Усть-Кут (аэропорт)


Усть-Кут — региональный аэропорт в 10 км к северу от города Усть-Кута Иркутской области, является третьим (после Иркутска и Братска) аэропортом регионального значения в области. Обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки в Иркутск, Красноярск и на нефтегазовые месторождения на севере Иркутской области.

Технические характеристики

Являясь аэропортом регионального значения, имеет достаточно высокие технические характеристики для данного уровня:

  • железобетонная ВПП с высокой несущей способностью;
  • оборудован инструментальной системой захода на посадку и светосигнальным оборудованием, позволяющим круглосуточно принимать ВС в сложный метеоусловиях;
  • аэровокзал обладает пропускной способностью 50 пассажиров в час;
  • перрон оборудован централизованной системой заправки и системой запуска воздушных судов


История

Строительство аэропорта началось в 1963 году в 12 км севернее Усть-Кута на вершине сопки, где была оборудована грунтовая ВПП. С осени того же года стали осуществляться первые рейсы самолётов Ан-2, Ил-14, вертолётов Ми-2, Ми-4. Немного позже стали выполняться полёты на самолётах Ан-24, Ан-26, Ил-14, Ан-2, Як-12.

В 1966 году аэропорт принял первый грузовой самолёт Ан-12 — в зимний период на грунтовой полосе уплотнялся снег, проводилась разметка габаритов ВПП, что позволяло принимать грузовые транспортные самолёты такого типа.

В 1970-х гг. значение аэропорта возросло в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали и открытием новых алмазодобывающих районов в Якутии. Были введены пассажирские рейсы на самолётах Як-40. Построены здание авиационно-технической базы склад ГСМ, грузовой пакгауз, здания диспетчерских пунктов УДВ. В 1979 году завершилось строительство искусственной ВПП, аэропорт был оборудован инструментальной системой посадки и светосигнальным оборудованием для круглосуточного приема воздушных судов в сложным метеоусловиях.

В 1980-е гг. аэропорт достигает пика своего развития и по объёмам отправок груза занимает лидирующее положение в Восточно-Сибирском управлении гражданской авиации. В 1983 году через аэропорт Усть-Кут отправлено 228,3 тыс. пассажиров, 26,7 тыс. тонн грузов, 536 тонн почтового груза. Построены бетонный перрон, здание аварийно-спасательной станции, док для технического обслуживания вертолётов, тёплые боксы для автотехники, оборудованы централизованная система заправки и запуска воздушных судов, места стоянок для вертолётов.

В 1990-х гг. объёмы работ резко упали. Ежегодное падение объёмов составляло 30—40 %. С 1991 по 2001 годы годовые отправки грузов сократились в 10 раз (с 18,3 тыс. тонн до 1,8 тыс. тонн), а отправки пассажиров — в 15 раз (с 111 тыс. чел. до 7,2 тыс. чел. в год).

В 2007 году контрольный пакет акций ОАО «Аэропорт Усть-Кут» приобрела авиакомпания «ЮТэйр», планирующая использовать его как основное место базирования своих вертолетов, выполняющих полеты на нефтяные месторождения в Восточной Сибири.

Принимаемые типы ВС

  • самолёты: Л-410, Ан-2, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, ATR-42, ATR-72, CRJ-200, Як-40, Ан-140, Ан-148, Як-42, Ил-76
  • вертолёты: всех типов


  • Воздушные суда в аэропорту Усть-Кут
  • Самолёт Canadair Regional Jet CRJ-200 на перроне

  • Посадка вертолёта Ми-8 на ВПП

  • ATR-42

  • Як-40 над полосой

  • Стоянка вертолётов Ми-8 на перроне

  • запуск двигателей в условиях высоких температур (Ан-24)

  • Ан-12 на перроне

  • Dassault Falcon 2000 (частный самолёт бизнесмена)

  • Aerospatiale 350B3 Ecureuil (RA-04054) - Ютэйр

  • Ан-2

  • Ан-140 на перроне

  • Миль Ми-26Т на перроне

  • а/к Вертол-Авиа

Маршрутная сеть

Транспортное сообщение с Усть-Кутом

Аэропорт соединён с городом местной автомобильной дорогой протяженностью 10 км, идущей от кольцевого перекрёстка объездной дороги и улицы Некрасова.

Городским общественным транспортом направление не обслуживается.

Района аэродрома

Расположение

Район аэродрома расположен в южной части обширного Средне-Сибирского плоскогорья, поверхность которого представляет собой возвышенное плато с отдельными сопками и кряжами. Рельеф окружающей местности холмистый с незначительными вершинами. Сопки и долины покрыты хвойным лесом с высотой деревьев до 40 метров. Местность района аэродрома – холмистая.

Климат

Аэродром Усть-Кут расположен в зоне резко континентального климата. Погода района аэродрома обуславливается расположением на левом берегу Лены выше её долины на 300-350 метров.
Средняя годовая скорость ветра – 3,9 м/с. Повторяемость скоростей ветра, превышающих установленные пределы, наблюдается весной (апрель-май) и в ноябре. В зимнее время преобладают ветры юго-западного, а в тёплый период западного и северо-восточного направления.
При заходе на посадку с юго-запада на удалении 8-10 км от взлётно-посадочной полосы при скоростях ветра 3 м/с и более наблюдается орографическая болтанка.

Видимость в районе аэродрома

Низкая облачность зависит от синоптической обстановки и от местных особенностей района. Наибольшая повторяемость низких облаков и тумана приходится на август-октябрь. Рост количества низко расположенных облаков – слоистых и разорвано-слоистых форм отмечается в основном в утренние и дневные часы. Минимальное количество низких облаков наиболее вероятно в ночные часы.
Горизонтальная дальность видимости достигает наименьших значений с ноября по апрель, за счёт снегопадов и метелей.

Температура

Среднегодовая температура воздуха составляет -3,4 °C. Минимальные температуры отмечаются в декабре-январе, максимальные в июле. Абсолютный минимум температуры воздуха -52 °C.

Осадки

Осадки наблюдаются в течение всего года. Число дней с осадками составляет от 125 до 185 в год.

Грозы наблюдаются с мая по август, в основном во второй половине дня и связаны с прохождением фронтов.

Гололёд наблюдается редко.

Показатели деятельности

Начиная с 2008 году произошло значительное увеличение прибыли за счёт увеличения вахтовых перевозок до нефтяных месторождений Иркутской области

Чистая прибыль оператора аэропорта в 2015 году составила 6,88 млн руб. по сравнению с чистым убытком в 2014 г. - 4,92 млн руб.

Перспективы развития

Экономические перспективы напрямую связаны с перспективами освоения крупных месторождений углеводородного сырья и эксплуатацией Восточного нефтепровода.

Авиакомпания «ЮТэйр», став в 2007 году держателем контрольного пакета акций аэропорта, заявляла о намерении построить новый аэровокзал и удлинить взлётно-посадочную полосу для принятия самолётов первого класса.

Однако, в 2018 году у основного акционера возникли серьезные финансовые трудности — чистый убыток авиакомпании составил 22 миллиарда рублей, в связи с чем была утрачена способность расплачиваться по кредитам. Авиапредприятием рассматривался вариант перевода аэродрома в статус посадочной площадки с целью минимизации сертификационных требований и сокращения расходов, что повлекло бы за собой ограничения на пассажирские перевозки. Позже в авиакомпании заявили, что аэропорт ликвидировать не собираются.

Происшествия и катастрофы






Яндекс.Метрика