Лансере, Евгений Евгеньевич


Евгений Евгеньевич Лансере (23 августа [4 сентября] 1875, Павловск, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя — 13 сентября 1946, Москва, СССР) — русский и советский художник. Академик Императорской Академии художеств. Народный художник РСФСР (1945). Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

Сын известного скульптора Е. А. Лансере, брат художницы З. Е. Серебряковой и архитектора Н. Е. Лансере, племянник А. Н. Бенуа, стоявшего вместе с Сергем Дягилевым и Дмитрием Философовым у основания «Мира искусства».

Биография

На склоне лет Лансере вспоминал: «Архитектура и живопись были для меня фамильным делом». Действительно, отец его был известным скульптором, мать — дочерью академика архитектуры Н. Л Бенуа, в доме которого, рано потеряв отца, воспитывался будущий художник. Выпускник Первой Санкт-Петербургской гимназии. С 1892 года учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта. С 1895 по 1898 годы Лансере много путешествовал по Европе и совершенствовал мастерство во французских академиях Ф. Коларосси и Р. Жюлиана.

С 1899 года — член объединения «Мир искусства». В 1905 году уехал на Дальний Восток.

В 1906 году был издателем еженедельного иллюстрированного журнала политической сатиры «Адская почта» (вышло 3 номера). В дальнейшем сотрудничал с издательством «Шиповник» Зиновия Гржебина и Соломона Копельмана, в том числе создал его логотип.

В 1907—1908 годах стал одним из создателей «Старинного театра» — кратковременного, но интересного и заметного явления в культурной жизни России начала века. Лансере продолжил работу с театром в 1913—1914 годах.

1911—1915 — заведующий художественной частью на Императорском фарфоровом заводе и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Покинул Императорский фарфоровый завод в июне 1917 года. Звание академика Императорской Академии художеств (1913).

1914—1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны. 1917—1919 годы провёл в Дагестане.

В 1919 году сотрудничал как художник в Осведомительно-агитационном бюро Добровольческой армии А. И. Деникина (ОСВАГ). В 1920 году переезжает в Ростов-на-Дону, затем в Нахичевань-на-Дону и Тифлис.

С 1920 года — рисовальщик в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 года — профессор Академии художеств Грузии, МАРХИ. В 1927 году был командирован на полгода в Париж от Академии художеств Грузии. В 1929 году вошёл в состав «Общества живописцев».

В 1934 году переехал на постоянное жительство из Тифлиса в Москву и поселился в перестроенном доходном доме Феттер и Гинкель. С 1934 по 1938 годы преподавал во Всероссийской Академии Художеств в Ленинграде.

Е. Е. Лансере умер 13 сентября 1946 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Семья

Жена — Ольга Константиновна Арцыбушева (1881—1966), дочь Константина Дмитриевича Арцыбушева.

Дети — живописец, архитектор, книжный график Евгений Евгеньевич Лансере (1907—1988), Наталья Евгеньевна Лансере (1909—1994).

Творчество

Живопись

В начале 1920-х годов выступал как исторический живописец («Императрица Елизавета Петровна в Царском селе», 1905, Третьяковская галерея; «Петербург начала XVIII века», 1906, Государственный Русский музей;«Корабли времён Петра I», 1911, Третьяковская галерея). В 1942 году создал серию из пяти картин гуашью «Трофеи русского оружия».

Графика и иллюстрации

С 1897 года работал в книжной графике. Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн. Выполнил иллюстрации к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки».

Монументально-декоративное искусство

В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII—XVIII веков:

  • картины «Партизаны Кавказа» и «Встреча комсомольцев с крестьянами Крыма» в фойе Дворца Рабочего (ныне Дворец культуры «Железнодорожник»), 1931—32, Харьков.
  • росписи залов Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933—34 и 1945—46,
  • гостиница «Москва», темпера, 1937 (в Москве).
  • плафоны в доме Г. А. Тарасова в Москве
  • Памятный зал в Академии художеств в Петербурге.

Театрально-декорационные работы

Лансере работал в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:

  • «Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, — в Малом театре в Москве.
  • «Барышня-крестьянка», 1946 — Большой театр

Выставки

На выставках с 1900: «Мира искусств», «36-ти», Союза русских художников и др. Являясь одним из членов Северного кружка любителей изящных искусств в Вологде, принимал участие в художественных выставках, организованных членами кружка. Последняя крупная прижизненная выставка была в Третьяковской галерее в 1943 году.

Работы

  • Эскиз декорации для неосуществленной постановки балета «Сильвия» в Мариинском театре в Петербурге. 1901. 4-я картина.(В собрании Одесского художественного музея).
  • Заставка в журнале «Мир искусства» (1904, № 6). Тушь, перо.
  • «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
  • «Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.
  • «Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея
  • Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего Дворца в ночь на 25 ноября 1741 года. 1911. (В собрании Одесского Художественного музея).
  • «У Александровской колонны». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912—15.
  • Геркулес и Несс. 1913. (В собрании Одесского художественного музея).
  • Хаджи-Мурат на балу.1913. (В собрании Одесского художественного музея).
  • Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства, Москва.
  • «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
  • «Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва
  • Титульный лист для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Из собрание семьи художника
  • «Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея

Признание и награды

  • Сталинская премия второй степени (1943) — за большие достижения в искусстве
  • народный художник РСФСР (1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (15.06.1943)
  • орден Трудового Красного Знамени (04.09.1945)
  • медали





Яндекс.Метрика