22.12.2020
Рудник является самым крупным в Швеции из крупнейших в мире.
В 1956 г. на руднике Кируна было добыто 9,4 млн. т руды, в том числе 3 млн. т подземными работами. Начиная с 1962 г., предполагают полностью прекратить открытые работы и добывать подземным способом 12—13 млн. т/год.
Рудник Кируна расположен на 140 км севернее Полярного круга.
Месторождение представляет собой мощную залежь магнетитового железняка длиной по простиранию около 4,5 км с углом падения 55—60. Средняя мощность 100 м, максимальная 240 м. Породы висячего бока — кварцевые порфиры, лежачего — сиенты. Среднее содержание железа в руде 64%, фосфора около 2%. Руда делится на несколько сортов, из которых высший содержит 68% железа и не более 0,03 фосфора, а низший — 60% железа и более 0,8% фосфора.
Применяется подэтажное обрушение с механической погрузкой руды и доставкой ее на подэтажах в самоходных челночных вагонетках на шинно,м ходу (см. рис. 47, б).
Высота этажа 45 м, подэтажа 7,5—9,0 м. Очистная выемка в подэтаже ведется в направлении от висячего блока в лежачему.
На основном откаточном горизонте проходят полевой штрек и из него через 200—250 м два-четыре рудоспуска. Для связи с каждой следующей группой рудоспусков в лежачем боку проходят восстающие с углом наклона 10°, по которым горные машины своим ходом поднимаются на подэтажи.
Все выработки проходятся без крепления.
Отбивают руду веерами штанговых скважин глубиной до 6 м. В веере 16 скважин, расстояние «между веерами 1 м. Бурение производится двумя перфораторами с буровой каретки на резиновом ходу. Каретку обслуживает один человек. Применяются свинчивающиеся буровые штанги. Производительность бурения двумя перфораторами 100—150 м/смену. Сжатый воздух подается к перфораторам от передвижных компрессоров без охладителей и, таким образом, имеет температуру +100°, что обеспечивает нагревание холодного воздуха в забое.
Бурение ведут с большим опережением, взрывание скважин начинают лишь после того, как обурена вся панель (т. е. один подэтажный орт).
Погрузку осуществляют машинами типа Джой в самоходные вагонетки. Машина может грузить крупные куски крепкой руды, зубья на захватывающих рычагах изготовляются из марганцовистой стали и служат шесть-восемь недель. После погрузки 350 тыс. т руды погрузочную машину подвергают капитальному ремонту.
Вагонетки имеют емкость 15—17 т, привод вагонеток электрический, ток поступает по гибкому кабелю. В вагонетках доставляют руду до рудоспусков по Челноковой схеме движения. Максимальная производительность доставки 1000 т/смену.
Боковые породы обрушаются в мелких кусках, что вызывает значительное разубоживание руды (до 20—25% по отчетным данным). По утверждениям шведских специалистов, потерн руды составляют 4-5%. Советские инженеры, посетившие в сентябре 1056 г. рудник Кируна, считают эту цифру заниженной.
Oб этом же говорят и результаты опытов по моделированию выпуска руды в аналогичных условиях.
На основных горизонтах 20-тонные вагонетки загружаются из люков размерами 1,6х1,1 м с пневматическими затворами. Руду откатывают к подземным дробилкам.
Производительность труда одного трудящегося по руднику составляет 10 т/смену, для подземного рабочего 15 т/смену, последнюю предполагается довести до 30—35 т/смену при достижении рудником проектной производительности.
Таким образом, применение подэтажного обрушения в варианте с обрушением руды и подэтажных ортов (штреков) из подошву подэтажа и самоходным оборудованием дает возможность достичь высокой производительности труда.
Сложным при этой системе разработки является вопрос проветривания очистных забоев, так как подэтажные орты (штреки) обрушаются по мере выемки подэтажа.
Железный рудник Кируна
Рудник является самым крупным в Швеции из крупнейших в мире.
В 1956 г. на руднике Кируна было добыто 9,4 млн. т руды, в том числе 3 млн. т подземными работами. Начиная с 1962 г., предполагают полностью прекратить открытые работы и добывать подземным способом 12—13 млн. т/год.
Рудник Кируна расположен на 140 км севернее Полярного круга.
Месторождение представляет собой мощную залежь магнетитового железняка длиной по простиранию около 4,5 км с углом падения 55—60. Средняя мощность 100 м, максимальная 240 м. Породы висячего бока — кварцевые порфиры, лежачего — сиенты. Среднее содержание железа в руде 64%, фосфора около 2%. Руда делится на несколько сортов, из которых высший содержит 68% железа и не более 0,03 фосфора, а низший — 60% железа и более 0,8% фосфора.
Применяется подэтажное обрушение с механической погрузкой руды и доставкой ее на подэтажах в самоходных челночных вагонетках на шинно,м ходу (см. рис. 47, б).
Высота этажа 45 м, подэтажа 7,5—9,0 м. Очистная выемка в подэтаже ведется в направлении от висячего блока в лежачему.
На основном откаточном горизонте проходят полевой штрек и из него через 200—250 м два-четыре рудоспуска. Для связи с каждой следующей группой рудоспусков в лежачем боку проходят восстающие с углом наклона 10°, по которым горные машины своим ходом поднимаются на подэтажи.
Все выработки проходятся без крепления.
Отбивают руду веерами штанговых скважин глубиной до 6 м. В веере 16 скважин, расстояние «между веерами 1 м. Бурение производится двумя перфораторами с буровой каретки на резиновом ходу. Каретку обслуживает один человек. Применяются свинчивающиеся буровые штанги. Производительность бурения двумя перфораторами 100—150 м/смену. Сжатый воздух подается к перфораторам от передвижных компрессоров без охладителей и, таким образом, имеет температуру +100°, что обеспечивает нагревание холодного воздуха в забое.
Бурение ведут с большим опережением, взрывание скважин начинают лишь после того, как обурена вся панель (т. е. один подэтажный орт).
Погрузку осуществляют машинами типа Джой в самоходные вагонетки. Машина может грузить крупные куски крепкой руды, зубья на захватывающих рычагах изготовляются из марганцовистой стали и служат шесть-восемь недель. После погрузки 350 тыс. т руды погрузочную машину подвергают капитальному ремонту.
Вагонетки имеют емкость 15—17 т, привод вагонеток электрический, ток поступает по гибкому кабелю. В вагонетках доставляют руду до рудоспусков по Челноковой схеме движения. Максимальная производительность доставки 1000 т/смену.
Боковые породы обрушаются в мелких кусках, что вызывает значительное разубоживание руды (до 20—25% по отчетным данным). По утверждениям шведских специалистов, потерн руды составляют 4-5%. Советские инженеры, посетившие в сентябре 1056 г. рудник Кируна, считают эту цифру заниженной.
Oб этом же говорят и результаты опытов по моделированию выпуска руды в аналогичных условиях.
На основных горизонтах 20-тонные вагонетки загружаются из люков размерами 1,6х1,1 м с пневматическими затворами. Руду откатывают к подземным дробилкам.
Производительность труда одного трудящегося по руднику составляет 10 т/смену, для подземного рабочего 15 т/смену, последнюю предполагается довести до 30—35 т/смену при достижении рудником проектной производительности.
Таким образом, применение подэтажного обрушения в варианте с обрушением руды и подэтажных ортов (штреков) из подошву подэтажа и самоходным оборудованием дает возможность достичь высокой производительности труда.
Сложным при этой системе разработки является вопрос проветривания очистных забоев, так как подэтажные орты (штреки) обрушаются по мере выемки подэтажа.
- Железный рудник Гренгесберг
- Условия применения систем подэтажного обрушения
- Система этажного обрушения со сплошной выемкой и минной отбойкой руды на руднике Британия (Канада)
- Система этажного принудительного обрушения с вертикальными компенсационными камерами на руднике Элен (Канада)
- Системы этажного принудительного обрушения на руднике "Заполярный" Норильского горнометаллургического комбината
- Система этажного принудительного обрушения на рудниках Зыряновского комбината
- Раичич, Станойло
- Система этажного обрушения с компенсационными камерами на рудниках Лениногорского полиметаллического комбината
- Системы этажного принудительного обрушения со сплошной выемкой
- Системы этажного принудительного обрушения с компенсационными камерами
