Трындык, Николай Захарович


Николай Захарович Трындык (19 декабря 1916, село Четвертиновка, Украина — 1987) — заслуженный художник Кабардино-Балкарии, член Союза художников России с 1956 года, живописец.

Биография

Сложные и непредсказуемые события двадцатого века — века революций, войн, коллективизации, перестройки выпали на годы жизни и творчества Николая Захаровича. Менялось многое — политический строй, социальные структуры, формировались человеческие и творческие судьбы людей искусства. Думать о творчестве художника в отрыве от процессов, которые проходили в Кабардино-Балкарии на протяжении этих лет просто невозможно.

Самые первые шаги художников-энтузиастов создания Оргкомитета по объединению творческой интеллигенции в единую организацию. В основном это были художники, по воле судьбы, приехавшие в Кабардино-Балкарию в самом начале XX века.

Из авторской биографии художника: «…я родился на Украине в селе Четвертиновка, Винницкой области, в семье крестьянина 19 декабря 1916 года. Окончил четырёхлетнюю сельскую школу. В 1932 приехал в Макеевку, работал рассыльным, на почте, поступил в вечерний рабфак. Через два года его закрыли, поступил в Ворошиловоградское художественное училище. В 1937 году пришлось уйти с четвёртого курса — болел, не было денег…».

Юноша приезжает в Нальчик и остается навсегда. Кабардино-Балкария строит социалистическое общество. Остро стоит проблема по укреплению связей искусства с жизнью народа. Поездки по республике, приобщение к жизни людей, работающих на производстве, в поле, на пастбищах, позволяют художнику приблизиться к современной, народной жизни, ощутить остроту проблем — политических и социальных. Проводятся первые выставки, создаётся Оргкомитет по объединению художников в единую творческую организацию. Этот организационный процесс обозначен архивными материалами 1936, 1937, 1938, 1939, 1941 годов.

Это были первые выставки, в основном, посвящаемые серьёзным историческим датам. Но появляются и живописные холсты, в которых отражён мир людей и события знакомые, близкие каждому, прочувствованные и творчески осмысленные. Они вызывали ответное чувство причастности самых широких масс к факту, событию, истории. Выставки показываются в сёлах, на пастбищах, в районных центрах и пользуются огромным успехом.

С тех самых первых выставок тридцатых, сороковых годов творчество Николая Захаровича Трындык, усложняясь во времени, обретая серьёзную профессиональную значимость, не уходит из выставочного пространства Кабардино-Балкарии на протяжении, практически, всего двадцатого века (уже в каталоге художественной выставки 1938 года молодой художник Николай Трындык представлен 20 работами).

Участвуя в процессах становления и развития художественной культуры горного края, прикасаясь к духовной культуре народов Кабардино-Балкарии, сотканной вековыми традициями, к самому образу жизни народа, художник формирует свою гражданскую и творческую позиции, а основной темой становится Кабардино-Балкария.

Проводимые выставки — показатель профессионально-творческого взросления не только отдельных авторов, но и состояния искусства Кабардино-Балкарии на протяжении времени. Одна из них — выставка 1951 года, приуроченная к 30-летию автономии Кабардинской АССР. В экспозиции 40 произведений десяти авторов, среди которых: Н. Н. Гусаченко, М. А. Ваннах, Н. М. Третьяков, Н. З. Трындык. Вполне естественным воспринимается обращение художников к заданной теме — это тема вождей, пафос созидания, помпезные портреты, а рядом небольшие работы, написанные с натуры — пейзажи, полюбившиеся уголки города, горного края — восторг художника перед чудом и величием природы. Это позволяло авторам реализовывать себя в творческом плане. Н. З. Трындык на этой выставке представлен двумя живописными холстами: «Селение Тегенекли» и «Весенняя пахота».

Затем ещё одна, очень престижная выставка 1957 года — республика отмечает 400-летие соединения Кабарды с Россией. В экспозиции более ста произведений 29-ти авторов. Николай Захарович представляет живописные холсты: «Перегон отары», «Утро в поле», «Озимые» (они были приобретены в республиканский музей Кабардино-Балкарии).

На выставке 1961 года, приуроченной 22 Съезду КПСС, была представлена экспозиция в только что построенном Доме художника. Искусствовед В. Горчаков: «…Две основные черты характеризуют творческий отчёт художников за 1961 год. Первая — это создание больших произведений, значительных по тематике и вторая — активное обращение к жизни и участие в ней. Вместо бесконечных пейзажей, часто с оттенком „салонности“ — тематическая картина, портрет. На выставке особенно очевидно становление тематической картины. Происходит как-бы постепенная „кристаллизация“ тематических полотен из произведений пейзажного жанра…» Н. З. Трындык представил на этой выставке полотна «Терскольский Пик» и «Нальчик промышленный».

Может быть, одной из главных особенностей творчества Николая Захаровича является умение почувствовать особый ритм жизни, ставший замыслом, ввести его в композиционную ткань горного пейзажа, придав холсту эпическое звучание. «Город в горах», «Рудник Молибден», «Чегет-Кара Баши».

Искусство Кабардино-Балкарии XX века вплоть до 1980-х годов объединило творчество художников разных стилей и направлений. Оно входило в серьёзные экспозиции выставок Юга России, российские, всесоюзные, становясь серьёзной гранью искусства Северного Кавказа, Российской художественной культуры. Начиная с тех первых выставок 30-40-х годов и до ухода из жизни Н. З. Трындык являлся неотъемлемой и органичной частью художественного и организационного пространства художественной культуры Кабардино-Балкарии. Его творчество отмечается Почётными грамотами высоких правительственных структур, он становится Заслуженным художником Кабардино-Балкарской республики (1967 г.). Многократно избирается членом правления Союза художников республики, входит в состав первого, созданного в 1938 году Оргкомитета, в состав Правления Союза советских художников Кабардинской АССР, являющегося Отделением Союза художников СССР (1956 год), избирается в состав выставкомов «Юга России», председателем живописной и молодёжной секций Союза художников Кабардино-Балкарской Республики.

Юбилейная художественная выставка «На рубеже веков», экспонировавшаяся в трёх выставочных залах города позволила проследить процесс не только становления, но и современное состояние художественной культуры Кабардино-Балкарии. В экспозицию Республиканского музея изобразительных искусств вошли работы художников старшего поколения, представляющее на протяжении десятилетий искусство Кабардино-Балкарии, на самых престижных уровнях Юга России, поколение прошедшее сквозь идеологические катаклизмы, отразившие в своих произведениях довоенные годы и трудности военной поры. Многие из них вошли в «искусство», испытав и тяготы лишений и радость побед. В экспозиции выставки, в основном, произведения художников ушедших из жизни. Они оставили искренние переживания о судьбах своего народа в органичной связи со временем, отразив его с творческих позиций. В экспозицию выставки «На рубеже веков» творчество Николая Захаровича Трындык, воевавшего на фронтах Великой Отечественной войны, занимает серьёзное место — экспонируются работы, созданные в разные годы. Среди лучших живописные холсты «Память» (1973), «Девочка-балкарка» (1966), «Чабаны» (1974), «На Чегет» (1967) «На сенокос. Семья» (1967).

В июле 2014 года состоялась выставка «Мастера реализма» в Кабардино-Балкарском музее изобразительных искусств им. А. Л. Ткаченко, в котором среди наиболее ценных (уникальных) коллекций хранится «Каталог юбилейной выставки произведений художника Трындык Николая Захаровича» (Нальчик. 1967). В экспозиции произведения 29-ти авторов, созданные в 50-60 годы из фондов музея, коллекции Союза художников и семейных собраний. Отразив время, они стали красивой, гармоничной страницей национальной художественной культуры Кабардино-Балкарской Республики, вносящей наши духовные ценности в многогранное всероссийское культурное пространство. Большие полотна Николая Захаровича, такие как «Осень в Чегемском ущелье» стали одной из составляющих этой выставки. Эта экспозиция привлекла внимание не только ценителей искусства в Кабардино-Балкарии, но и экспонировалась в музеях других республик Северного Кавказа.

Николай Захарович Трындык — художник-реалист. В основе его творчества — Кабардино-Балкария, увиденная, с позиции огромного уважения к Человеку труда, восхищения его духовной культурой. Она стала для художника второй Родиной.






Яндекс.Метрика