Школа (в науке и искусстве)


Школа — социальное явление, реализованное в форме организованной группы участников, сторонников определённой культурной, национальной, региональной традиции, учеников и последователей известного мастера либо института с определённой образовательной системой, идеологией, программой и предприятиями, развивающимися согласно принятому уставу, правилам и внутреннему распорядку. Понятие школы в науке и искусстве многозначно и не укладывается в одну исчерпывающую формулировку. Поэтому в большинстве словарных и даже энциклопедических определений обычно смешиваются понятия разного содержательного уровня и организационных структур: направление, группа (например выставочная группа или временное объединение), «круг мастера», мастерская, артель и т.д. Например: "В анализе развития наук, литературы, искусства и др. областей интеллектуального творчества — систематизирующая категория, обозначающая отдельные направления развития, представленные группами учёных, художников и т. п., взаимно близких по творческим принципам.

направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов».

В сфере искусства

Понятие «художественная школа» имеет многоуровневую структуру. В школы художников объединяют по следующим критериям:

• общности технических приемов обработки материала (ремесленные цехи, строительные артели и мастерские);

• близости манеры и техники к выдающемуся мастеру и работе его мастерской (понятия «мастерская», «круг мастера»);

• этнического признака (национальная школа);

• географических границ (региональная школа);

• связи с каким-либо учебным центром (академическая школа).

В истории классического изобразительного искусства многоуровневость понятия школа позволяет говорить об итальянской, французской или английской школах живописи, одновременно имея ввиду венецианскую, флорентийскую, ломбардскую, авиньонскую, провансальскую, парижскую или виндзорскую школы. В истории древнерусского искусства известны киевская, или приднепровская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школы архитектуры и соответствующие им школы иконописи и фрески. Вместе с тем границы этих понятий относительны и условны. Так, определение «северные письма» (иконопись Северо-Западной Руси) не имеет четких географических границ. Французские живописцы «барбизонцы» объединяются в школу, но не все из них трудились в Барбизоне. Иногда к топографическому критерию добавляют хронологические рамки, но это оказывается справедливым лишь в отношении некоторых видов искусства и особенностей местных школ. Чаще приходится говорить о местных историко-культурных традициях, чем о сложившейся школе искусства. Аналогично феномену стиля художественная школа — это форма полного осуществления историко-территориальной культурной общности, но в отличие от понятия художественного стиля она отражает преимущественно местную специфику художественных процессов. Школы консервативны, стили перспективны. В целом в понятии «школа» более выражен топографический, чем хронологический критерий. Тем не менее целостность хронотопа («места-времени») сохраняется . Исходя из этого, можно выделить следующие критерии исторического самоопределения художественных школ:

1. Топографический. Обозначает границы местности, обладающей относительной этнической, политической и культурной самостоятельностью и тяготеющей к собственному центру (центростремительные тенденции историко-художественного процесса).

2. Хронологический. Местная школа представляет собой замкнутую исторически-развивающуюся систему и проходит в этом развитии, аналогично стилю, определенные стадии (становление, расцвет, упадок).

3. Моральный. Мастера той или иной школы в своем творчестве тяготеют к ее центру— авторитету и опыту ведущего мастера, стабильности организации, высокому техническому уровню работы, налаженному быту, заработку, устойчивым условиям заказа и востребованности их труда.

4. Стилевой.

Мастеров определенной школы объединяют традиция в сочетании с особенными новациями, идеология, устойчивая иконография, методика и техника работы, сложившаяся на протяжении длительного времени. Здесь школы — это группы учеников и/или последователей художника (скульптора, архитектора и т. п.), чьи работы демонстрируют близость творческих принципов и художественной манеры. Мастерские творцов, в которых последние выступали (активно или пассивно — позволяя наблюдать за процессом) как учителя своих будущих последователей (ср.: Перипатетики ), иногда были одновременно и школой-как-помещением.

В академическом смысле школа — социальное явление, реализованное в форме института с определенной образовательной системой, идеологией, программой, организацией и предприятиями, развивающимися согласно принятому уставу, правилам и внутреннему распорядку. Школы имеют собственные традиции, но эволюционируют вместе с обществом, что отражается в проведении периодических выставок, защищаемых квалификационных работах и научных публикациях.

Многие школы в искусстве носят имена таких мастеров-индивидуалов: школа Праксителя, школа Рубенса и т. п. В периоды бурного развития искусств, например в эпоху Возрождения, вступает в силу и фактор «моды». Тогда общность художественной манеры многих одновременно живущих и творящих мастеров (обладающих и «именем», и собственными «школами» в смысле мастерских, и группами учеников-последователей) обусловливается и требованиями эстетических вкусов потребителей-заказчиков.

В академических науках

В числе известнейших школ философской мысли древности — аристотелевские перипатетики: от названий и самого помещения (гимнасий), и расположенного поодаль храма Аполлона Ликейского (Ликей, др.-греч. Λύκειον впоследствии образовались имена отдельных видов учебных заведений.

Книгопечатание создало важную техническую предпосылку возникновения школ учёной мысли, охватывающих сразу несколько географических центров, облегчило процесс обучения и распространения идей разных школ. Каждая из них обрела действенный инструмент их пропаганды — периодически выходящие сборники, журналы, бюллетени и прочую научную периодику. Собственный печатный орган — существенный признак, позволяющий констатировать наличие соответствующей школы научной мысли как состоявшийся факт истории науки, а также облегчить поиск научных результатов её деятельности.

В наши дни школой-помещением часто являются университеты. Их структурообразующие единицы, кафедры — аналоги творческим мастерским, а возглавляющие их учёные (обычно профессора) — самим мастерам, «первым лицам» школ, нередко усваивающих впоследствии их прославленные имена. Не менее крупные по научному значению школы возникают в разных странах и вокруг академических исследовательских центров, научно-исследовательских институтов.

Школы в искусстве

См. также Категория:Художественные направления.

Живопись

(см. также Категория:Живописные школы)

Скульптура

Архитектура

  • Арранская архитектурная школа
  • Нахичеванская архитектурная школа
  • Чикагская архитектурная школа

Литература

Театр

  • Школа Станиславского

Музыка

  • Нововенская школа

Кинематография

Школы в науке

Философия

  • Атеизм
  • Вольфианство
  • Мегарская школа
  • Философия XIX века
  • Сократические школы

Естественные науки

  • Докучаевская школа почвоведения

Лингвистика

(см. также Категория:Школы и направления в лингвистике)

  • Женевская лингвистическая школа
  • Ленинградская грамматическая школа
  • Ленинградская (Петербургская) типологическая школа
  • Московская фонологическая школа
  • Московско-тартуская семиотическая школа

Общественные (гуманитарные) науки

  • Австрийская школа
  • Институционализм
  • Кейнсианство
  • Новая институциональная экономика
  • Лозаннская школа маржинализма
  • Классическая политэкономия
  • Классическая школа уголовного права
  • Калифорнийская школа экономической истории

(см. также Категория:Экономические учения, направления и школы)

Психология

См. Категория:Школы психологии

  • Харьковская психологическая школа





Яндекс.Метрика