Фридрихсбургские ворота


Фридрихсбургские ворота — единственный сохранившийся до наших дней элемент крепости (позднее — форта) в Кёнигсберге (нынешнем Калининграде) Фридрихсбург, которые теперь являются одной из городских достопримечательностей.

История и описание

Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург был крепостью бастионного типа. В плане крепость имела форму квадрата с четырьмя земляно-каменными бастионами по углам. Крепость строилась по проекту придворного математика К. Оттера.

В 1697 году крепость посетил и изучал здесь бомбардирское дело Пётр I. После возвращения в Россию по приказу Петра на острове Котлин было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец), образцом для которых служила крепость Фридрихсбург.

В середине XIX века крепость была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом.

За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях.

В начале XX века оборонительные сооружения второго вального обвода были признаны устаревшими. Они были выкуплены городскими властями, которые снесли большую часть этих оборонительных сооружений. В 1910 году крепость Фридрихсбург перестала быть военным объектом и вскоре была полностью снесена. Её рвы были засыпаны, а бастионы и валы — срыты. Сохранились только ворота.

Ворота

Ворота крепости Фридрихсбург, также известные как Фридрихсбургские ворота — единственный сохранившийся элемент бывшей крепости. Эти ворота были построены в 1852 году по проекту Ф. А. Штюлера. По своей архитектуре они напоминают городские ворота Кёнигсберга. Как и городские ворота, ворота крепости были построены из обожжённого фигурного кирпича в неоготическом стиле.

Ворота состоят из центрального проезжего портала в виде арки, по сторонам от которого симметрично расположены казематы для гарнизона. По сторонам прохода расположены четыре круглые башни. Ворота украшены декоративными зубчатыми парапетами и ложными готическими окнами.

Ворота были повреждены во время Второй мировой войны. После войны ворота не восстанавливались и находились под угрозой сноса, однако в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР им был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства.

Несмотря на статус памятника истории, ворота фактически оставались бесхозными и продолжали разрушаться. Их спасло от разборки нахождение на закрытой территории грузовой железнодорожной станции. Реставрация ворот началась только в начале XXI века.

Реставрационные работы закончились в 2011 году и необычное по архитектуре строение, с башнями, гербом на фасаде, массивными железными воротами и мощеным двориком приобрело первозданный вид и открыло свои двери, как филиал музея Мирового океана.






Яндекс.Метрика