22.12.2020

Железный рудник Кируна


Рудник является самым крупным в Швеции из крупнейших в мире.

В 1956 г. на руднике Кируна было добыто 9,4 млн. т руды, в том числе 3 млн. т подземными работами. Начиная с 1962 г., предполагают полностью прекратить открытые работы и добывать подземным способом 12—13 млн. т/год.

Рудник Кируна расположен на 140 км севернее Полярного круга.

Месторождение представляет собой мощную залежь магнетитового железняка длиной по простиранию около 4,5 км с углом падения 55—60. Средняя мощность 100 м, максимальная 240 м. Породы висячего бока — кварцевые порфиры, лежачего — сиенты. Среднее содержание железа в руде 64%, фосфора около 2%. Руда делится на несколько сортов, из которых высший содержит 68% железа и не более 0,03 фосфора, а низший — 60% железа и более 0,8% фосфора.

Применяется подэтажное обрушение с механической погрузкой руды и доставкой ее на подэтажах в самоходных челночных вагонетках на шинно,м ходу (см. рис. 47, б).

Высота этажа 45 м, подэтажа 7,5—9,0 м. Очистная выемка в подэтаже ведется в направлении от висячего блока в лежачему.

На основном откаточном горизонте проходят полевой штрек и из него через 200—250 м два-четыре рудоспуска. Для связи с каждой следующей группой рудоспусков в лежачем боку проходят восстающие с углом наклона 10°, по которым горные машины своим ходом поднимаются на подэтажи.

Все выработки проходятся без крепления.

Отбивают руду веерами штанговых скважин глубиной до 6 м. В веере 16 скважин, расстояние «между веерами 1 м. Бурение производится двумя перфораторами с буровой каретки на резиновом ходу. Каретку обслуживает один человек. Применяются свинчивающиеся буровые штанги. Производительность бурения двумя перфораторами 100—150 м/смену. Сжатый воздух подается к перфораторам от передвижных компрессоров без охладителей и, таким образом, имеет температуру +100°, что обеспечивает нагревание холодного воздуха в забое.

Бурение ведут с большим опережением, взрывание скважин начинают лишь после того, как обурена вся панель (т. е. один подэтажный орт).

Погрузку осуществляют машинами типа Джой в самоходные вагонетки. Машина может грузить крупные куски крепкой руды, зубья на захватывающих рычагах изготовляются из марганцовистой стали и служат шесть-восемь недель. После погрузки 350 тыс. т руды погрузочную машину подвергают капитальному ремонту.

Вагонетки имеют емкость 15—17 т, привод вагонеток электрический, ток поступает по гибкому кабелю. В вагонетках доставляют руду до рудоспусков по Челноковой схеме движения. Максимальная производительность доставки 1000 т/смену.

Боковые породы обрушаются в мелких кусках, что вызывает значительное разубоживание руды (до 20—25% по отчетным данным). По утверждениям шведских специалистов, потерн руды составляют 4-5%. Советские инженеры, посетившие в сентябре 1056 г. рудник Кируна, считают эту цифру заниженной.

Oб этом же говорят и результаты опытов по моделированию выпуска руды в аналогичных условиях.

На основных горизонтах 20-тонные вагонетки загружаются из люков размерами 1,6х1,1 м с пневматическими затворами. Руду откатывают к подземным дробилкам.

Производительность труда одного трудящегося по руднику составляет 10 т/смену, для подземного рабочего 15 т/смену, последнюю предполагается довести до 30—35 т/смену при достижении рудником проектной производительности.

Таким образом, применение подэтажного обрушения в варианте с обрушением руды и подэтажных ортов (штреков) из подошву подэтажа и самоходным оборудованием дает возможность достичь высокой производительности труда.

Сложным при этой системе разработки является вопрос проветривания очистных забоев, так как подэтажные орты (штреки) обрушаются по мере выемки подэтажа.





Яндекс.Метрика