Отныне и во веки веков (фильм)


«Отныне и во веки веков» (англ. From Here to Eternity) — американский фильм режиссёра Фреда Циннемана, рассказывающий о буднях солдат накануне нападения на Пёрл-Харбор. Снят в 1953 году по одноимённому бестселлеру (1951) Джеймса Джонса. Входит в десятку самых кассовых голливудских фильмов 1950-х. Номинирован на тринадцать «Оскаров» и получил восемь, в том числе за лучший фильм года. В 2002 году включён в Национальный реестр фильмов.

Сюжет

Конец 1941 года, Пёрл-Харбор. Рядовой американской армии Роберт Ли Прюитт передислоцирован в казармы Скофилда на гавайском острове Оаху. Капитан Дэна Холмс узнаёт, что тот — успешный боксёр, и призывает его вступить в секцию, которой он руководит. Однако Прюитт отказывается: однажды он сильно покалечил человека на ринге и поэтому «завязал» с боксом. Отказ сильно задевает капитана, но сержант Мильтон Уорден обещает изменить мнение новичка, «задавив его уставом». Прюитт находит поддержку лишь в лице рядового Анджело Маджио.

Тем временем у сержанта Уордена развивается роман с женой капитана Холмса, Карен. Впрочем, она отказывается от продолжения отношений, когда узнаёт, что Уорден не желает учиться на офицера.

Вскоре происходит стычка Прюитта и сержанта Галовича. Рядовой не хочет драться, следуя своему обещанию, но, подначиваемый сослуживцами, выходит из себя и нокаутирует Галовича. В этот момент в драку вмешивается капитан Холмс. Рядовому Прюитту уже готовы обвинения в нарушении субординации, но свидетели жарко доказывают, что зачинщиком был именно сержант Галович. Всю эту сцену видел командир части, который начинает своё расследование. В результате капитан Холмс уволен из рядов вооружённых сил, а его преемник, капитан Росс, понижает Галовича в звании до рядового и отправляет «мыть сортиры».

Тем временем происходит ещё одна потасовка: Маджио, защищая честь своей сестры, в баре разбивает табурет о голову старшего сержанта Джеймса Джадсона. Драка перерастает в поножовщину, но её останавливает Уорден. Вскоре Маджио пойман на «самоволке» и отправлен на гауптвахту под надзором… Джадсона. Тот не упускает случая вдоволь поиздеваться над своим обидчиком. Пытки оказываются смертельными, и Маджио, сбежав, погибает на руках своего приятеля Прюитта. Товарищ мстит за Маджио, и в драке на ножах Джадсон убит, но и сам Прюитт тяжело ранен в живот. Он укрывается у своей подружки Лорин.

В этот момент начинается атака японцев. Узнав об этом, едва живой Прюитт пытается вернуться в часть. На протяжении всего фильма он пытался избежать бессмысленного кровопролития, но в условиях военного времени этот пацифизм неуместен. В темноте раненого застрелил собственный часовой. В конце фильма Лорин и Карен возвращаются на материк и обе говорят об одном человеке — Роберте Ли Прюитте.

В ролях

  • Берт Ланкастер — первый сержант Мильтон Уорден
  • Монтгомери Клифт — рядовой Роберт Ли Прюитт
  • Фрэнк Синатра — рядовой Анджело Маджио
  • Дебора Керр — Карен Холмс
  • Донна Рид — Альма «Лорин» Бёрк
  • Эрнест Боргнайн — сержант Джеймс «Толстяк» Джадсон
  • Филип Обер — капитан Дэна «Динамит» Холмс
  • Микки Шонесси — капрал Лива
  • Джек Уорден — капрал Бакли
  • Джон Деннис — сержант Айк Галович
  • Мерл Трэвис — Сэл Андерсон
  • Джордж Ривз — сержант Мейлон Старк

Кастинг

Итало-американец Фрэнк Синатра, прочитав роман Джеймса Джонса, очень хотел сыграть роль итало-американца Маджио. Он засыпал студию и главу студии «Коламбиа Пикчерс» Гарри Кона телеграммами с подписью «Маджио», но Кон опасался брать в серьезную драму непрофессионального актера, который «танцевал и пел вместе с Джином Келли». Ава Гарднер, которая была знакома с женой Кона, Джоаной, попросила её посодействовать и позволить мужу пройти кинопробы. Хотя после всех кинопроб на роль был утвержден Илай Уоллак, он впоследствии отказался от роли, променяв её на постановку «Camino Real» на Бродвее. Несмотря на то, что Фрэнк Синатра получил за эту роль всего 8 тыс. долл. (ср. со 130 тыс. долл. за его же роль восемью годами ранее в фильме «Поднять якоря!»), приз киноакадемии позволил ему с триумфом вернуться в шоу-бизнес и воскресить свою карьеру, которая до этого неумолимо шла под уклон.

На роль Карен Холмс приглашалась Джоан Фонтейн, но она отказалась по семейным обстоятельствам. Позднее Джоан сильно сокрушалась по этому поводу, так как её дальнейшая карьера вскоре пошла на спад. От услуг Джоан Кроуфорд пришлось отказаться после того, как она заявила, что её красоту может запечатлеть только тот оператор, с которым она работала над предыдущим фильмом. В итоге на женские роли были утверждены Дебора Керр и Донна Рид, обе предстали перед зрителем в неожиданном свете, так как прежде специализировались на ролях добродетельных, несколько чопорных жён.

Монтгомери Клифт совершенно не умел боксировать и отказался брать уроки бокса перед съёмкой, поэтому во всех сценах с драками его заменяет дублёр, что можно увидеть при внимательном просмотре фильма.

Цензура

Несмотря на репутацию одного из самых откровенных фильмов своего времени, создатели картины в соответствии с требованиями кодекса Хейса цензурировали некоторые пассажи книги Джонса: в частности, сцену на пляже, где Керр и Ланкастер занимаются любовью, и упоминания о гей-жизни, кипящей в Вайкики, а также о том, что Маджио по сути занимается мужской проституцией.

В рукописи Джонса даже содержались описания секса между мужчинами, которые не могли быть опубликованы в то время; полная версия книги без цензурных купюр поступила в продажу только в 2011 году.

Награды

Критики приняли фильм с восторгом. В частности, «Variety» заявил, что «это выдающаяся экранизация книги, с какого угла ни взгляни», «подбор актёров восхитителен» и «произносимые с экрана строчки врезаются в память».

Основные награды и номинации:

  • 1953 — в десятке лучших фильмов года по версии Национального совета кинокритиков США.
  • 1954 — восемь премий «Оскар»: лучший фильм (Бадди Адлер), лучшая режиссура (Фред Циннеман), лучший адаптированный сценарий (Дэниел Тарадаш), лучшая мужская роль второго плана (Фрэнк Синатра), лучшая женская роль второго плана (Донна Рид), лучшая операторская работа в чёрно-белом фильме (Бёрнетт Гаффи), лучший монтаж (Уильям Лайон), лучшая запись звука (Джон П. Ливадари). Кроме того, лента получила 5 номинаций: лучшая мужская роль (Берт Ланкастер и Монтгомери Клифт), лучшая женская роль (Дебора Керр), лучшая музыка (Джордж Дьюнинг, Моррис Столофф), лучшие костюмы в чёрно-белом фильме (Жан Луи).
  • 1954 — две премии «Золотой глобус»: лучшая режиссура (Фред Циннеман), лучшая мужская роль второго плана (Фрэнк Синатра).
  • 1954 — номинация на премию BAFTA за лучший фильм.
  • 1954 — специальный приз Каннского кинофестиваля (Фред Циннеман).
  • 1954 — премия Гильдии режиссёров США за лучшую режиссуру художественного фильма (Фред Циннеман).
  • 1954 — премия Гильдии сценаристов США за лучшую американскую драму (Дэниел Тарадаш).

Ремейки

По мотивам романа Джонса были сняты многосерийный телевизионный фильм 1979 года и 13-серийная «мыльная опера» 1980 года. В обоих главные женские роли исполнили Натали Вуд и Ким Бейсингер.

Режиссёр Терренс Малик долгое время готовился к съёмкам ремейка ленты 1953 года, но в итоге экранизировал другой военный роман Джеймса Джонса — «Тонкая красная линия».






Яндекс.Метрика