03.04.2021

Огинская, Эльжбета Магдалена


Эльжбета Магдалена Огинская (в первом браке — Гелгуд, во втором — Пузына; ум. в 1767 году, Лучай) — графиня, представительница известного княжеского рода Огинских. Широко известная меценатка, покровительница наук.

Семья

Отец — великий гетман Литовский князь Григорий Антоний Огинский.

Братья и сестры:

Аниела Огинская, жена стольника Браславского Феликса Париса;

Ефросинья Огинская (ум. ок. 1765), жена с 1726 года старосты Вилейского и Пинского Петра Паца (ум. 1756);

Ян Огинский (ум. 1710), кухмистр великий Литовский и староста Мстибовский;

Казимир Марциан Огинский (ум. 1727), подстолий великий Литовский, староста Мстибовский.

Племянник: Андрей Огинский — посол в Петербурге, Вене, Берлине. Сыном Андрея Огинского был известный политик и композитор Михаил Клеофас Огинский.

Мужья: 1-й муж Казимир Гелгуд, 2-й муж князь Антоний Михаил Пузына.

Благотворительность

Эльжбета Магдалена была весьма образованной женщиной и являлась попечительницей наук. В ее Лучайском имении проводились астрономические наблюдения для определения географического положения.

В 1755 году Эльжбета Пузына подарила свое имение Лучай родному брату (по другим сведениям — троюродному) Тадеушу Огинскому.

В том же году Эльжбета Огинская пожертвовала значительную сумму для создания астрономического кабинета при Виленской иезуитской академии. В последующем кабинет превратился в настоящую обсерваторию, деятельность которой графиня поддерживала материально.

С 1766 года она ежегодно перечисляла проценты в размере 6000 злотых со своих сбережений на нужды Академии. Помимо того, она пожертвовала 3000 злотых наличными. Для этих целей она продала свои имения в Сандомирском воеводстве. Денежные средства были использованы для закупки астрономических приборов в Англии.

В 1766 году Эльжбета Пузына передала в Лучае дом для миссии иезуитов, действовавшей при Лучайском костеле. Также графиня передала иезуитской миссии 160 000 злотых и выделила два земельных участка для строительства нового дома и костела в честь святого Тадеуша Апостала. Генерал Ордена иезуитов Лоренцо Риччи приказал всем своим монахам воспевать в специальных молитвах щедрость попечительницы.

Жизненный путь Эльжбеты Магдалены завершился в Лучайском имении. Похоронена в Вильне.

Образ графини в литературе

Образ графини был увековечен в поэме Адама Мицкевича «Пан Тадеуш», в которой один из героев пан Подкоморий рассказывал про богатую и щедрую патриотку Пузыну, на средства которой был приобретен телескоп и за счёт крестьянских податей поддерживался «храм науки» (Виленская обсерватория).

Портреты графини

В Виленской обсерватории хранились два портрета Эльжбеты Пузыны — в молодом и пожилом возрасте (кисти виленского художника второй половины XVIII века Игнатия Эггенфельдера). Над главным входом обсерватории располагался барельеф с её профилем и монограммой.

В отделе гравюр Музея древностей в Вильне находился ещё один портрет Э. Пузыны с латинской надписью, в которой ей высказывалась благодарность иезуитской академии.

В Лучайском костеле до середины 70-х гг. ХХ столетия находились портреты Эльжбеты и Антония Пузыней. Предположительно, портреты были написаны на холсте в 1746—1752 гг.

На обоих портретах в левом верхнем углу изображён родовый герб: на фоне горностаевой мантии под княжеской короной итальянский (овальный) щит, горизонтально разделенный на две части. В верхней части щита на красном фоне изображен Георгий Победоносец, который убивает копьём змея. В нижней части на синем фоне — изображение герба «Огинец», родового символа Огинских и Пузыней.

Портрет Эльжбеты Огинской (Пузыны), размером 67х54 см, отлично сохранился. Рукой талантливого художника был запечатлен образ аристократки в роскошном убранстве. Мастеру удалось изобразить черты властного женского лица с сжатыми тонкими губами. Под гербом в три ряда было написано по-польскому: «Elżbieta z Xiążat Ogińskich Xiężna Puzynina Kasztelanowa Mścisławska» (Княжна Эльжбета Огинская княгиня Пузына каштелянка Мстиславская).

На втором портрете, который сохранился гораздо хуже, был изображён пожилой лысый мужчина в рыцарских доспехах с добродушным лицом и юмором в глазах — явный сангвиник, любитель жизни. Портрет был подписан следующим образом: «Antoni z Kozielska Xiąże Puzyna Kasztelan Mścisławski» (Антоний из Козельска князь Пузына каштелян Мстиславский).

В 1992 году портреты были отреставрированы и переданы в Витебский музей современного искусства.






Яндекс.Метрика