Эней Газский


Эней Газский — христианский философ; после него остались 25 писем и сочинение: «Феофраст или о бессмертии души и воскресении». Эней принадлежал сначала к школе неоплатоников, а потом принял христианство. Время его жизни относят к концу V—VI вв.

Сочинение Энея «Феофраст» с богословской точки зрения имеет глубокий интерес, потому что в нём, вместе с основательным раскрытием христианских догматов бессмертия души человеческой и будущего воскресения, излагаются автором мнения по этим вопросам древних философов и основательно разбирается весьма распространенная в древнее время теория переселения душ.

Поводом к написанию сочинения было для Энея то, что теория переселения душ находила себе последователей среди христиан; её держался даже такой богослов, как Ориген, и только в VI веке пятый вселенский собор своим осуждением положил конец её следам в христианстве. В связи с догматом бессмертия души и воскресения тел автор излагает христианское учение о происхождении мира видимого и невидимого и промышлении Творца, с опровержением некоторых языческих и философских мнений по этим вопросам.

Произведение Энея имеет диалогическую форму, любимую у греческих философов и встречавшуюся нередко в святоотеческой литературе. Беседу ведут афинский мудрец Феофраст, именем которого автор назвал своё сочинение, сириянин Аксифей и александриец Египт. Речь носит характер простой, живой беседы, без строго определенного плана: Развитие мыслей идет свободно, сообразно направлению разговора; местами логическая связь как бы теряется, нередко встречаются повторения.

Для развития и ясного раскрытия своих положений Эней, наряду с диалектической аргументацией, пользуется сравнениями, аллегориями: из явлений природы и обыденной жизни человека он выводит посредством аналогии высшие отвлеченные истины религиозные и философские. Содержание «Феофраста» разнообразится множеством изречений древних философов, мифами и преданиями. Обширное применение мифов и преданий при изложении христианских истин и разборе теории переселения души свидетельствует о том, что Эней хорошо знал мифологию и древнюю философию и многое из них внес в своё сочинение, так как видел и в той, и в другой следы христианского учения. «Феофраст» может быть разделен на две части.

В первой половине, по преимуществу полемического характера, разбирается теория предсуществования и переселения душ, исключающая христианский догмат будущего воскресения тел. Во второй, положительной части сочинения излагается христианское учение о происхождении мира, душе человеческой, её бессмертии и будущем воскресении.

Разговор трех собеседников происходит на берегу Нила. Феофраст — мудрейший из афинян, как он величается в диалоге, — служит представителем Платоновой философии; представителем христианской философии является сириянин Аксифей. Диалог заканчивается тем, что неоплатоник Феофраст, убежденный доводами Аксифея, склоняется на сторону мнений христианского философа. «Сам Платон, — говорит Феофраст, — советует держаться известного учения до тех пор, пока не найдется лучшее; лучше же христианского богооткровенного учения ничего быть не может». Аксифей воссылает благодарность всесвятой Троице, даровавшей человеку разум, способный постигать Божественные истины, «Феофраст» издан Буассонадом (Париж, 1836).

Учитель Энея Гиерокл был язычником. Этот факт, а также классические традиции в содержании образования Газской школы на протяжении ещё всего VI столетия, объясняют вполне классический, античный характер сохранившихся писем Энея. Из 25 писем 9 имеются в русском переводе.

Издания и переводы

  • Aeneas of Gaza. Theofrastus / Ed. S. Gertz, J. Dillon, D. Russel. Bristol, 2012.
  • Aeneas of Gaza. Epistole / Edited by L.M. Positano. Napoli: Libreria scientifica editrice, 1962.
  • Aeneas of Gaza. Teofrasto / Edited by M. Minniti-Colonna. Napoli: Salvatore Iodice Editore, 1958.
  • Epistolographi Graeci / Ed. R. Hercher. Paris, 1871.
  • Эней Софист. Письма (2, 5, 6, 10, 13, 15, 21, 23, 24) // Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968. С. 157—160 (Пер. М. Е. Грабарь-Пассек)





Яндекс.Метрика