10.05.2021

Мягков, Герман Пантелеймонович


Герман Пантелеймонович Мягков (род. 1946) — советский и российский историк. Доктор исторических наук, педагог. Профессор Казанского университета. Действительный член Академии политической науки. Член Российского Общества интеллектуальной истории. Член Всероссийской Ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. Член редколлегии «Учёных записок Казанского университета». Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (2001).

Биография

Родился в Ярославле. В 1968 году окончил историко-филологический факультет Казанского университета, в 1971 году — аспирантуру по кафедре всеобщей истории, учился у А. С. Шофмана, В. И. Адо, П. Б. Уманского. Ещё в студенческие годы женился на Ларисе Агдасовне Бургановой — дочери философа Агдаса Хусаиновича Бурганова. В 1971—1981 годах работал в Казанском институте культуры на кафедре марксизма-ленинизма, в 1981—1984 годах — проректор, в 1984—1988 годах — доцент кафедры философии и научного коммунизма. Кандидат исторических наук (1984), тема диссертации «„Русская историческая школа“ всеобщих историков и её роль в идейно-политической борьбе в России в конце XIX — начале XX веков». С 1988 года — в Казанском университете на кафедре истории древнего мира и средних веков, в 1995—1998 годах — заместитель декана исторического факультета. Член Российского общества интеллектуальной истории, заведующий Казанского его отделения. Доктор исторических наук (2000), тема диссертации: «„Русская историческая школа“: теория и история развития школы как научного сообщества». С 2001 года — профессор кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета Казанского университета (после 2010 года переименована в кафедру всеобщей истории Института международных отношений). По совместительству работает профессором Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева (КАИ) и Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова (ИЭУП). Подготовил четырёх кандидатов и одного доктора наук.

Научная деятельность

В начале 1970-х годов Г. П. Мягков под руководством П. Б. Уманского занимался проблемами истории США в российской общественной мысли рубежа XIX—XX веков, а также восприятием американской демократии у М. М. Ковалевского и П. Г. Виноградова. Сравнительно быстро он перешёл к исследованиям методологических взглядов указанных мыслителей. К началу 1980-х годов это определило генеральную тему исследований Г. П. Мягкова — тематику научной школы как сообщества и проблематику так называемой «Русской исторической школы», представленной, кроме М. М. Ковалевского и П. Г. Виноградова, ещё и Н. И. Кареевым и И. В. Лучицким. Этой теме были посвящены его монографии 1988 и 2000 годов. Рецензенты отмечали, что Г. П. Мягков оказался первым исследователем, который профессионально занялся иерархиями научных соообществ и коммуникативными связями представителей академического сообщества. Следующим этапом на этом пути оказалось изучение типов организации и самоорганизации исторической науки. Г. П. Мягков исходил из того, что в гуманитарных науках научная школа является базовым понятием, в то время как «направления», «течения» обозначали не иерархические уровни, а лишь ориентации самих школ в коммуникационной, политической, философской и тематической сферах. Школа трактуется и определяется в единстве коммуникативных характеристик, идейно-методологических ориентаций и конкретно-исторической тематики. Научные школы являются открытыми системами, им присуще разнообразие внутренних ориентаций и даже парадигм. Школа также является важнейшим институтом внутренней социализации в науке. В то же время В. П. Золотарёв (Сыктывкарский государственный университет) отмечал, что Г. П. Мягкову так и не удалось чётко установить временные границы русской исторической школы и представить чёткую периодизацию её истории, поскольку её деятельность не закончилась с кончиной Н. И. Кареева, последовавшей в 1931 году. Напротив, Л. П. Репина в данной проблематике увидела успешную попытку Г. П. Мягкова вписать историографические процессы в России в широкий контекст западной интеллектуальной жизни и создать новую концепцию феномена школы в исторической науке. Особо отмечалась эффективность трактовки понятия школы как триединой коммуникативной практик, что позволило создать коллективную биографию целого поколения учёных.

Основные работы

  • Мягков Г. П. «Русская историческая школа»: методологические и идейно-политические позиции / Науч. ред. Б. Г. Могильницкий. — Казань: Издательство Казанского университета, 1988. — 198 с.
  • Мягков Г. П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». — Казань: Изд-во Казанского университета, 2000. — 295 с.
  • Каролингская эпоха: Из истории Западной Европы в раннее Средневековье: сборник документов / Институт всеобщей истории РАН, Казанский государственный университет; Сост. проф. А. А. Сванидзе; Под ред. проф. А. А. Сванидзе, проф. Г. П. Мягкова. — Казань: ООО «Мастер Лайн», 2002. — 421 с.
  • Казанский университет как исследовательское и социокультурное пространство: сб. науч. ст. и сообщ. / М-во образования и науки Рос. Федерации [и др.]; [сост. и отв. ред.: Г. П. Мягков, Е. А. Чиглинцев]. —Казань: Казан. гос. ун-т, 2005. — 382 с.
  • История средних веков: учебное пособие для студентов исторических факультетов университетов / под ред. проф. Г. П. Мягкова. — Часть 1. Западная Европа в период раннего средневековья. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2011. — 288 с.
  • Историческое пространство и время средневекового текста: подходы и методы интеллектуальной истории: учебно-методическое пособие для студентов исторических факультетов университетов / Г. П. Мягков, Н. И. Недашковская, Л. Ф. Недашковский; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО «Казан. (Приволж.) федер. ун-т».—Казань: [Казанский университет], 2011. — 75 с.
  • Мягков Г. П., Филимонов В. А. Проблема монархической власти и её организации в древних обществах в политико-историческом дискурсе Н. И. Кареева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 4. Часть 3. С. 161—167.
  • Мягков Г. П., Иванова Т. Н. Часть 4. Научные коммуникации в российском историческом пространстве // Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л.П. Репиной. — М. : Аквилон, 2014. — С. 532—644. — 840 с. — ISBN 978-5-906578-01-3.
  • Мягков Г. П., Иванова Т. Н. Школа В. И. Герье: основные черты и место в научном пространстве России // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 44. — М.: ИВИ РАН, 2013. — С. 165—185.
  • Рим и Италия: историческое прошлое в современных измерениях / М. В. Григер, Э. М. Дусаева, Г. П. Мягков, Е. А. Чиглинцев, Л. М. Шмелева. — Казань: Институт истории АН РТ, 2017. — 136 с.





Яндекс.Метрика