ, чтобы он был вариантом Канга. Уолдрон чувствовал, что было «очень логично» вводить Мэйджорса в сериал, так как Канг является «путешествующим во времени, многосторонним противником» и считался «следующим большим злодеем в следующем фильме». Финал первого сезона также готовит почву для событий фильма «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия».

Подбор актёров

После того, как в ноябре 2018 года официально объявили сериал, ожидалось, что Хиддлстон вновь исполнит роль Локи, и его участие было подтверждено в феврале 2019 года председателем Walt Disney Studios Аланом Ф. Хорном. В ноябре 2019 года София Ди Мартино была утверждена на «очень спорную» роль Сильвии, женского варианта Локи. Уолдрон хотел найти актрису на роль, которая соответствовала бы энергии, которую Хиддлстон привнёс в Локи, и описал Ди Мартино как опытную британскую актрису, не очень знакомую американской аудитории, чья предыдущая работа «взорвала его». В январе 2020 года Оуэн Уилсон присоединился к актёрскому составу в качестве «значимого персонажа», которым оказался Мобиус М. Мобиус, а в следующем месяце Гугу Мбата-Роу получила главную женскую роль Равонны Ренслейер, которая также должна быть «значимой».

В марте 2020 года Ричард Э. Грант получил роль Классического Локи в одном эпизоде сериала. В сентябре того же года Джонатан Мэйджорс получил роль Канга Завоевателя в фильме «Человек-муравей и Оса: Квантомания», и он появился в «Локи» в роли его варианта, «Того, кто остаётся». При отборе на роль Уолдрон надеялся найти кого-то «харизматичного и притягательного», кто привлёк бы зрителей этой ролью, как он это делает в сериале с Локи и Сильвией. Хотя этот вариант не является Кангом, Херрон отметила, что сериал «подготавливает почву для [его] будущих прогулок», и назвала «огромной ответственностью и привилегией» представить персонажа. Также выяснилось, что к концу месяца Саша Лэйн получила роль Охотника C-20. В декабре 2020 года Вунми Мосаку получила роль Охотника B-15.

В апреле 2021 года стало известно, что Юджин Кордеро появится в сериале в роли Кейси, а позже в роли Охотника K-5E, в то время как после премьеры сериала стало известно, что актриса озвучивания Тара Стронг озвучивает Мисс Минуты. Стронг, которой пришлось пройти прослушивание на роль, первоначально создала три версии персонажа, чтобы представить творческой команде: одна, где она изобразила персонажа с акцентом, другую, в которой было «чуть больше АИ», и одну, в которой было чуть больше эмоций. Джек Вил и ДеОбия Опарей также появляются в соответствующих ролях Ребёнка Локи и Хвастливого Локи.

К декабрю 2020 года сообщалось, что у Джейми Александр был потенциал исполнить роль Сиф из фильмов про Тора; она появляется в сериале в эпизодической роли, но в титрах не была указана. Крис Хемсворт, который играет Тора в КВМ, также озвучивает Трога, и он тоже в титрах не указан.

Дизайн

Херрон работала с художником по костюмам Кристин Вада, чтобы создать костюмы, которые были «внешним отражением внутренней истории» и отражали бы «износ» на протяжении всего сериала. У Локи есть множество костюмов в сериале, которые отражают его путешествие. Внешность Мобиуса в сериале должна была напоминать редактора Marvel Comics Марка Грунвальда, который был «лучшим экспертом по непрерывности» Marvel; в комиксах каждый член УВИ должен был быть клоном Грунвальда. Херрон поначалу представляла себе Мобиуса неряшливым, но они с Уилсоном решили, что это не сработает. Уилсон вспомнил время, когда он был в «Saturday Night Live» с серебряными волосами, и почувствовал, что это было бы интересным направлением для персонажа; это в конечном итоге стало частью внешнего вида персонажа. Ди Мартино отметила, что «слегка потрёпанный» костюм Сильвии и ободок со сломанным рогом должны были помочь отразить её жизнь, и что ободок и костюм были похожи на дизайн Леди Локи, который появляется в серии комиксов «Loki: Agent of Asgard». Вада добавила скрытые молнии к костюму Ди Мартино, чтобы она могла кормить грудью на съёмочной площадке, так как Ди Мартино начала работать над сериалом через четыре месяца после родов.

Для дизайна УВИ Херрон черпала визуальное вдохновение из фильмов «Метрополис» (1927), «Бегущий по лезвию» (1982) и «Автостопом по галактике» (2005), а также из бруталистской архитектуры юго-восточного Лондона, чтобы смешать со «стилем среднего запада» сериала «Безумцы». Она также обратила внимание на «ретро-футуристические» видеоряды из «Бразилии» (1985). Из комиксов Херрон привлекли «эти удивительные изображения столов, уходящих в бесконечность», чтобы включить их в дизайн УВИ. Мир за пределами офисов УВИ изображён как бесконечный город, вдохновлённый «Метрополисом» и образами бесконечных пространств из комиксов, которым Херрон хотела придать «в некоторым смысле нереальности, [потому что…] он не на планете и там нет солнца». Дизайн финальных титров сериала похож и вдохновлён фильмом «Семь».

Съёмки

Съёмки начались в январе 2020 года на студии Pinewood Atlanta Studios в Атланте, Джорджия, где режиссёром выступила Херрон, а Отем Дюральд Аркапоу выступила в качестве оператора. Первый сезон снимался под рабочими названиями «River Cruise» и «Architect». У Херрон было сильное желание, чтобы «Локи» был любовным письмом к научно-фантастическим фильмам, таким как «Бразилия», «Метрополис», «Автостопом по галактике» и «Чужой» (1979). Она также черпала визуальное вдохновение из сериала «Телепузики» и взяла нуарное качество «Бегущего по лезвию». Она указала на «Парк юрского периода» (1993) в качестве примера «большой научной фантастики с сердцем», к которой стремился сериал. Съёмки проходили в мегаполисе Атланты в течение всего февраля. 14 марта съёмки сериала были приостановлены из-за пандемии COVID-19. Производство возобновилось на студии Pinewood Atlanta Studios в сентябре. К середине ноября оставался примерно ещё один месяц съёмок, и производство было завершено к середине декабря. Отель Atlanta Marriott Marquis был использован в качестве штаб-квартиры Управления временными изменениями. На съёмочной площадке УВИ Аркапоу использовала рабочие матовые лампы накаливания в качестве основного освещения площадки. Другие места в Джорджии, которые были использованы для съёмок, включали карьер в северной Джорджии, который стал шахтёрским городом, и пустой дисконтный магазин, который стал футуристическим супермаркетом Roxxcart. Херрон чувствовал, что Roxxcart, который существует в 2050 году, был забавным способом продолжить тёмное чувства юмора сериала, показав чрезвычайно дорогие продукты в результате инфляции.

Съёмки второго сезона запланированы на январь 2022 года, также под рабочим названием «Architect».

Пост-продакшн

Херрон начала редактировать то, что уже было снято во время остановки производства, что помогло проинформировать её, Мартина и Райта о том, что необходимо будет переработать или добавить, как только съёмки возобновятся, чтобы соответствовать предполагаемому тону сериала. Пол Цукер, Эмма Макклив и Калум Росс выступают в качестве монтажёров. Работа над сериалом была завершена 20 июня 2021 года. Визуальные эффекты были созданы компаниями Cantina Creative, Crafty Apes, Digital Domain, FuseFX, Industrial Light & Magic, Luma Pictures, Method Studios, Rise, Rodeo FX и Trixter.

Музыка

Композитор Натали Холт начала работать над «набором тем» для Локи, Мобиуса, УВИ и Сильвии в августе 2020 года, начав с музыки для финального эпизода и закончив первым эпизодом, что помогло ей создать «план» для её партитуры. Херрон использовала образцы музыки, которые Холт прислала ей до завершения саундтрека, чтобы помочь «сформировать тон» и эмоции сериала. Обе Холт и Херрон были заинтересованы в использовании терменвокса для главной темы сериала, при этом Холт считала, что «характер» инструмента подходит для сериала и партитуры. Чарли Дрейпер играл на терменвоксе при записи музыки, помогая Холт преобразовать партитуру в нижний диапазон низких частот инструмента. Музыка Холт сочетает в себе терменвокс с оркестром (в исполнении Будапештского кинооркестра), аналоговыми синтезаторами, звуками часов и скандинавскими народными инструментами, большая часть которых была создана и внесена удалённо, в то время как Холт работала в своей студии в Лондоне. В партитурах последних двух эпизодов также присутствует хор из 32 человек. Херрон сказала, что музыка Холт для «Локи» была «оперной и смелой», а также «очень многослойной и электронной с тёмной, странной энергией», которая хорошо подходила для персонажа.

Сравнивая Локи с персонажем Макиавелли, Холт хотела, чтобы его тема имела «весомость и классический вес» в дополнение к «звуку космической эры», и влиянием послужил синтезатор Moog Венди Карлос в «Заводном апельсине» (1971), поскольку Холт видела сходство между Локи и главным героем этого фильма Алексом. Холт также хотела «сопоставить» и «соединить» тему Локи с темой УВИ. Звуки часов были включены, поскольку концепция времени занимала центральное место в сериале, и они появляются в теме УВИ, которую Холт хотела сделать «грандиозной, почти как религиозный опыт» с «этими огромными набуханиями струн» и «украшениями и величественными жестами», черпая вдохновение из «Полёта валькирий» Рихарда Вагнера. Тема имеет «слегка зернистый, выцветший [и] винтажный научно-фантастический звук», чтобы отразить аналоговую природу УВИ, и Холт создала «демо-версию с низким уровнем звука» темы, которая в основном состояла из синтезаторов и имела аналоговый звук на плёнке, который был сохранен для начальных титров, в то время как полная оркестровая версия темы использовалась для финальных титров.

Норвежские инструменты, в том числе хардингфеле и струнная никельхарпа, использовались для представления Асгарда и матери Локи, Фригги, а также для темы Сильвии, которую Холт описала как «очень мрачную, оркестровую, движущую и убийственную». Темы Сильвии и Фригги связаны, и Холт хотела «чувствовать это чувство прошлого, чувство истории и эту эмоциональную основу» между ними. Тема Фригги изначально была написана на скрипке, а норвежский игрок Эрик Рюдвалл помог Холт, сыграв тему на хардингфеле и добавив «немного сердца» и народной орнаментации. Для Мобиуса Холт слушала Bon Jovi и другую рок-музыку 1990-х годов, чтобы создать его «звуковую палитру», в то время как тема Ренслейер «похожа на высокий орган» и связана с темой Мобиуса. Тема Охотника B-15 была основана на барабанном ритме, при этом Холт пробовала свой голос в разных слоях, чтобы создать «этот ужасный скользящий звук с этим движущим ритмом под ним».

Marvel Music и Hollywood Records выпустят музыку к сериалу в цифровом виде в двух альбомах: музыка из первых трёх эпизодов выпущена 2 июля 2021 года, а музыка из последних трёх эпизодов будет выпущена 23 июля. Трек из финальных титров под названием «TVA» был выпущен в качестве сингла 11 июня.

Маркетинг

Избранным членам маркетинговой команды Disney был предоставлен доступ к сценариям и информации о сериале, когда он начал сниматься, чтобы начать разработку своей маркетинговой кампании на основе даты её выхода. Асад Аяз, президент по маркетингу Walt Disney Studios, и его команда тесно сотрудничали с Файги, Д’Эспозито, Херрон и Уолдроном, чтобы определить, какая информация будет частью кампании, координируя усилия предыдущих сериалов Disney+, которые выходили до «Локи», чтобы дать им «подходящее время». Реклама сериала, «Сокола и Зимнего солдата» и «ВандаВижена» была показана во время Супербоула LIV. Джулия Александр из The Verge сказала, что отснятый материал «был небогатым», но предложил «достаточно отблесков, чтобы подразнить фанатов». Хейли Фаутч из Collider чувствовала, что из всех рекламных роликов Супербоула, марвеловские «полностью затмили собой всё» и дали «много поводов, чтобы быть в восторге».

Трейлер сериала был выпущен во время Дня инвестора Disney в декабре 2020 года. В Polygon сказали, что «Локи» «наконец-то чувствуется отвязанным от приземлённых подходов ранних фильмов о Торе», и, основываясь на содержании трейлера и учитывая, что сериал имеет дело с альтернативными реальностями, сериал может «объяснить» некоторые явления, как например то, что Локи является Д. Б. Купером, или в нём могут присутствовать миры, где городские легенды, такие как вымышленная игра «Polybius», существуют. Джон Бун из «Entertainment Tonight» назвал трейлер «сумасшедшим первым взглядом». Хоай-Тран Буй из /Film сказала, что сцены в трейлере были «очень интригующими, загадочными вещами», и была удивлена, узнав, что сериал является чем-то большим, чем «просто скачущим во времени сериалом, каким мы его представляли», и что он будет иметь дело «с таинственными заговорами и организациями, изменяющими реальность».

Второй трейлер к сериалу был выпущен 5 апреля 2021 года. Чарльз Пуллиам-Мур из i09 назвал трейлер «масштабным, прыгающим во времени приключением с обещанием стать следующей большой эпопеей Disney+». Коллега Пуллиам-Мура, Джеймс Уиттбрук, сказал, что трейлер был «силён в загадках» и был более ясным, чем первый, о роли УВИ в сериале, но всё ещё было неясно, что Локи получил «помимо шанса ввести свой собственный бренд хаоса через всю мультивселенную временных линий». Остин Гослин из Polygon сказал, что, похоже, Локи посетит прошлые памятные моменты из фильмов КВМ, назвав «Локи» «научно-фантастическим сериалом про ограбление и прыжки во времени». Буй чувствовала, что этот трейлер дал лучшее понимание того, как Локи будет связан с УВИ, чем первый трейлер.

В мае 2021 года был показан постер сериала, на котором изображены Локи, Мобиус М. Мобиус, Равонна Лексус Ренслейер и Охотник B-15, а также «Мисс Минуты», мультяшные оранжевые часы, которые являются талисманом УВИ. Обозревателей привлекла Мисс Минуты, думая, что это будет новым любимым персонажем зрителей, причём Крису Эванджелиста из /Film понравился талисман, несмотря на его странность и на то, что Эванджелиста не был убеждён, что это часы. Эрин Брэди из Collider думала, что Мисс Минуты попытается «украсть славу Малыша Йоды», в то время как Адель Анкерс из IGN полагала, что талисман был намёком на различные реальности, которые будет исследовать сериал, несмотря на то, что она не знала, какую роль будет играть Мисс Минуты в сериале. Два эпизода сериала «Marvel Studios: Легенды» были выпущены 4 июля 2021 года, где были исследованы Локи и Тессеракт, используя кадры из их предыдущих появлений в фильмах КВМ. 9 июля на площади Маркиза де Помбала в Лиссабоне дебютировала керамическая работа Жоао Лемуша и керамической фабрики Viúva Lamego. Разработка кампании для телесериала потребовала, чтобы Аяз и его команда знали о спойлерах в преддверии в выхода «Локи», в то время как новые маркетинговые материалы, выпущенные после эпизодов, охватывали персонажей или моменты, показанные в предыдущем эпизоде. В июне 2021 года был анонсирован короткометражный фильм «Добро, Барт и Локи» из серии «Симпсоны», который должен выйти вместе с «Путешествием в тайну» на Disney+. В короткометражке Локи объединяется с Бартом Симпсоном в кроссовере, который отдаёт дань уважения героям и злодеям КВМ. Хиддлстон вновь исполняет роль Локи в короткометражке.

В январе 2021 года Marvel объявила о своей программе «Marvel Must Haves», которая показывает новые игрушки, игры, книги, одежду, домашний декор и другие товары, связанные с каждым эпизодом «Локи» каждый понедельник после выхода эпизода. Первый товар был представлен 7 июня 2021 года, который включал Funko Pops, фигурки Marvel Legends, булавки, одежду и аксессуары для сериала, в то время как General Mills и Marvel объявили, что выпустят 3500 специально оформленных коробок хлопьев «Lucky Charms» под названием «Loki Charms» в тот же день, что и выпуск сериала. Товары «Must Haves» для эпизодов начали выпускать 11 июня. Позже в том же месяце компания Hyundai Motor выпустила рекламный ролик с участием Хиддлстона в роли Локи, продвигающего сериал и Hyundai Tucson. Рекламный ролик был спродюсирован Marvel, как и в случае с аналогичными рекламными роликами для сериалов «ВандаВижен», «Сокол и Зимний солдат» и «Что если…?», и он должен был рассказать историю, действие которой происходит в рамках повествования сериала. Ролик получил 2 миллиона просмотров в течение 24 часов после его выхода. С выпуском каждого эпизода обновляются внешний вид и костюмы Локи на Avengers Campus в Диснейленде, чтобы отразить события эпизода.

Показ

Премьера сериала «Локи» состоялась на Disney+ 9 июня 2021 года, выходя еженедельно по средам, и первый сезон состоит из шести эпизодов. Первоначально выпуск сериала был запланирован на май 2021 года, пока его не перенесли на 11 июня 2021 года, а затем на два дня до этого. Он является частью Четвёртой фазы КВМ.

Реакция

Зрительская аудитория

Генеральный директор Disney Боб Чапек объявил, что «Славная миссия» стала самой популярной премьерой сериала для стримингового сервиса в первую неделю его показа.

Реакция критиков

На сайте Rotten Tomatoes сериал имеет рейтинг 92% со средней оценкой 7,81/10 на основе 117 отзывов. Консенсус критиков гласит: «„Локи“ является блестящим ответвлением от КВМ, какой мы её знаем. Сериал необычен, очарователен и смутно опасен, как и сам полубог Локи. Играющий его Том Хиддлстон переходит от роли любимого злодея к роли милого антигероя — с небольшой помощью Оуэна Уилсона». На Metacritic средневзвешенная оценка сериала составляет 73 из 100 на основе 21 отзыва, что указывает на «преимущественно положительные отзывы».

В первых двух эпизодах обозреватели быстро выделили болтовню и отношения между Локи Хиддлстона и Мобиусом Уилсона как лучшие моменты сериала. Также высоко были оценены различные элементы дизайна «Локи», в частности работа художника-постановщика Касры Фарахани, и операторская работа Отем Дюральд Аркапоу.

Мэтт Уэбб Митович из TVLine дал первым двум эпизодам оценку «В+». Он чувствовал, что Хиддлстон «легко возвращается» в эту версию Локи, и объяснил, что болтовня между Хиддлстоном и Уилсоном было «значительным улучшением по сравнению с тем, что делал „Сокол и Зимний солдат“». В завершение Митович сказал, что, как только предпосылка была установлена, «Локи» становится «очень весёлым», и каждый эпизод «строится на дразнящем, двустороннем раскрытии… которое открывает всевозможные возможности» для оставшейся части сериала. Дэниел Финберг из «The Hollywood Reporter» сказал в своём обзоре: «После двух эпизодов „Локи“ находится в переломном моменте. Доведя всё до изнурительной степени, всё может быть выстроено так, чтобы стать действительно интересным — если и не безумным в стиле „Рика и Морти“, то, возможно, забавным в некоторых из способов разрыва временной линии недели [из] „Легенд завтрашнего дня“ от The CW… Или „Локи“ может просто состоять из многих разговоров Хиддлстона и Уилсона, которые всё ещё могут быть интересными в течение шести эпизодов». Ник Аллен из RogerEbert.com назвал «Локи» «захватывающим и по-настоящему вдохновённым дополнением к повествованию Marvel, которое раскручивает и запускает своего сложного злодея на оригинальную территорию с помощью путешествий во времени», добавив, что сериал «обязательно станет научно-фантастической жемчужиной».

В своём обзоре к первым двум эпизодам для «Variety», Кэролайн Фрамке была более сдержанна в отношении того, насколько успешным будет сериал, чувствуя, что «плотному» первому эпизоду нужно было многое рассказать, в то время как второй «был гораздо более увлекательным» и мог повеселиться, завершившись c дразнилкой «интригующего нового направления», хотя она предупредила, что сериал в конечном итоге может «не отклоняться от обычного сценария». Дав эпизодам оценку «С», Бен Трэверс из IndieWire считал, что сериал был «любым фильмом или телешоу, в котором власти нанимают преступника, чтобы помочь раскрыть сложное дело», с небольшим прогрессом в сюжете в первых двух эпизодах, вместо этого используя «исчерпывающие» объяснения. Он добавил: «„Локи“ на самом деле не столько о Локи, сколько о введении УВИ, логистике путешествий во времени и о том, как временная линия Четвёртой фазы КВМ в конечном итоге дойдёт до „Мультивселенной безумия“».

Анализ

Ещё до выхода сериала Сэм Барсанти из The A.V. Club отметил, что возможность появления различных альтернативных версий Локи в сериале и продолжения в КВМ была «разумным способом сохранить присутствие Локи в КВМ, не беспокоясь о том, чтобы держать Хиддлстона под контрактом или продолжать объяснять, что этот Локи, хоть его и играет Хиддлстон, не тот Локи, которого убил Танос», и последует примеру «ВандаВижена» и «Сокола и Зимнего солдата», раскрывающих новые воплощения существующих героев. Барсанти был взволнован перспективой потенциально увидеть Старика Локи (по слухам, его играет Грант), героического ребёнка Локи (который мог быть ещё одним потенциальным членом команды Молодых Мстителей, которой подразнивала Marvel Studios) и, в частности, Леди Локи (по слухам, роль Ди Мартино). Поскольку Леди Локи «в целом более нераскаявшийся злодей, чем другие Локи», это был бы способ для Marvel Studios обновить персонажа Локи и заставить его быть злодеем, и при это не «[отрицая] рост, который прошёл Локи Хиддлстона». Хаим Гартенберг из The Verge полагал, что Локи чувствовался как «спин-офф с большой буквы» больше, чем «ВандаВижен» и «Сокол и Зимний солдат», оба из которых служили проводниками в художественные фильмы. Таким образом, будучи несколько более разобщённым, Marvel может дать возможность «сделать более самостоятельный сериал, который на самом деле может быть хорошим телешоу», полагая, что, как и в комиксах, самостоятельные истории иногда производят лучшие истории, чем «эпопеи с 1000 выпусками».

После первого эпизода Ричард Ньюби из «The Hollywood Reporter» полагал, что сериал обещает «грандиозное расширение» мира КВМ, которое «заменит всё, что Marvel Studios каждый раз пыталась сделать с одной работой [КВМ]», заявив, что «Локи» чувствовался «космически большим, но в то же время [всё ещё] глубоко личным». Конкретные предметы мира, за которыми Ньюби стремился следить, были Точки Нексуса, которые могли иметь связь с «ВандаВиженом», и как они могли привести к созданию мультивселенных, а также к войне мультивселенной, которая могла бы быть ссылкой на будущее событие типа «Тайных войн», которое «перепишет реальность» и «по сравнению с этим сделает поиски Камней Бесконечности маленькими».

Бен Чайлд из «The Guardian» раскритиковал возвращение Локи как часть закономерности появления персонажей КВМ после их смерти на экране, ссылаясь на возвращение персонажей после Скачка, возвращение Наташи Романофф в приквеле «Чёрная вдова» и появления версий Вижена в «ВандаВижене», сказав, что это «портит великолепный пафос всех этих сцен» и что «все ставки сделаны на будущие методы воскрешения».

После «События Нексуса», в ходе которого выяснилось, что Хранители времени оказались аниматрониками, и Локи появляется в пустынном мире с другими вариантами Локи после того, как его удалили, Ньюби высказал мнение, что Потусторонний и Мир Битв могут повлиять на сериал. Адам Б. Вэри и Моника Мари Соррилья из «Variety» не согласились с Ньюби, указав, что в предыдущих сериалах Marvel Studios они не вплетали «сложных, совершенно новых персонажей в качестве центральных фигур», таких как Потусторонний, в конце сериала. Пара действительно верила, что Канг Завоеватель может быть фактором, поскольку персонаж «в комиксах это логично... [и] для КВМ», поскольку у него были более прочные связи с элементами «Локи», такими как отношения с Равонной в комиксах, и он появится в фильме «Человек-муравей и Оса: Квантомания», где его роль исполнит Мэйджорс. В сериале появляется вариант Канга, «Тот, кто остаётся», роль которого также исполняет Мэйджорс. Ньюби отметил, как на этот раз развернулись фанатские теории, но с «неожиданным поворотом». Зная, что Мэйджорс также появится в роли Канга, Ньюби был взволнован «уникальным шансом [Мэйджорса]... играть различные версии одного персонажа, каждая из которых потенциально более пугающая, чем предыдущая». Дэвид Опи из Digital Spy раскритиковал введение «Того, кто остаётся», заявив, что он «появился совершенно из ниоткуда» для людей, не знакомых с комиксами, несмотря на то, что он признал, что предположения, связанные с появлением персонажа, были верными.

Награды

«Локи» получил номинацию на премию Харви в 2021 году за лучшую адаптацию комикса/графического романа.

Документальный выпуск

В феврале 2021 года было объявлено о серии документальных выпусков «Marvel Studios: Общий сбор». Выпуски расскажут о создании фильмов и телесериалов КВМ вместе с актёрами и создателями проектов. Выпуск «Создание „Локи“» выйдет на Disney+ 21 июля 2021 года.

Комментарии

  • ↑ Как показано в фильме «Мстители: Финал» (2019).
  • ↑ Как показано в фильме «Тор 2: Царство тьмы» (2013).
  • ↑ Как показано в фильме «Мстители: Война бесконечности» (2018).
  • ↑ Опознанного как Канг Завоеватель.





  • Яндекс.Метрика