Майерс, Руби


Сулочана (хинди सुलोचना) или Руби Майер (англ. Ruby Mayer), настоящее имя Руби Майерс (1907—1983); в титрах различных фильмов встречается также как Руби, Руби Сулочана, Сулочана Деви, Сулочана-старшая — индийская актриса, наиболее известная как одна из ранних женщин-звёзд индийского немого кино. Лауреат высшей кинематографической награды Индии — премии имени Дадасахеба Фальке.

Биография и карьера

Родилась в 1907 году в Пуне (ныне в индийском штате Махараштра). Как и ряд других актрис раннего периода индийского кино, Руби Майерс была «некоренного происхождения». По поводу её собственных корней существует несколько версий, включая «англо-индийскую» и «евразийскую», однако большинство источников сходятся на её происхождении из общины багдадских евреев.

В юности работала телефонисткой, прежде чем получила предложение актёрской карьеры от режиссёра и продюсера киностудии Kohinoor Film Company Мохана Даярама Бхавнани. Несмотря на интерес к предложению, девушка в течение долгого времени отказывалась из-за распространённых предубеждений о недостойности профессии актрисы для женщины. Однако упорство Бхавнани, в конце концов, увенчалось успехом. В 1925 году она дебютировала в его фильме Veer Bala. В этом же году за ним последовал «Королева кино» (Cinema Ki Rani). Всего за год со своего дебюта она снялась в девяти фильмах и в дальнейшем по 1929 год снималась в 5-6 фильмах ежегодно. В 1926 году в фильме Bamto Bhoot она сыграла девушку по имени Сулочана, от которой и пошёл её наиболее известный экранный псевдоним. Ещё одним успешным фильмом стала также снятая уже на студии Imperial Films картина Wildcat of Bombay, в которой персонаж Сулочаны предстает в 8 различных образах, включая садовника, полицейского, светловолосую европейку, джентльмена из Хайдарабада, уличного мальчишку и пожилую продавщицу бананов.

Три романтических хита конца 1930-х Madhuri (1928), Anarkali (1928) и Indira B.A. (1929) вознесли её на пик славы немого кино. Немая лента Madhuri была столь популярна, что сцены из неё включались в начавшее сниматься вскоре звуковое кино, в частности, танец в исполнении Сулочаны был включен с наложенной музыкой в звуковую короткометражку, посвященную открытию Махатмой Ганди и другими национальными лидерами выставки народного ремесла кхади в рамках пропагандирования движения за независимость свадеши.

В 1931 году студия Imperial Films выпустила первый индийский звуковой фильм «Свет мира», что ознаменовало начало эры звукового кино и поставило под угрозу карьеру многих звёзд немого, так как теперь от актёров требовалось хорошо владеть хиндустани (в частности, урду). Потратив год, чтобы выучить язык, Сулочана с триумфом вернулась в новой, звуковой версии Madhuri (1932). За этим фильмом последовали звуковые ремейки и других её популярных фильмов — Indira M.A. (1934), Anarkali (1935) and Bombay ki Billi (1936).

В большинстве фильмов 1930-х годов в фильмах студии Imperial Руби снималась в паре с актёром Диншау Биллимориа (с которым у неё также была любовная связь), являя этим также первый в Индии пример постоянного «партнёрства звёзд». На пике карьеры она считалась первой красавицей индийского кино и «мечтой оператора», была самой высокооплачиваемой актрисой своего времени, получавшей сначала 2500, а позднее и 5000 рупий в месяц — больше, чем колониальный генерал-губернатор Бомбея. Помимо работы в качестве актрисы, в середине 1930-х Сулочана основала свою собственную киностудию Rubi Pics.

В конце 1930-х годов, однако, когда стала приходить в упадок студия Imperial, и произошёл её разрыв с Д. Биллимориа, пришла в упадок и её карьера. На сцену стали выходить новые, более молодые и профессиональные актрисы. Одним из последних её фильмов в главной роли на этой студии стал Wahri Duniya режиссёра Гунджала, с которым Руби также успела посотрудничать на своей студии в фильме Prem Ki Jyot (1939).

Сулочана стала принимать гораздо более скромные предложения, чем раньше, перейдя на роли второго плана (сыграв с начала 1940-х до конца жизни ещё почти в полусотне фильмов). В 1953 году она в третий раз сыграла в фильме под названием Anarkali, но уже во второстепенной роли матери главного героя принца Салима.

В 1974 году она была награждена Премией имени Дадасахеба Фальке, наивысшей наградой индийского кинематографа за пожизненные достижения, особенно в период 1925—1939 годов, названный оргкомитетом Национальной кинопремии «эрой Сулочаны в хинди-кинематографе».

К концу жизни, несмотря на отдельные заработки, Сулочана обеднела настолько, что ей приходилось обращаться к благотворительным фондам, чтобы оплачивать скромную квартиру в Бомбее. Она умерла почти одинокой в 1983 году в своей квартире.

Избранная фильмография

  • Veer Bala (1925)
  • Cinema Queen (1926)
  • Bamto Bhoot (1926)
  • The Telephone Girl (1926)
  • Typist Girl (1926)
  • Wildcat of Bombay (1927)
  • Balidan (1927)
  • Madhuri (1928)
  • Anarkali (1928)
  • Heer Ranjah (1929)
  • Indira BA (1929)
  • Madhuri (1932)
  • Сулочана (1933)
  • Indira M.A. (1934)
  • Anarkali (1935)
  • Bombay ki Billi (1936)
  • Prem Ki Jyot (1939)
  • Anarkali (1953)
  • Baaz (1953)
  • Бумажные цветы (1959)
  • Простофиля (1959)
  • Тадж-Махал (1963)
  • Реальность (1964)
  • Амрапали (1966)
  • Ночь и день (1967)
  • Голубой лотос (1968)
  • Скромница (1971)
  • Джули (1975)
  • Khatta Meetha (1978)
  • Верные друзья (1980)





Яндекс.Метрика