28.05.2021

Сергий (Четвериков)


Иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Иванович Четвериков; 12 (24) июня 1867, Бахмут, Екатеринославская губерния — 29 апреля 1947, Братислава) — российский православный священнослужитель протоиерей (с 1942 года — иеромонах), деятель русской эмиграции. Автор многочисленных статей и книг.

Биография

Родился 12 (24) июня 1867 года в городе Бахмут Екатеринославской губернии в «небогатой и глубоко религиозной купеческой семьи маленького уездного города».

С 1876 по 1879 год учился в Бахмутском духовном училище, позднее — на медицинском факультете Московского университета. В 1896 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

14 (26) июля 1896 года хиротонисан во диакона, а 21 июля (2 августа) — во священники и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма и законоучителем школ Крестовоздвиженского трудового братства (Неплюевского) в Глуховском уезде Черниговской губернии.

С 1897 по 1898 год был настоятелем Пятницкой церкви города Чернигова.

В 1898 году переехал в Саратов, законоучитель (1898) настоятель храма, инспектор классов и заведующий образцовой церковно-приходской школой в Иоанникиевском епархиальном женском училище (1903), одновременно с 1901 по 1907 год законоучитель во 2-й саратовской гимназии, председатель совета Общества религиозно-нравственного просвещения при Братстве Святого Креста и епархиального Комитета по оказанию помощи голодающим (1906).

С 1907 по 1919 год — настоятель Сампсониевского храма и законоучитель в Полтавском Петровском кадетском корпусе, в то время, когда там в том числе учился будущий святитель Иоанн Шанхайский.

Член Полтавского церковного историко-археологического комитета и Полтавской губернской ученой архивной комиссии (1908), протоиерей (1909), цензор проповедей по 1-му округу Полтавского у. (1910), председатель Всероссийского братства законоучителей (1911), первый заместитель члена Государственного совета от белого духовенства (1912), председатель ревизионной комиссии епархиального Свято-Макарьевского братства, товарищ председателя чрезвычайного епархиального съезда духовенства и мирян, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, член редакции «Полтавских епархиальных ведомостей» (1917).

Член Поместного собора 1917—1918 годов по избранию как клирик Полтавской епархии, участвовал в 1-й и 3-й сессиях, член XV, XVII отделов.

Уехал в Крым, а затем, в ноябре 1920 года, с Полтавским кадетским корпусом эвакуировался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В 1921—1923 годах настоятель сербского храма в селе Широка Кула в Лике.

В 1923 году переехал в Чехословакию и 23 августа стал настоятелем русской Николаевской церкви в Братиславе в юрисдикции управляющего русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). По словам митрополита Евлогия «Отец Четвериков поставил приход отлично и Братиславой не ограничился, а стал простираться и далеко за её пределы. В Словакии разбросано немало русских гнезд — семьи чехов-военнопленных, вернувшихся из России женатыми на русских. Отец Четвериков развил широкую миссионерскую деятельность по всей Словакии, окормлял до десяти таких гнёзд».

Основал в 1923 году и был (до 1946 года) председателем Общества памяти отца Иоанна Кронштадтского. В 1926 г. награждён палицей.

В 1927 году — делегат Епархиального собрания в Париже и съезда РСХД.

В 1928 году поселился в Париже, где с 15 июня 1928 года был духовником Русского студенческого христианского движения (РСХД) и первым настоятелем (1929—5 июня 1939) его церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на бульваре Монпарнас в Париже. Организовал внутри Движения христианское содружество с более строгой церковной дисциплиной. В храме, настоятелем которого он был, находили себе приют и утешение, получая возможность служить Литургию, православные священники, временно оказавшиеся без приходов. Уделял внимание духовным запросам детей и подростков.

27 июля 1936 года награждён митрой, член Комитета социальной помощи РСХД и председатель Строительного комитета по сооружению нового храма. Пользовался большим авторитетом в среде русской эмиграции.

Со 2 июля 1937 по 1 июня 1938 года жил в Валаамском монастыре, где работал над книгой о старце Паисии Величковском. Затем вторично поехал на Валаам, но не смог вернуться во Францию из-за войны, в 1940 году вместе с братией монастыря эвакуировался в глубь Финляндии, где был основан Ново-Валаамский монастырь.

8 июля 1940 года вышел за штат и поселился в Братиславе у своего сына. 15 августа 1942 года был пострижен в монашество в монастыре преподобного Иова в Ладимировой. После смерти митрополита Евлогия, в 1946 году принят в клир Московского патриархата. Незадолго до смерти принял великую схиму.

Скончался 29 апреля 1947 года в Братиславе, погребён в на кладбище «Соловьиная долина».

Семья

Жена Елена, дети: Ангелина, Александр, Феодосия, Ольга, Сергей.

Награды

Награждён скуфьей, камилавкой (1904) и наперсным крестом, орденами св. Анны III степени (1912) и св. Владимира IV степени (1915).

Библиография

  • Письмо к еп. Гермогену (Долганову) // ГА Саратовской обл. Ф. 1132. Оп. 1. Д. 176. Л. 5.
  • Письмо в Синод // РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. Отд. 3. Ст. 4. Д. 64. Л. 50–50 об..
  • Христианское понятие о государственной власти сравнительно с другими современными понятиями о ней; Слово на день восшествия на престол государя императора Николая Александровича; Об упадке церковного самосознания в современном обществе // Черниговские ЕВ. 1899. № 12.
  • 1900. № 22; 1901. № 12.
  • Новая попытка обновления человечества. СПб., 1901.
  • Открытое письмо к бывшему единомышленнику графа Толстого М. А. Неплюеву // Миссионерское обозрение. 1901. № 1, 9.
  • Возможно ли объединение интеллигенции с народом и Церковью? [3 статьи]; Религиозное мировоззрение и идеалы жизни и личности русского народа и отношение к ним нашей интеллигенции // Там же. 1902. № 1, 4, 7/8.
  • Семь писем оптинских старцев, иеросхимонахов о. Амвросия и о. Анатолия к монахине NN об умной молитве и о старчестве. М., 1902.
  • О необходимости устройства храма в новом здании Саратовской 2-й гимназии. Саратов, 1902.
  • На службе Богу — на службе ближним // Душеполезное чтение. 1903. Ч. 1.
  • Несколько слов протоиерею Светлову // Миссионерское обозрение. 1904. № 7.
  • Еще об отношении, в какое должны встать православные русские пастыри к современным течениям и условиям русской общественной жизни // Саратовский духовный вестник. 1905. № 5.
  • Будьте со Христом!; Пред началом учения // Там же. 1906. № 27, 37/38.
  • На службе Богу — на службе ближним // Душеполезное чтение. 1908. № 3.
  • Как сообща служить Богу в своей семье? // Полтавские ЕВ. 1908. № 24.
  • Беседы законоучителя. Вып. 1. Полтава, 1909.
  • Записки о Сибири; Общество и промышленные союзы; Открытое письмо Ю. П. Гужон // Московский еженедельник. 1909. № 41, 48, 50.
  • Малые дела и большие разговоры; Пока не поздно; «Раздетая армия» // Там же. 1910. № 14, 18, 32.
  • Религиозные переживания Л. Н. Толстого при свете православия. Полтава, 1911.
  • Справедливо ли учит гр. Толстой (в своем ответе Св. Синоду) // Приходская жизнь. 1911. № 3.
  • О. Иоанн Кронштадтский — путеводная звезда русских пастырей // Полтавские ЕВ. 1911. № 34.
  • Воспоминания // Саратовский ЕВ. 1911. № 27/28.
  • Привет из Полтавы // Братский листок. 1911. № 33.
  • Современное богоборство и целительная сила христианства // Душеполезное чтение. 1912. № 9–10.
  • Описание жизни блаженные памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Козельск, 1912 (2007).
  • Читайте Библию разумно // Миссионерское обозрение. 1914. № 1.
  • Нельзя ли дать больше свободы местной инициативе?; Чего нам недостает? // ВЦОВ. 1917. 27 мая, 29 июля.
  • Церковный Собор как вдохновитель народного возрождения и строитель церковной жизни // Полтавские ЕВ. 1917. № 20.
  • Пастырские братства как активная, созидательная сила РПЦ // Церковные ведомости. 1924. № 13/14.
  • Следует ли православным принимать григорианский календарь? // Там же. 1925. № 1/2.
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням. (составитель С. Четвериков). (2-е издание — Шамордино. 1914). 214 с.
  • Предисловие; О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в русской средней школе // Протоколы комиссии по вопросам религиозного образования и воспитания на 2-м Педагогическом съезде. Париж, 1925.
  • [Статьи] // Русский пастырь. 1925–1927. № 1–3.
  • Безвозвратно ушедшая Россия. Берлин, 1926.
  • Оптина пустынь. — Париж, 1926. 185 с.
  • Великим постом. — Париж, 1926. 63 с.
  • К вопросу о новом и старом стиле // Возрождение. 1926. № 307.
  • Письмо русским студентам — участникам Христианского движения.
  • Светлое Христово Воскресение // ВРСХД. 1926. № 3, 6.
  • О внутренних препятствиях на пути к Евангелию; Вопросы и ответы; Теософия и христианство.; После съезда; Русское христианское студенческое движение и Россия // ВРСХД. 1927. № 1–5, 10–12.
  • О религиозных запросах детей и подростков // Вопросы религиозного воспитания и образования. 1927. Вып. 1.
  • О христианской семье // Там же. 1928. Вып. 3.
  • К вопросу о религиозном воспитании и образовании заграничной русской молодежи. Париж, 1928.
  • Неотложная задача русской зарубежной Церкви // Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. — 1928. — № 1. — С. 2-3
  • Радуйтеся // Сергиевские листки. 1928. № 8.
  • Христианство как рождение новой жизни;Задачи Движения; Несколько слов по поводу моего назначения священником РСХД; Два юбилея; Работа в Движении как служение Церкви и России // ВРСХД. 1928. № 2, 5, 9–11.
  • Мысли о христианской жизни русских старцев, подвижников и святых; Из болгарских впечатлений; Первая конференция Болгарского студенческого дружества; Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы на Монпарнасе; Православно-миссионерское книгоиздательство иеромонаха Иоанна (Шаховского); Оптинский старец о. Амвросий и молодежь; Наши недочеты; Христос воскресе!; Св. Дмитрий, митрополит Ростовский; Заметки о Движении; Содружество в Движении; Путь содружества в Движении // ВРСХД. 1929. № 1–12.
  • Путь чистоты. — Париж, 1929. 39 с. (2-е издание — -М.: Крутицкое подворье, 1996. 29 с.; 3-е издание — М.: Благовестник, 1999. 47 с.).
  • РСХД и русское общество // Возрождение. 1930. № 1706.
  • Судьба семьи Кореневых. Семейная хроника. Берлин, 1929.
  • Евхаристия как средоточие христианской жизни // Путь. 1930. № 22.
  • Слово на Вознесение // Сергиевские листки. 1930. № 6.
  • Новый год и Церковь; Два мира; О месте Ветхого Завета в христианстве; Экуменизм и единство Церкви; Что такое содружество и чем оно хочет быть?; Праздник Движения // ВРСХД. 1930. № 1, 3, 5, 7, 10, 12.
  • Над Евангелием // ВРСХД. 1930. № 11–12; 1931. № 1–2.
  • Православный пастырь и современная молодежь; Праздник Движения // ВРСХД. 1931. № 8/9, 12.
  • Перед Новым годом; Что такое церковность и церковно ли Движение?; После съезда; Наш праздник // ВРСХД. 1932. № 1, 6–9, 12.
  • О трудностях религиозной жизни в детстве и юности // Путь. 1932. № 34.
  • Церковь и молодежь. — Париж, 1933. 32 с.
  • Программа по Закону Божию. Париж, 1933.
  • Еще несколько слов о месте РСХД в Православной Церкви; Пасха в Сарове // ВРСХД. 1933. № 1–2.
  • Несколько слов по поводу заметки блаженнейшего Антония (Храповицкого); «Последнее целование». Сказано у гроба о. Александра Ельчанинова // ВРСХД. 1934. № 2, 10.
  • Религиозно-христианское миросозерцание как основание человеческой жизни и культуры; Во дни юности (Чем я обязан митр. Антонию [Храповицкому]) // ВРСХД. 1935. № 1/2, 8/11.
  • Открытые письма Н. А. Бердяеву // Путь. 1935. № 46; 1936. № 50.
  • О мировом зле и о спасающей Церкви // Путь. 1935. № 48.
  • Об индивидуальном и социальном христианстве; Воскресения день!; Из праздничного приветствия РСХД // ВРСХД. 1937. № 1–4, 9/12.
  • Приветственный адрес митр. Евлогию; Христос воскресе!; Святой завет родного прошлого; Общее письмо РСХД // ВРСХД. 1938. № 1–3, 5.
  • Что такое молитва Иисусова. — Сердоболь, 1938.
  • Молдавский старец Паисий Величковский. — Петсери, 1938: Ч. 1. 135 с.; ч. 2. 125 с. (2-е издание — в журнале «Вечное» (Париж: YMCA-Press, 1976); 3-е издание — Париж: YMCA-Press, 1988; английский перевод — Belmont, 1978; французский перевод — Le starets moldave Paissij Velitchkovskij, 1722—1794: Sa vie, son enseignement et son influence sur le monachisme orthodoxe. — Begrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellefontaine, 1997. — 428 p.).
  • О внутренних препятствиях на пути к Евангелию. — Париж, 1951. 15 с.
  • Духовный облик отца Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. 1939.
  • Воспоминания; Письма // Сб. воспоминаний бывших питомцев Петровского Полтавского кадетского корпуса. Париж, 1965. С. 88–93.
  • Бог в русской душе. М., 1998.
  • Как подготовиться к посту, исповеди, причастию детям и подросткам. — М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1997. 48 с.
  • Бог в русской душе. — М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 1998. 227 с.
  • О вере во Христа: Тысячелетний путь русского православного народа со Христом. — М.: Валаамский монастырь, 1998. 111 с.
  • Правда христианства. — М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 1998. 420 с.
  • Описание жизни … оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и её старчества: Репринт. — М.: Паломник, 1998. − 415 с.
  • Невозвратное прошлое. М., 2001.





Яндекс.Метрика