Корвет


Корвет — класс боевых надводных военных кораблей, предназначенных для сторожевой и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны военно-морских баз (ВМБ).

Основные задачи современных корветов — противолодочная оборона корабельного соединения (конвоя) или берегового объекта (ВМБ, порта и т. п.). Слово «корвет» предположительно происходит от термина лат. corbita — разновидность римского торгового корабля, который в свою очередь образован от лат. corbis — «корзина».

История

Название класса: «корвет», происходит из системы классификации французского флота. В Королевском военно-морском флоте Великобритании до 1830-х гг., класс «корвет» не вводился, а подобные лёгкие корабли относились к классу: «шлюп» (англ. sloop-of-war).

В эпоху парусного флота корветом называли трёхмачтовый военный корабль XVII—XIX вв. с прямым парусным вооружением, имевший на вооружении 18—30 орудий малого и среднего калибра, размещенных только на верхней палубе (открыто), и используемый для разведывательной и посыльной службы. Водоизмещение 460 т и больше.

Корвет (парусный) — в XVIII—XIX вв. трёхмачтовый боевой корабль водоизмещением 400—600 т, несущий полное прямое парусное вооружение, и до 32 орудий. Предназначался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий.

В составе Российского императорского флота суда класса «корвет» состояли в конце XVIII — начале XIX вв. Парусные корветы строились до середины XIX в.

Парусный корвет, в системах классификации боевых кораблей всех флотов, по водоизмещению (размерениям и себестоимости постройки), боевому потенциалу (составу артиллерийского вооружения и району плавания) — занимал промежуточное положение между парусным фрегатом и бригом.

В 1840-х гг. для ВМФ Франции и Англии начали строить парусно-паровые колёсные корветы с полным парусным вооружением и колёсным движителем приводимым в действие паровым двигателем.

В апреле 1853 года, накануне Крымской войны(1853—1856 гг.) состоялось Высочайшее Повеление русского императора: «о том, что ввиду применения винтовых кораблей во флотах Англии и Франции, других, как с винтовым двигателем, в России не закладывать».

После окончания Крымской войны(1853—1856 гг.) на смену парусным корветам повсеместно пришли парусно-паровые корветы.

В конце 1860-х гг., повсеместно, на смену парусно-колёсным корветам пришли парусно-винтовые корветы.

Французский паровой корвет Dupleix (1856—1887)

В 1876 г. в Англии были заложены серийные парусно-винтовые корветы (англ. «steam corvettes») типа «Comus», которые впервые в мире, в своём классе несли бронепалубную систему защиты и явились первыми британскими кораблями водоизмещением менее 3000 тонн, с металлическим корпусом и полным парусным вооружением; в начале 1880-х гг., в системе ВМФ Англии, были отнесены к классу: «крейсер», в подклассе: «крейсера 2-го класса», а с 1888 г. отнесены к подклассу: «крейсер 3 класса» (англ. «third-class cruisers»).

В частности, парусно-винтовые корветы, наряду с парусно-винтовыми клиперами, составили основу крейсерских сил Русского флота и с 1892 года, в соответствии с утверждением новой классификации кораблей — были отнесены к классу: «крейсер», в подклассе: «крейсер II ранга, или крейсер 3-го класса» .

Вплоть до 1907 г. (до утверждения очередной новой классификации боевых кораблей в системе ВМФ Российской Империи), очевидным наследием ушедшей парусной эпохи являлось традиционное разделение крейсеров по водоизмещению на две ветви — «фрегатского» и «корветского» рангов.

Современные корветы

HMS Bugloss — британский корвет типа «Флауэр» времен Второй мировой войны HMS Helsingborg — шведский корвет типа «Висбю», построенный с применением стелс-технологий «Стерегущий» — головной корвет проекта 20380 ВМФ России

Корветы как класс появились в результате расширения возможностей наиболее крупных представителей класса боевых катеров, которые стали многоцелевыми кораблями прибрежного действия. Если катера 1970-х гг. подразделялись на ракетные и противолодочные, то катера конца 1980-х гг. получили кроме ракет опускаемую гидроакустическую станцию и 324-мм торпедные аппараты. В середине 1990-х гг. их вооружение дополнили лёгким вертолётом (в настоящее время беспилотными) для выдачи целеуказания противокорабельным ракетам, поскольку дальность стрельбы ПКР возросла к тому времени до 120—150 км. В результате водоизмещение таких катеров доросло до 1200—1500 т, и эти корабли в некоторых флотах стали называть корветами.

В настоящее время корветами считаются эскортные корабли специальной постройки, появившиеся в ВМС США и Великобритании в период Второй мировой войны. Водоизмещение — 500—1600 т, скорость — 16—20 узлов (30—37 км/ч). Вооружение — артиллерийские установки калибра 76—102 мм и зенитные автоматы калибра 20—40 мм, бомбомёты и глубинные бомбы, оборудованы радиолокационными и гидроакустическими средствами воздушного и подводного наблюдения. С развитием ракетного оружия оснащаются ракетными установками. Самые массовые корветы Второй мировой войны — корветы типа «Флауэр».

В ВМФ СССР класс корветов не выделялся: с позиции советской классификации корветы соответствуют подклассу противолодочных кораблей – сторожевым кораблям (ближней зоны, в отличие от фрегата — сторожевого корабля дальней зоны). Российские боевые корабли проекта 20380 (тип «Стерегущий») с позиции новейшей российской классификации уже официально отнесены к классу многоцелевых кораблей и подклассу корветов. В классификации НАТО к классу корветов отнесены советские (российские) малые противолодочные корабли и малые ракетные корабли (противолодочный и ракетный корветы соответственно). Также к ракетным корветам относят большие ракетные катера (например ракетные катера проекта 1241/1241.1).

Во флотах других государств также применяется термин корвета для классификации военных кораблей: итал. сorvetta в Италии, исп. сorbeta в Аргентине, Испании и Доминиканской республике, порт. corveta в Бразилии.






Яндекс.Метрика