11.07.2021

Корё


Корё — государство на Корейском полуострове, появившееся после падения государства Силла в 935 году и существовавшее до воцарения династии Чосон в 1392 году.

Название «Корё» является сокращением от Когурё, одного из трёх раннефеодальных государств Кореи, объединённых Силлой в 668 году. Современное слово «Корея» происходит от «Корё».

Наиболее известные достижения государства — гончарное искусство Корё и Трипитака Кореана — буддийский канон (Трипитака), вырезанные на десятках тысяч деревянных досок. В Корё в 1234 году была создана первая в мире металлическая печатная матрица (см. Чикчи). Период Корё был «золотым веком буддизма» в Корее, и как национальная религия, буддизм достиг своего самого высокого уровня влияния в корейской истории, с 70 храмами только в столице в XI веке. Торговля процветала в Корё, купцы приезжали из самых дальних стран Ближнего Востока, а столица в современном Кэсоне, Северная Корея, была центром торговли и промышленности, причем купцы использовали систему двойной бухгалтерии с XI или XII века. Кроме того, Корё был периодом больших достижений в корейском искусстве и культуре, такие как Корёский селадон, который был высоко оценен в империи Сун, и Трипитака Кореана, который был описан ЮНЕСКО как «один из самых важных и наиболее полных корпусов буддийских доктринальных текстов в мире», с оригинальными 10.000 гравированными печатными блоками, все ещё сохранившимися в храме Хаэйнса. В начале XIII века в Корё был разработан подвижный шрифт из металла для печати книг, за 200 лет до Иоганна Гутенберга в Европе.

История

Основание

В конце IX века Объединённое Силла, раздираемое внутренней борьбой, ослабло и потеряло власть над наместничествами. Страна погрузилась в хаос гражданской войны и восстаний, после чего на Корейском полуострове вновь, теперь уже ненадолго, возникли три государства. Эра Трёх государств кончилась после того, как Корё завоевало Силла и Хупэкче в 936 году.

Ван Гон, который посмертно будет известен под своим храмовым именем Тхэджо или «Великий прародитель», изменил название своего царства обратно на «Корё», принял название эпохи «Небесного мандата» и перенес столицу обратно в свой дом Кэсон. Корё считало себя преемником Когурё и претендовал на Маньчжурию как на свое законное наследство. Одним из первых указов Тхэджо было заселить и защитить древнюю столицу Когурё Пхеньян, которая долгое время находилась в руинах; впоследствии он переименовал её в «западную столицу», а перед смертью придал ей большое значение в своих десяти наставлениях своим потомкам.

Объединение Кореи

В отличие от Кунъе, который питал мстительную враждебность к Силле, Тхэджо (Ван Гон) был великодушен по отношению к ослабленному королевству. В 927 году Кён Хвон, который поклялся отомстить за последнего короля Пэкче, когда он основал позднее Пэкче, разграбил столицу поздней Силлы, вынудил короля совершить самоубийство и посадил на трон марионетку. Тхэджо пришёл позже на помощь Силле, но потерпел крупное поражение от Кён Хвона близ современного Тэгу; Тхэджо едва избежал смерти благодаря самопожертвованию генералов Син Сонгена и Ким Нака, а впоследствии Пэкче стал доминирующей военной силой более поздних Трех Королевств. Однако баланс сил сместился в сторону Корё с победами над поздним Пэкче в 930 и 934 годах и мирной аннексией поздней Силла в 935 году. Тхэджо милостиво принял капитуляцию последнего короля Силлы и объединил правящий класс поздней Силлы. В 935 году Кён Хвон был смещен со своего трона своим старшим сыном из-за спора о престолонаследии и заключен в тюрьму в храме Геймсанса, но три месяца спустя он бежал в Корё и был почтительно принят своим бывшим верховным правителем. В следующем году, по просьбе Кён Хвона, Тхэджо и Кён Хвон завоевали позднее Пэкче с армией из 87 500 солдат, положив конец более позднему периоду трех царств.

После разрушения Бохай империей Ляо в 927 году последний наследный принц Бохэ и большая часть правящего класса нашли убежище в Корё, где их тепло встретил и дал землю Тхэджо. Кроме того, Тхэджо включил наследного принца Бохай в королевскую семью Корё, объединив два государства-преемника Когурё и, по мнению корейских историков, добившись «истинного национального объединения» Кореи. Согласно «Корёса чельо», беженцы Бохай, сопровождавшие наследного принца, насчитывали десятки тысяч домашних хозяйств. Ещё 3000 бохайских домохозяйств пришли в Корё в 938 году. Беженцы из Бохай составляли 10 процентов населения Корё. Тхэджо чувствовал сильное семейное родство с Бохай, называя его своей «родственной страной» и «супружеской страной», и защищал бохайских беженцев. У Тхэджо появится сильная неприязнь к киданям, которые уничтожили Бохай. В 942 году династия Ляо послала 30 посланников с 50 верблюдами в качестве подарка, но Тхэджо сослал посланников на остров и морил верблюдов голодом под мостом, в том, что известно как «инцидент на мосту Манбу». Тхэджо предложил Гаоцзу из Поздней Цзинь, чтобы они напали на киданей в отместку за Бохай, согласно Цзы чжи тун цзянь. Более того, в своих десяти наставлениях своим потомкам он утверждал, что кидани — «дикие звери» и их следует остерегаться.

Вторжения киданей

После «инцидента на мосту Манбу» в 942 году Корё готовился к конфликту с империей киданей: в 947 году Чонджон создал военный резерв в 300 000 солдат, названный «блистательной армией», а Кванджон построил крепости к северу от реки Чунчхон, расширяясь к реке Ялуцзян . Кидани считали Корё потенциальной угрозой и с ростом напряженности вторглись в 993 году. Корейцы потерпели поражение в своем первом столкновении с киданями, но успешно оборонялись от них на реке Чончхон. Начались переговоры между командиром Корё Со Хи и командиром Ляо Сяо Суннином. В заключение Корё вступил в номинальные вассальные отношения с Ляо, разорвав отношения с Сун, и Ляо уступил Корё земли к востоку от реки Ялуцзян. После этого Корё основал «шесть гарнизонных поселений к востоку от реки» на своей новой территории. В 994 году Корё предложил Сун совместное военное нападение на Ляо, но был отклонен; ранее, в 985 году, когда Сун предложил совместное военное нападение на Ляо, Корё отказалось.

По мере того как киданьская империя расширялась и становилась все более могущественной, она потребовала, чтобы Корё уступил шесть гарнизонных поселений, но Корё отказалось. В 1009 году Кан Чжо устроил государственный переворот, убив Мокчона и посадив Хёнджона на трон. В следующем году под предлогом мести за Мокчона император Шэн-цзун возглавил вторжение в Корё с армией в 400 000 солдат. Тем временем Корё попыталось установить отношения с Сун, но был проигнорирован, так как Сун ссылалась на Чаньюаньский договор в 1005 году. Корё выиграл первую битву против Ляо, возглавляемую Ян Гю, но проиграли второе сражение, возглавляемое Кан Джо: армия Корё понесла тяжелые потери и была рассеяна, а многие командиры были захвачены в плен или убиты, включая самого Кан Джо. Позже Пхеньян был успешно защищен, но армия Ляо двинулась в сторону Кэсона. Хёнджон, по совету Кан Гам Чхана, эвакуировался на юг в Наджу, и вскоре после этого Кэсон был атакован и разграблен армией Ляо. Затем он послал Ха Гун-Цзиня и Го Ен-ги просить мира, пообещав, что он лично воздаст дань уважения императору Ляо и киданям, которые выдерживали атаки перегруппированной корейской армии и нарушали линии снабжения, приняли и начали свой отход. Тем не менее, во время их отступления на киданей непрерывно нападали; Ян Гю спас 30 000 военнопленных, но погиб в бою. Согласно Ляо ши, кидани были осаждены проливными дождями и сбросили большую часть своих доспехов и оружия. По Корёса, на киданей напали, когда они переправлялись через реку Ялуцзян, и многие утонули. После этого, Хёнджон не выполнит свое обещание, чтобы отдать дань уважения лично к императору Ляо, а когда требовали, чтобы уступить шесть населенных пунктов гарнизона, он отказался.

В 1014 году кидани построили мост через реку Ялуцзян и атаковали её в 1015, 1016 и 1017 годах: победа досталась корейцам в 1015 году, киданям в 1016 году и корейцам в 1017 году. В 1018 году Ляо начал вторжение во главе с Сяо Пайя, старшим братом Сяо Суннинга, с армией в 100 000 солдат. Армия Ляо немедленно попала в засаду и понесла тяжелые потери: командир Корё Ган Гам-Чан запрудил большой приток реки Ялуцзян и выпустил воду на ничего не подозревающих киданьских солдат, которые затем были атакованы 12 000 элитной кавалерией. Армия Ляо продвигалась к Кэсону под постоянным преследованием противника, но вскоре развернулась и отступила, не сумев взять хорошо защищенную столицу. Отступающая армия Ляо была перехвачена Кан Гам Чханом в современном Кусоне и потерпела крупное поражение, причем только несколько тысяч солдат спаслись бегством. Шэн-цзун намеревался снова вторгнуться, но столкнулся с внутренним сопротивлением. В 1020 году Корё послал дань, и Ляо принял её, таким образом, возобновляются номинальные даннические отношения. Шэн-цзун не требовал, чтобы Хёнджон лично отдал дань уважения или уступил шесть гарнизонных поселений. Единственными условиями были" объявление вассалитета" и освобождение задержанного посланника Ляо. История Ляо утверждает, что Хёнджон «сдался», а Шэн-цзун «простил» его, но, по словам Ганса Биленштейна, «рог его династического языка, это означает лишь то, что оба государства заключили мир как равноправные партнеры (официально оформленный в 1022 году)». Хёнджон сохранил свой титул правителя и поддерживал дипломатические отношения с династией Сун. Кэсон был отстроен заново, ещё более величественно, чем прежде, и с 1033 по 1044 год Чхолли чонсон, стена, протянувшаяся от устья реки Ялуцзян до восточного побережья Корейского полуострова, была построена для защиты от будущих вторжений. Ляо больше никогда не вторгался в Корё.

Золотой век

После войны между Корё и киданями в Восточной Азии установился баланс сил между Корё, Ляо и Сун . После победы над Ляо корё был уверен в своих военных способностях и больше не беспокоился о военной угрозе со стороны киданей. Фу Би, великий советник династии Сун, высоко оценил военные способности Корё и сказал, что Ляо боится Корё . Далее, относительно отношения корейцев, он сказал: «Среди многих племен и народов, которые, в зависимости от их силы сопротивления, будучи либо ассимилированными, либо сделанными данниками киданей, одни корейцы не склоняют головы.» Сун рассматривала Корё как потенциального военного союзника и поддерживал дружеские отношения как равноправных партнёров. Тем временем Ляо стремился установить более тесные связи с Корё и предотвратить военный союз Сун-Корё, апеллируя к увлечению Корё буддизмом, и предлагал Ляо буддийские знания и артефакты Корё. В течение XI века Корё рассматривалось как «государство, которое могло бы дать либо Сун, либо Ляо военное господство». Когда императорские посланники, те, кто представлял императоров Ляо и Сун, отправлялись в Корё, их принимали как пэров, а не сюзеренов. Международная репутация Корё была значительно повышена. Начиная с 1034 года купцы из Сун и посланники из различных племен чжурчжэней и царства Тамла участвовали в ежегодном Палгванхо в Кэсоне, крупнейшем национальном празднике в Корё; купцы Сун присутствовали как представители Китая, а посланники чжурчжэней и Тамла-как члены Поднебесной Корё. Во время правления Мунджона, Хэйшуй Мохэ и Япония, среди многих других, тоже присутствовали. Королевство Тамла на острове Чеджу было включено в состав Корё в 1105 году.

Золотой век Корё длился около 100 лет до начала XII века и был периодом коммерческих, интеллектуальных и художественных достижений. В Корёса записаны приходы купцов из Аравии в 1024, 1025 и 1040, и сотни купцов из Сун каждый год, в начале 1030-х гг. Были разработки в полиграфии и издательском, распространение знаний в области философии, литературы, религии и науки. Корё щедро издавал и импортировал книги, а к концу XI века экспортировал их в Китай; династия Сун переписала тысячи корейских книг. Первая Трипитака Кореана, насчитывающая около 6000 томов, была завершена в 1087 году. Частная академия Мунхон гондо была основана в 1055 году Чхве Чхуном, который известен как «Конфуций Восточного моря», и вскоре после этого в Корё было 12 частных академий, которые соперничали с Национальным университетом Кукджагам. В ответ на это несколько правителей Корё реформировали и оживили национальную систему образования, выпустив таких выдающихся ученых, как Ким Бу Сик. В 1101 году в Кукджагаме было создано типографское бюро Сёчокпо. В начале XII века были созданы местные школы под названием хянхак. Почтение Корё к учености засвидетельствовано в книге Гаоли туцзин, или Корё догьен, написанной посланником Сун, посетившим Корё в 1123 году. Правление Мунджона, с 1046 по 1083 год, называлось «мирным царствованием» (태평성대 ;平平聖代) и считается самым процветающим и мирным периодом в истории Корё. Мунджон был высоко оценен и описан как «благожелательный» и «святой» (賢聖之君) в Корёса.

Борьба за власть

Клан Ли из Инджу (인주이씨) отдавал своих девушек в жёны правителям, начиная с Мунджона до 17-го короля Инджона. Со временем этот клан получил больше власти, чем сам правитель, что привело к государственному перевороту Ли Джагёма в 1126 году. Переворот провалился, однако сила монарха была подорвана и в Корё началась серия конфликтов среди знати за лидерство в стране.

В 1135 Мё Чхон выступил с предложением о переносе столицы в Согён (современный Пхеньян). Предложение раскололо элиту страны на два лагеря. Одна фракция, во главе с самим Мё Чхоном, выступала за перенос столицы и последующий поход против Маньчжурии. Другая, во главе с Ким Бусиком (автором «Самгук саги»), хотела сохранить статус-кво. Мё Чхону не удалось убедить Императора и он поднял восстание, которое, тем не менее, окончилось крахом.

В 1170 году группа военачальников во главе с Чон Джунбу (정중부) и Ли Ыйбаном (이의방) подняла восстание и одержала в нём верх. Инджон был отправлен в ссылку, а императором стал Мёнджон (명종). В истории Корё начался период военного управления. В 1177 к власти пришёл молодой военачальник Кён Тхэсун. Он попытался возвратить монарху полную власть, однако в 1184 он умер и его преемником стал сын простолюдина Ли Ыймин. Его правление было жестоким, что привело к восстанию другого генерала Чхве Чхунхона, который убил Ли Ыймина и захватил власть в 1197. В течение следующего 61 года клан Чхой правил страной, установив военную диктатуру. Пост императора был сделан, по сути, чисто декоративным. Преемниками Чхве Чхунхона стал его сын, Чхве У, внук Чхве Хан и правнук Чхве Ый. После прихода к власти, Чхве Чхунхон сместил Мёнджона с трона, заменив его на Синджона, а после его смерти, сместив ещё двух императоров, остановил свой выбор на Коджоне.

Монгольские вторжения

В 1231 году началось нашествие на Корё монголов под предводительством Угэдэя. Это нашествие было частью большой кампании по захвату Китая. Императорский двор бежал в Канхвадо на берегу залива Кёнги в 1232 году. Военный правитель того времени Чхве У настоял на сопротивлении. Несколько десятилетий Корё отчаянно сопротивлялось, однако наконец в 1259 году было вынуждено подписать мирный договор. Несколько военачальников, отказавшихся сдаться, возглавили Восстание Самбёльчхо и обосновались на островах возле южного побережья Корейского полуострова, включая Чиндо. Династия Корё была данником монгольской династии Юань до тех пор, пока Конмин-ван не воспользовался восстанием Чжу Юаньчжана в Китае и не начал освобождение от монгольского ига.

Падение

В 1388 году У-ван планировал кампанию по завоеванию китайского Ляонина. Он послал в поход армию генерала Ли Сонге (позднее Тхэджо), однако, дойдя до границы, тот остановился и возглавил восстание. Через 4 года, в 1392 году Корё пало, а генерал Ли стал основателем новой династии Чосон.

Политическая структура

До 1259 титулом правителя был 天王 Танō что равнозначно Императору. С 1260 по 1368 王 Ван. С 1368 天王 но читалось уже как И-ван (на монгольский манер). Что тоже равнозначно Император.

В официальных документах Корё именовало себя империей. Столица Кэсон называлась «столицей империи (кор. 天都)», дворец — «императорским дворцом(кор. 天城)». Другие термины, такие как Ваше Величество (кор. 陛下), Великий Наследник, аналогичное Цесаревич или Принц(кор. 太子), Великая Мать аналогично Императрица (кор. 太后), также предполагают императорский статус государства. После монгольского нашествия термин «империя» к Корё больше не применялся ввиду оккупации страны монголами.

В целях усиления власти центрального правительства четвёртый король Кванджон выпустил несколько постановлений, включая указ об освобождении рабов 958 года и указ об обязательном экзамене для государственных служащих. Кванджон также объявил себя императором, независимым от каких-либо других стран.

Пятый король Кёнджон (кор. 경종, 景宗) провёл земельную реформу под названием Чонсигва (кор. 전시과, 田柴科), а шестой Император, Сонджон (кор. 성종, 成宗) назначил новых наместников каждого уезда.

К началу правления 11 Императора династии, Мунджона (кор. 문종, 文宗) центральная власть серьёзно укрепилась, отобрав практически весь суверенитет у уездных наместников. Мунджон и правители после него делали акцент на невоенное, гражданское управление страной.

Список правителей Корё

Двадцать три первых правителя в списке (до Вонджона) имели храмовые имена, оканчивающиеся на джон. Начиная с Чхуннёль-вана (25-го правителя), все последующие правители Корё носили титул «ван».

  • Тхэджо (918—943);
  • Хеджон (944—945);
  • Чонджон (945—949);
  • Кванджон (950—975);
  • Кёнджон (975—981);
  • Сонджон (981—997);
  • Мокчон (997—1009);
  • Хёнджон (1009—1031);
  • Токчон (1031—1034);
  • Чонджон (1034—1046);
  • Мунджон (1046—1083);
  • Сунджон (1083);
  • Сонджон (1083—1094);
  • Хонджон (1094—1095);
  • Сукчон (1095—1105);
  • Йеджон (1105—1122);
  • Инджон (1122—1146);
  • Ыйджон (1146—1170);
  • Мёнджон (1170—1197);
  • Синджон (1197—1204);
  • Хиджон (1204—1212);
  • Канджон (1212—1213);
  • Коджон (1213—1259);
  • Вонджон (1260—1274);
  • Чхуннёль-ван (1274—1308), стал первым в Корё правителем, носящим титул вана;
  • Чхунсон-ван (1298, 1308—1313);
  • Чхунсук-ван (1313—1330 и 1332—1339);
  • Чхунхе-ван (1330—1332 и 1339—1344);
  • Чхунмок-ван (1344—1348);
  • Чхунджон-ван (1349—1351);
  • Конмин-ван (1352—1374);
  • У-ван (1374—1388);
  • Чхан-ван (1388—1389);
  • Конъян-ван (1388—1392).
  • Искусство

    Общепризнано, что первый в мире металлический подвижный тип был изобретен в Корё в XIII веке Чё Юн-Уем. Однако, по мнению китайского ученого Пана Цзисина, примитивная форма металлического подвижного шрифта существовала в Китае ещё в XI веке: это была металлическая пластина для печати денег и официальных документов, но она была недостаточно развита, чтобы печатать более двух встроенных символов одновременно. Первой металлической книгой подвижного типа была книга Санчжон Когём Емун, которая была напечатана в 1234 году. Технология в Корее сделала большой шаг вперед в Корё, и тесные связи с Сун способствовали этому. В эпоху династии начали изготавливать корейскую керамику и бумагу, дошедшие до наших дней.






    Яндекс.Метрика